07.10.2026
Увеличение штрафов и новые наказания: обзор поправок к НК РФ
Правительство предлагает ужесточить налоговую ответственность за ряд нарушений. Это выразится в повышении штрафов. Также хотят ввести новые наказания. Планируется, что большинство изменений заработают 1 января 2027 года, но не ранее чем через месяц после опубликования.
Штрафы для всех организаций
|
Нарушение |
Штрафы сейчас |
Новые штрафы |
|
Нарушили срок подачи заявления о постановке на учет в налоговой |
10 тыс. руб. |
В 3 раза больше |
|
Вели деятельность без постановки на учет в налоговой |
10% от дохода, ноне менее 40 тыс. руб. |
10% от дохода, ноне менее 121 тыс. руб. |
|
Не подали в срок декларацию (расчет) |
5% от не уплаченного в срок налога (взносов) за каждый месяц, но не более 30% и не менее 1 000 руб. |
5% от не уплаченного в срок налога (взносов) за каждый месяц, но не более 30% и не менее 2 600 руб. |
|
Нарушили способ подачи декларации (расчета) |
200 руб. |
560 руб. |
|
Грубо нарушили правила учета в одном налоговом периоде |
10 тыс. руб. |
28 тыс. руб. |
|
Совершили то же нарушение в течение более чем одного налогового периода |
30 тыс. руб. |
83 тыс. руб. |
|
Совершили то же нарушение, если оно повлекло занижение базы |
20% от суммы налога (взносов), ноне менее 40 тыс. руб. |
20% от суммы налога (взносов), ноне менее 111 тыс. руб. |
|
Нарушили порядок владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в части которого приняты обеспечительные меры, без согласия налоговой |
30 тыс. руб. |
83 тыс. руб. |
|
Нарушили срок подачи документов или сведений |
200 руб. за каждый непредставленный документ |
560 руб. за каждый непредставленный документ |
|
Не подали в срок 6-НДФЛ |
1 000 руб. за каждый месяц |
1 850 руб. за каждый месяц |
|
Не подали в срок сведения или документы по требованию при встречной проверке либо представили их с заведомо недостоверными данными |
10 тыс. руб. |
В 2,5 раза больше |
|
Подали документы с недостоверными сведениями. Субъект нарушения – налоговый агент |
500 руб. за каждый документ |
900 руб. за каждый документ |
|
Не сообщили (сообщили не в срок) сведения, в т.ч. не подали (подали не вовремя) пояснения при просрочке с подачей уточненной декларации |
5 000 руб. |
14 тыс. руб. |
|
Совершили то же деяние в течение календарного года |
20 тыс. руб. |
56 тыс. руб. |
Увеличат размеры и иных штрафов.
Изменения могут заработать
1 января 2027 года, но не ранее чем через месяц после опубликования.
Новые штрафы для бизнеса
|
Нарушение |
Штраф |
|
Не сообщили в срок о создании обособленного подразделения в РФ (кроме филиалов и представительств) |
121 тыс. руб. |
|
Не исполнили поручение налоговой о приостановке (возобновлении) приема заказов и размещения карточки товара (работы, услуги) продавца на платформе, а также обязанности в связи с налоговым контролем. Субъект нарушения – оператор посреднической цифровой платформы |
100 тыс. руб. |
Первое изменение может заработать
1 января 2027 года, но не ранее чем через месяц после опубликования, второе –
через 9 месяцев после опубликования.
Штрафы в части трансфертного ценообразования и обложения КИК
|
Нарушение |
Штрафы сейчас |
Новые штрафы |
|
Не подали в срок документы о размере прибыли (убытка) КИК либо подали их с недостоверными сведениями |
500 тыс. руб. |
754 тыс. руб. |
|
Не подали в срок документы, которые подтверждают условия для освобождения КИК от налогов, или подали их с заведомо недостоверными сведениями |
1 млн руб. |
1 510 тыс. руб. |
|
Не подали (подали не в срок) сообщение об участниках (иностранная организация) или учредителях, бенефициарах и управляющих (иностранная структура без образования юрлица) |
50 тыс. руб. |
В 1,5 раза больше |
|
Не уплатили (уплатили не полностью) налог из-за нерыночности цены в контролируемой сделке, кроме сделки между взаимозависимыми лицами – резидентами РФ |
Сумма неуплаченного налога, но не менее 500 тыс. руб. |
Сумма неуплаченного налога, но не менее 580 тыс. руб. |
|
Не уплатили (уплатили не полностью) налог из-за нерыночности цены в контролируемой сделке между взаимозависимыми лицами – резидентами РФ |
40% от неуплаченного налога, но не менее 30 тыс. руб. |
40% от неуплаченного налога, но не менее 35 тыс. руб. |
|
Не подали в срок уведомление о контролируемых сделках или направили его с недостоверными данными |
100 тыс. руб. |
120 тыс. руб. |
|
Не уплатили (не полностью уплатили) налог из-за того, что в базу не включили долю прибыли КИК |
20% от суммы неуплаченного налога в части прибыли КИК, ноне менее 100 тыс. руб. |
20% от суммы неуплаченного налога в части прибыли КИК, ноне менее 120 тыс. руб. |
|
Не подали в срок уведомление о КИК или направили его с недостоверными данными |
500 тыс. руб. по каждой КИК |
754 тыс. руб. по каждой КИК |
|
Не подали в срок уведомление об участии в иностранных организациях или направили его с недостоверными данными |
50 тыс. руб. в части каждой иностранной организации |
104 тыс. руб. в части каждой иностранной организации |
|
Не подали в срок уведомление об участии в МГК или направили его с недостоверными данными |
500 тыс. руб. за каждое нарушение |
600 тыс. руб. за каждое нарушение |
|
Не подали в срок страновой отчет или направили его с недостоверными данными |
1 млн руб. |
1,2 млн руб. |
Увеличат размеры и иных штрафов.
Изменения могут заработать
1 января 2027 года, но не ранее чем через месяц после опубликования.
Штрафы для банков
|
Нарушение |
Штрафы сейчас |
Новые штрафы |
|
Открыли счет без сведений об ИНН, КПП, дате постановки на учет в налоговой |
20 тыс. руб. |
66 тыс. руб. |
|
Не сообщили в срок налоговой об открытии или закрытии счета, вклада (депозита), изменении их реквизитов |
40 тыс. руб. |
132 тыс. руб. |
|
Исполнили поручение налогоплательщика на перечисление средств, которое не связано с уплатой налога, если операции по счетам приостановлены или естьограничение |
20% от перечисленной суммы, но не более суммы долга. Если его нет – 20 тыс. руб. |
20% от перечисленной суммы, но не более суммы долга. Если его нет – 56 тыс. руб. |
|
Исполнили поручение налогоплательщика на расходные операции по счетам в драгметаллах, которое не связано с уплатой налога, если операции по счетам приостановлены или есть ограничение |
20% от суммы, эквивалентной стоимости драгметаллов, но не более суммы долга. Если его нет – 20 тыс. руб. |
20% от суммы, эквивалентной стоимости драгметаллов, но не более суммы долга. Если его нет – 34 тыс. руб. |
|
Не представили налоговой справки (выписки) по операциям на счетах, сведения об остатке денег, за счет которых можно исполнить поручение инспекции на уплату долга, когда у банка отозвали лицензию |
20 тыс. руб. |
56 тыс. руб. |
Предоставили налогоплательщику право использовать корпоративную карту, если нет данных об ИНН, КПП и дате постановки на учет в налоговой.
Предоставили это право, если получили от инспекции решение о приостановке переводов электронных денег этого лица |
20 тыс. руб. |
52 тыс. руб. |
|
Не сообщили в срок в налоговую сведения о предоставлении (прекращении) права налогоплательщика использовать корпоративные (персонифицированные) электронные средства платежа для переводов |
40 тыс. руб. |
105 тыс. руб. |
|
Исполнили поручение налогоплательщика на перевод электронных денег, которое не связано с уплатой налога, если есть решение налоговой о приостановке переводов электронных денег |
20% от перечисленной суммы, но не более суммы долга. Если его нет – 20 тыс. руб. |
20% от перечисленной суммы, но не более суммы долга. Если его нет – 52 тыс. руб. |
Не представили в налоговую справки об остатках и переводах электронных денег, не сообщили об остатках электронных денег, переводы которых приостановили.
Представили справки с нарушением срока или неверными данными |
10 тыс. руб. |
26 тыс. руб. |
Изменения могут заработать
1 января 2027 года, но не ранее чем через месяц после опубликования.
Штрафы для физлиц
Увеличат размеры и иных штрафов.
Изменения могут заработать
1 января 2027 года, но не ранее чем через месяц после опубликования.
О других изменениях по проекту читайте в
обзоре.
Документ:
Проект Федерального закона N 617-9
Полезная ссылка:
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2026) (с ...
07.10.2026
План ФХД: с 17 октября действует обновленная форма и требования
Минфин скорректировал
Приказ N 186н. Так, требования к плану ФХД вместо учредителя теперь устанавливает финансовый орган (п. 1 приложения N 2 к приказу). Он определяет в том числе:
-
сроки, порядок составления и утверждения плана;
-
правила внесения в него изменений. В частности, закрепили случаи, когда можно менять план без корректировки обоснований (расчетов) плановых поступлений и выплат.
Изменили и форму плана (п. 17 приложения N 2 к приказу). Среди прочего добавили строки для отражения грантов и лизинговых платежей.
Также Минфин полностью обновил правила составления плана ФХД и его форму для федеральных учреждений (приложение N 1 к приказу). Теперь форма унифицирована. Применять новые правила
нужно с составления плана на 2027 год. Прежний
Порядок N 168н утрачивает силу с 2027 года.
Документ:
Приказ Минфина России от 30.06.2026 N 84н
Полезные ссылки:
Приказ Минфина России от 31.08.2018 N 186н (ред. от 25.08.2022) "О Требованиях к составлению и утверждению ...
Приказ Минфина России от 17.08.2020 N 168н (ред. от 16.02.2026) "Об утверждении Порядка составления и ...
07.10.2026
СФР пояснил, когда организация выплачивает больничный работнику после сокращения штата
Сотрудник получил травму в течение 30 дней после увольнения из-за сокращения штата. Ему выплачивали среднемесячный заработок за второй и третий месяцы трудоустройства. Ведомство
отметило, что в таком случае право на пособие по временной нетрудоспособности сохраняется.
Этой ситуации
нет в перечне оснований для отказа в пособии. Оплата больничного и среднемесячный заработок из-за сокращения числа работников – независимые друг от друга выплаты. Выплата среднемесячного заработка не влияет на право получить пособие. Нет ограничений для их одновременной выплаты.
Документ:
Письмо СФР от 24.09.2026 N 14-20/52100
07.10.2026
Подборка интересных судебных споров за III квартал 2026 года для бухгалтера бюджетной организации
На работу бухгалтера могут повлиять не только нормативные документы и разъяснения ведомств, но и судебные акты. В прошедшем квартале суды рассмотрели много споров. Мы отобрали те, о которых писали в новостях и которые больше всего заинтересовали бухгалтеров.
Трудовые отношения и оплата труда
Региональные праздники
КС РФ
указал, что гарантии ТК РФ при работе в нерабочие праздничные дни распространяются и на региональные праздники. Эти дни следует оплачивать в двойном размере, а не в одинарном, как это сделал филиал одного из федеральных учреждений. Он ссылался на федеральное финансирование, так как не имел своего лицевого счета, а из регионального бюджета деньги на повышенную оплату за работу в эти дни не выделяли.
Компенсация за вредность без СОУТ
АС Восточно-Сибирского округа частично
принял доводы проверяющих, которые сочли нецелевой выплату компенсации за вредность газооператорам, поварам и заведующему столовой без спецоценки условий труда. Суд согласился, что характер работы газооператора и повара объективно связан с вредными факторами, а компенсации закреплены в локальных актах. Однако заведующему столовой доплата не положена – учреждение не доказало вредность условий его работы.
Нецелевой расход средств ОМС
Надбавка за работу с гостайной
20-й ААС
согласился с проверяющими, которые признали нецелевым расходом выплату за счет ОМС компенсации за работу с гостайной. Больница считала ее частью зарплаты по основному виду деятельности. Однако суд отметил, что деятельность по защите гостайны и связанные с этим соцгарантии должны финансироваться из бюджета.
Кулер и одноразовые стаканчики
АС Северо-Кавказского округа
не поддержал ревизоров, которые сочли нецелевым расходом оплату за счет ОМС кулеров и стаканчиков для сотрудников. Спорные затраты относят к расходам, сопутствующим оказанию медпомощи. Они обеспечивают деятельность врачей и медперсонала.
Кабинет переливания крови
14-й ААС
решил, что выплата зарплаты работникам кабинетов переливания крови за счет ОМС – это нецелевой расход. Больница – участник системы обращения донорской крови, такую деятельность финансирует регион, к тому же выплата не включена в тариф ОМС.
Зарплата воспитателей в детской больнице
7-й ААС
согласился с фондом, который счел нецелевым расходом оплату за счет ОМС зарплаты воспитателей для пациентов-детей. Работа воспитателя не предусмотрена порядками и стандартами оказания медпомощи, значит, не входит в тариф ОМС.
Сопровождение медицинской информсистемы
ВС РФ
отказался пересматривать выводы судов, которые признали расходы на оплату сопровождения мединформсистемы за счет ОМС нецелевыми. Детализацию расходов на ПО утвердили в новых правилах позже спорного периода. Больница понесла траты до вступления в силу этих правил, значит, использовать средства ОМС на них было нельзя.
Нецелевой расход субсидий и бюджетных средств
Капремонт стадиона – спортплощадка внутри объекта
18-й ААС
не увидел нарушения в том, что внутри стадиона построили спортплощадку за счет субсидии на капремонт. Площадка расположена внутри беговой дорожки, не огорожена и не является отдельным спортивным объектом.
ГСМ при ошибках в первичке
15-й ААС
не поддержал проверяющих, которые обвинили администрацию в излишнем списании ГСМ для косилок. Нормы расхода соблюдены, затраты соответствуют смете, а ошибки в первичке не доказывают нецелевого расхода.
Программа "Земский учитель" – выплаты психологам и логопедам
АС Северо-Кавказского округа
подтвердил правомерность выплат подъемного пособия педагогам-психологам, логопеду и дефектологу по программе "Земский учитель". Хотя эти должности в номенклатуре различаются, все они относятся к педагогическим работникам.
Возврат субсидии за нарушение графика работ
14-й ААС
поддержал проверяющих, которые потребовали вернуть часть субсидии на реконструкцию очистных сооружений: график работ не соблюдали, хотя объект ввели в эксплуатацию. Суд отметил, что завершение работ и целевой расход не отменяют нарушения сроков.
Премии за счет целевой субсидии
21-й ААС
не поддержал проверяющих, которые сочли нецелевыми траты учреждения на стимулирующие выплаты сотрудникам за счет целевой субсидии в рамках программы развития. Суд отметил: премии назначали за работу сверх трудовых функций ради реализации программы. Речь шла, в частности, о научных публикациях и разработках новых образовательных программ. Увеличение этих показателей – один из результатов программы.
07.10.2026
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за июль – август 2026 года
За июль и август в системе КонсультантПлюс появилось около 1000 новых определений КСОЮ по трудовым спорам. Мы отобрали интересные дела, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. Расскажем о расторжении договора по соглашению сторон, увольнении за сон на работе, прекращении договора с инвалидом.
Расторжение трудового договора по соглашению сторон
С руководителем службы охраны труда провели беседу, подписали соглашение о расторжении договора с компенсацией в размере одного оклада. В тот же день оформили приказ об увольнении. После специалист оспорил действия работодателя.
Две инстанции не нашли оснований удовлетворить иск. Кассация направила дело на новое рассмотрение.
Мнение судов:
-
Работник заключил соглашение добровольно, лично подписал его.
-
Нет доказательств давления со стороны работодателя, вынужденного увольнения.
-
После подписания соглашения специалист не пытался его отозвать. Получив расчет, он перестал выходить на работу.
-
Ссылка истца на единичные конфликты субъективна и оценочна.
Позиция кассации:
-
Вынужденный характер подписания соглашения можно подтвердить любыми доказательствами.
-
Истец отмечал, что инициатива увольнения исходила от работодателя. Суды не учли доводы о конфликте с руководителем отдела персонала, о требованиях директора организации уволиться, публичном порицании истца после несчастного случая с работником.
-
Документы оформили одним днем, поэтому специалист не мог принять взвешенное решение, обратиться за консультацией.
-
Компенсация в размере оклада ниже ежемесячного дохода истца. Следовало проверить доводы о том, что соглашение не содержало мотивирующих условий.
-
Суды не учли, что соглашение должно отвечать интересам обеих сторон. На это указывал, в частности, ВС РФ.
Документ:
Определение 1-го КСОЮ от 24.08.2026 N 88-25544/2026
Увольнение за нарушение требований охраны труда
Машинист буровой установки
заснул во время работы. Его
уволили за нарушение требований охраны труда, повлекшее угрозу тяжких последствий. Он оспорил наказание.
Суды восстановили работника, но кассация направила дело на пересмотр в апелляцию.
Мнение судов:
-
Работодатель не учел тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, соразмерность вины и ответственности.
-
Не было оснований применять крайнюю меру взыскания.
-
У работника был многолетний стаж, его неоднократно награждали за добросовестный труд.
-
Тяжких последствий и реальной угрозы их возникновения не наступило.
Позиция кассации:
-
Факты сна на рабочем месте и отсутствия контроля буровой установки не нашли опровержения.
-
Положительные характеристики работника и длительный стаж не освобождают от ответственности за грубое нарушение требований промбезопасности.
-
Следует учесть доводы о том, что возникла реальная угроза тяжких последствий. Для увольнения не требуется устанавливать, что они наступили или работодателю причинен ущерб.
-
Работнику обеспечили возможность дать объяснения.
Документ:
Определение 3-го КСОЮ от 12.08.2026 N 88-14240/2026
Прекращение трудового договора по медпоказаниям
Работнику установили инвалидность, выдали справку и индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). На основе этих документов его отстранили от работы, а затем
уволили. Он не согласился.
Две инстанции не выявили нарушений в действиях работодателя. Кассация направила дело на новое рассмотрение.
Мнение судов:
-
У работника были противопоказания к работе по занимаемой должности.
-
В организации не было подходящих вакансий, на которых он мог бы выполнять обязанности со значительной помощью других лиц.
-
Отстранение и увольнение законны.
-
Справка об инвалидности и ИПРА позволяли прекратить трудовой договор.
Позиция кассации:
-
Суды не применили порядок признания работника непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных работ.
-
Справка и ИПРА не приравниваются к медзаключению, которое позволяет прекратить договор.
-
Медзаключение выдает специализированный орган по результатам экспертизы профпригодности. На это указывали КС РФ и ВС РФ.
-
ИПРА носит для инвалида рекомендательный характер, он может не соблюдать ее.
-
Медико-социальная экспертиза и экспертиза профпригодности преследуют разные цели. Суды не разграничили их и пришли к неверному выводу о том, что у работодателя были основания для увольнения.
Документ:
Определение 2-го КСОЮ от 02.07.2026 N 88-16389/2026
Полезные ссылки:
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)" (утв. Президиумом Верховного ...
Приказ Минздрава России от 25.03.2025 N 147н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной ...
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.05.2026)
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru