с 29 сентября по 5 октября 2026 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#бухгалтеру бюджетной организации

В управлении командировочные расходы компенсируются по факту (без выдачи аванса). Например: сотрудник в декабре 2025 съездил в командировку за свой счёт, а в январе 2026 ему компенсировали расходы по заявлению на возмещение расходов. Произведенные командировочные расходы компенсировали через счет 302 00, так как аванс не выдавался. Правильно ли это? Не будет ли ошибок в учёте?

Посмотреть ответ специалиста

Если работник учреждения осуществил расходы без предварительного получения денег под отчет, то названные операции могут учитываться или на счете 208.00, или на счете 302.00. Учреждение  в рамках учетной политики самостоятельно определяет счет, на котором отражаются обязательства учреждения перед сотрудником в случае возмещения произведенных им расходов без предварительного получения денежных средств.
Выводы основаны на разъяснениях Минфина РФ. Несмотря на то, что в разъяснениях представлены ссылки на утратившие силу инструкции, считаем применимым их в настоящее время, потому что Минфин РФ указал на преемственность подходов между утратившими силу инструкциями и новыми планами счетов.
Работник, потративший свои деньги на административно-хозяйственные нужды организации, имеет право на компенсацию понесенных расходов (ст. 164 ТК РФ). При этом возмещению подлежат только расходы, согласованные с руководителем организации или иным уполномоченным лицом. 
Счет 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" предназначен как для учета расчетов с подотчетными лицами по суммам денежных средств и (или) денежных документов, выдаваемых учреждением под отчет, так и для учета компенсации осуществленных расходов без предварительной выдачи денежных средств. Этот счет не используется для учета не возвращенной в срок дебиторской задолженности подотчетных лиц, по которой ведется претензионно-исковая работа (п. 106 Порядка применения Единого плана счетов, п. 105 Порядка применения Плана счетов бюджетного учета, п. 74 Порядка применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений, Письмо Минфина России от 08.04.2022 N 02-06-10/32293. Разъяснения в Письме основаны на утратившей силу Инструкции N 157н, однако полагаем, что они применимы и сейчас).
 
Обоснование
 
1. В каких случаях применяется счет 0 208 00 000
Счет 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" предназначен как для учета расчетов с подотчетными лицами по суммам денежных средств и (или) денежных документов, выдаваемых учреждением под отчет, так и для учета компенсации осуществленных расходов без предварительной выдачи денежных средств. Этот счет не используется для учета не возвращенной в срок дебиторской задолженности подотчетных лиц, по которой ведется претензионно-исковая работа (п. 106 Порядка применения Единого плана счетов, п. 105 Порядка применения Плана счетов бюджетного учета, п. 74 Порядка применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений, Письмо Минфина России от 08.04.2022 N 02-06-10/32293. Разъяснения в Письме основаны на утратившей силу Инструкции N 157н, однако полагаем, что они применимы и сейчас).
 
2. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете расчеты с подотчетными лицами
Расчеты с подотчетными лицами отражайте в разрезе видов выплат, которые утверждены бюджетной сметой (планом ФХД) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета (п. 107 Порядка применения Единого плана счетов, п. 105 Порядка применения Плана счетов бюджетного учета, п. 74 Порядка применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений):
·     10 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда";
·     20 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг";
·     30 "Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов";
·     50 "Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам";
·     60 "Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению";
·     90 "Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам".
С учетом требований субъекта консолидации при формировании учетной политики вы вправе установить в рабочем плане счетов дополнительную группировку расчетов с подотчетными лицами - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухучета (п. 19 Стандарта "Единый план счетов").
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
 
Минфин России указал на преемственность методологических подходов между Порядком применения Единого плана счетов и Инструкцией N 157н, Порядком применения Плана счетов бюджетного учета и Инструкцией N 162н, Порядком применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений и Инструкциями N N 174н, 183н (Методические рекомендации по применению Стандарта "Единый план счетов", Методические рекомендации по применению Стандарта "План счетов бюджетного учета", Методические рекомендации по применению Стандарта "План счетов бюджетных (автономных) учреждений"). Иными словами, общие подходы к порядку ведения учета сохранены, а изменения носят точечный характер.
Путеводитель. Какие изменения учреждению внести в учетную политику на 2026 г. (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Какой счет - 208 00 или 302 00 - применяется для признания в бухгалтерском учете расходов подотчетного лица, осуществленных без предварительной выдачи ему денежных средств?
Ответ: В соответствии со ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику возмещаются расходы, связанные с его использованием.
Таким образом, в случае, когда сотрудник учреждения с ведома или с согласия работодателя использовал личные денежные средства на оплату товаров (работ, услуг) в интересах работодателя, предварительно не получив на указанные расходы деньги под отчет, работодатель возмещает осуществленные сотрудником расходы.
Порядок ведения бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы установлен федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и иными актами финансового ведомства, регулирующими ведение бюджетного учета.
В соответствии с п. 212 Инструкции N 157н для учета расчетов с подотчетными лицами по суммам денежных средств и (или) денежных документов, выдаваемых им учреждением под отчет, предназначен счет 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами".
Минфин в Письме от 08.04.2022 N 02-06-10/32293 указал: положениями Инструкции N 157н допускается отражение на счете 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами" расчетов с сотрудником как по ранее выданным авансам, так и по компенсации задолженности по осуществленным им без предварительной выдачи денежных средств расходам.
В то же время согласно Инструкции N 157н в целях отражения принятых перед работником учреждения обязательств может применяться также счет 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам".
По мнению финансового ведомства, применение счета 302 00 в рассматриваемом случае не является нарушением порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета (Письмо от 30.09.2011 N 02-06-05/4406).
Принимая во внимание, что в соответствии с п. 6 Инструкции N 157н, п. 7 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н, учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, субъект учета вправе при формировании учетной политики самостоятельно определить счет, на котором отражаются обязательства учреждения перед сотрудником в случае возмещения произведенных им без предварительного получения денежных средств расходов.
По своему экономическому смыслу рассматриваемые затраты работника похожи на перерасход по подотчету (сумма превышения принятых к учету расходов подотчетного лица над ранее выданным авансом), который согласно Инструкции N 157н подлежит отражению на счете 208 00 и признается принятым перед подотчетным лицом денежным обязательством.
В связи с вышеизложенным более корректно обязательство учреждения в сумме расхода, произведенного сотрудником, предварительно не получившим денежных средств под отчет, принять к учету как денежное обязательство учреждения с отражением на соответствующих счетах аналитического учета счета 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами".
{Вопрос: Какой счет - 208 00 или 302 00 - применяется для признания в бухгалтерском учете расходов подотчетного лица, осуществленных без предварительной выдачи ему денежных средств? ("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 7) {КонсультантПлюс}}

#бухгалтеру

В конце квартала закуплено много материалов на стройку. Не завершенное строительство(не введено в эксплуатацию). Идет увеличение на счет 08. Можно ли временно отправить на счет 25 как текущие расходы производства для уменьшения налога на прибыль, а в следующем квартале вернуть их на счет 08? Какие варианты есть на списание, чтобы уменьшить налог на прибыль?

Посмотреть ответ специалиста

Нет, так делать нельзя. Это искажение налоговой базы и умышленный уход от налогов. Попытка временно списать капитальные затраты в текущие расходы для уменьшения налога на прибыль прямо нарушает пункт 1 статьи 54.1 НК РФ (запрет на уменьшение налоговой базы путем искажения сведений о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения).
В соответствии с ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» все затраты на приобретение материалов для создания основных средств (ОС) признаются капитальными вложениями и аккумулируются на счете 08. В налоговом учете, согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ, эти расходы формируют первоначальную стоимость объекта ОС.
Инструменты для снижения налога на прибыль, которые могут быть использованы:
1. Создание налоговых резервов.
Это самый действенный способ перенести часть расходов будущих периодов на текущий квартал «на бумаге».
Все резервы должны быть закреплены в вашей учетной политике.
2. Разделение материалов на капстроительство и текущий ремонт
 Внимательно проанализируйте перечень закупленных материалов. Если часть из них пойдет не на строящийся объект, а на поддержание в рабочем состоянии (текущий ремонт) уже действующих офисов, складов или оборудования, то на основании пункта 1 статьи 260 НК РФ такие расходы признаются прочими и списываются в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены. Их можно сразу отправить на счета затрат (20, 25, 26).
3. Применение амортизационной премии (при вводе других ОС)
Если в текущем квартале ваша компания вводит в эксплуатацию какие-то другие основные средства, вы можете воспользоваться нормой пункта 9 статьи 258 НК РФ. Она дает право единовременно списать на расходы текущего периода от 10% до 30% (в зависимости от амортизационной группы) от первоначальной стоимости вводимого объекта ОС или расходов на его модернизацию
4. Через НДС
Строительные материалы не влияют на налог на прибыль до ввода объекта, но они могут сразу снизить другой налог. На основании пункта 1 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, вы имеете право заявить к вычету «входной» НДС по материалам, приобретенным для капитального строительства, сразу после их принятия на учет (на счет 08 или 10) и при наличии счета-фактуры. Ждать ввода объекта в эксплуатацию для вычета НДС не нужно. Это законно уменьшит ваш платеж по НДС за текущий квартал.
 
Обоснование
 
1. Какие резервы создаются в налоговом учете
Создавать резервы по налогу на прибыль могут только организации, которые используют метод начисления.
Создание резерва - право организации, а не обязанность. Организация самостоятельно решает, создавать ли ей резервы и какие именно.
При этом некоторые резервы могут создавать только определенные категории организаций, например банки или некоммерческие организации.
В налоговом учете можно создать следующие виды резервов.
Резерв по сомнительным долгам
Резерв по сомнительным долгам нужен для того, чтобы равномерно списывать в налоговом учете не погашенную вовремя дебиторскую задолженность (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Этот резерв понадобится, если у вас есть ненадежные партнеры и есть сомнения, что они оплатят суммы, которые вам должны.
Резервы, связанные с оплатой труда
В налоговом учете к таким резервам можно отнести два вида резервов, непосредственно обусловленных наличием трудовых отношений между организацией и работниками:
1) резерв на оплату отпусков;
Этот резерв нужен, чтобы равномерно в течение года списывать расходы на оплату отпускных своим работникам. При использовании резерва часть отпускных будет учтена в расходах до того, как вы их фактически выплатите (ст. 324.1 НК РФ).
2) резерв на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.
Вознаграждения обычно выплачиваются работникам единовременно, на определенную дату или по итогам года.
Этот резерв нужен, чтобы равномерно в течение года списывать расходы на выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год. При использовании резерва часть премий будет учтена в составе расходов по оплате труда до того, как вы их фактически выплатите (п. п. 1, 2, 6 ст. 324.1 НК РФ).
Резерв на ремонт основных средств
Ремонт основных средств (ОС) требует больших затрат.
Поэтому, если вашей организации предстоит ремонт основных средств, есть смысл создать для этого резерв в налоговом учете. Ведь при использовании резерва затраты на такой ремонт списываются равномерно (п. 3 ст. 260 НК РФ).
Резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию
Если ваша организация реализует товары и выполняет работы, то вы можете нести расходы на ремонт и обслуживание в течение гарантийного срока.
Чтобы равномерно в течение года списывать расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию, можно создать резерв по гарантийному ремонту. При его использовании часть расходов будет учтена в составе прочих расходов до того, как вы их понесете (п. п. 1, 3 ст. 267 НК РФ).
Резерв по предстоящим расходам на НИОКР
Этот резерв могут создавать организации, которые выполняют научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
Выполнение НИОКР обычно дорогостоящее и длительное мероприятие.
С помощью резерва можно учитывать расходы в налоговом учете равномерно, независимо от того, завершены НИОКР или нет. Формировать резерв можно, если есть утвержденные программы НИОКР (ст. 267.2 НК РФ).
Резерв по предстоящим расходам на социальную защиту инвалидов
Это довольно специфичный резерв. Его может создавать очень узкий круг налогоплательщиков - общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов, при соблюдении определенных условий (пп. 38 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 267.1 НК РФ).
Резерв по предстоящим расходам, связанным с ведением предпринимательской деятельности.
Этот резерв также вправе создавать только отдельные виды некоммерческих организаций. Коммерческие организации и государственные корпорации, государственные компании и объединения юридических лиц создавать такой резерв не могут (ст. 267.3 НК РФ).
Такой резерв целесообразно создать, если некоммерческая организация планирует в будущем осуществлять какие-либо крупные расходы, которые связаны с ведением предпринимательской деятельности.
Резерв на возможные потери по ссудам
Этот резерв могут создавать банки помимо резерва по сомнительным долгам (ст. 292 НК РФ).
Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации также могут создавать резервы на возможные потери по займам, помимо резервов по сомнительным долгам (ст. 297.3 НК РФ).
Резерв под обесценение ценных бумаг
Отчисления в этот резерв могут учитывать в составе расходов по налогу на прибыль только профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют дилерскую деятельность (п. 10 ст. 270, ст. 300 НК РФ).
 
2. Как создать и использовать резервы в налоговом учете
Для создания резервов в налоговом учете можно выделить общий порядок действий:
1)    отразите решение о создании резерва в учетной политике;
2)    рассчитайте сумму отчислений в резерв;
3)    спишите расходы за счет резерва.
Резерв создается для того, чтобы определенные затраты списывались равномерно в течение года, а не единой суммой. Единовременное списание крупных расходов может привести к резкому увеличению затрат и стать причиной убытка в отчетном периоде.
Если резерв создан, то соответствующие расходы списываются за счет этого резерва. В расходы вне резерва можно списать только превышение расходов над суммой резерва.
Далее рассмотрим порядок создания и использования отдельных резервов, которые вправе создать коммерческая организация.
Путеводитель. Резервы в налоговом учете (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}

Расходы на ремонт основных средств и иного имущества
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Расходы на ремонт основных средств и иного имущества, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
ст. 260 НК РФ {КонсультантПлюс}

 

#кадровику

Работодатель переводит должности из обособленного подразделения из одного города в основное подразделение, которое находится в другом городе. Это связано с высокой арендой и невозможностью содержать офис. При этом обособленное подразделение не закрывается. Как можно обосновать уведомление сотрудников о переводе должностей, какую статью применить, можно ли применить ст. 74 ТК РФ? Можно ли оформить это как реорганизацию производства?

Посмотреть ответ специалиста

Применить статью 74 ТК РФ в вашей ситуации нельзя. Попытка оформить такой перевод как «реорганизацию производства» и уволить несогласных сотрудников по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ несет в себе огромные судебные риски для компании.
Финансовые причины - это не реорганизация производства. Согласно ч. 1 ст. 74 ТК РФ, причинами для изменений могут быть исключительно изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства или совершенствование рабочих мест. Высокая стоимость аренды и невозможность содержать офис относятся к экономическим (коммерческим) рискам работодателя.
ОП остается открытым. Тот факт, что обособленное подразделение юридически продолжает существовать, дополнительно подчеркивает: трудовые обязанности на этой территории выполнять можно, и работодатель просто оптимизирует расходы.
Если вы воспользуетесь ст. 74 ТК РФ, уведомите сотрудников за 2 месяца и уволите отказавшихся переезжать по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, суд восстановит их на работе.
Перевод в другую местность допускается только с письменного согласия работника.
Вы можете выдать сотрудникам официальные предложения о переводе. В тексте укажите причину: «В связи с оптимизацией расходов компании, прекращением договора аренды офиса и переносом рабочих мест в основное подразделение...».
Согласно ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ и ст. 72 ТК РФ, с согласным сотрудником заключается письменное дополнительное соглашение к трудовому договору, где фиксируется новое место работы. Издается приказ о переводе.
Либо вариант это сокращение штата. Если сотрудники откажутся переезжать в Новороссийск, принудительно перевести их нельзя. Единственный законный способ ликвидировать должности в Краснодаре - процедура сокращения штата.
 
Обоснование
 
Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда
В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.
Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
ст. 74 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Перевод на другую работу. Перемещение
Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
    КонсультантПлюс: примечание.
До 01.01.2027 в случае приостановки производства (работы) работник может быть переведен к другому работодателю в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.12.2025 N 2131.
 
По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
ст. 72.1 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Перевод в обособленное подразделение в другой местности оформляют так же. Но работника, отказавшегося от перевода, уволить нельзя.
{Типовая ситуация: Перевод на работу в другую местность: как оформить и учесть (Издательство "Главная книга", 2026) {КонсультантПлюс}}

Учтите, что изменение места нахождения филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения под действие ст. 72.1 и п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ не подпадает. Филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения не являются юридическими лицами и не могут считаться работодателями по отношению к работникам (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Соответственно, перевод на работу в другой филиал, представительство либо иное обособленное подразделение, а также изменение места их нахождения не считаются переводом работников в связи с перемещением работодателя в другую местность. Тем не менее работодателю и в этом случае придется решать вопрос об изменении условий трудового договора с работниками, согласившимися изменить место работы, либо об увольнении работников, отказавшихся от перевода. Это обусловлено тем, что условие о местонахождении обособленного структурного подразделения обязательно должно включаться в трудовой договор с работником, принимаемым на работу в филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности, нежели местонахождение работодателя (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Готовое решение: Что нужно знать о переводе на работу в другую местность вместе с работодателем (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}

Вопрос: При отказе работника от перевода в другую местность его можно уволить. Мы уведомили работника о переводе его в обособленное подразделение нашей фирмы в другом городе, он отказался. Можем ли мы его уволить по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка?
 
Ответ: Нет. Работника, отказавшегося от перевода в обособленное подразделение в другой местности, уволить нельзя.
Изменение места нахождения филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения под действие ст. 72.1 и п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ не подпадает. Филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения не являются юридическими лицами и не могут считаться работодателями по отношению к работникам. Соответственно, перевод на работу в другой филиал, представительство либо иное обособленное подразделение, а также изменение места их нахождения не считаются переводом работников в связи с перемещением работодателя в другую местность. Тем не менее работодателю и в этом случае придется решать вопрос об изменении условий трудового договора с работниками, согласившимися изменить место работы, либо об увольнении работников, отказавшихся от перевода. Это обусловлено тем, что условие о местонахождении обособленного структурного подразделения обязательно должно включаться в трудовой договор с работником, принимаемым на работу в филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности, нежели местонахождение работодателя.
{Вопрос: При отказе работника от перевода в другую местность его можно уволить. Мы уведомили работника о переводе его в обособленное подразделение нашей фирмы в другом городе, он отказался. Можем ли мы его уволить по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка? (Подборки и консультации Горячей линии, 2025) {КонсультантПлюс}}


 

#юристу

Может ли частная компания (АО), владея на праве собственности автомобилем, передать его в безвозмездное пользование по договору муниципальному казенному учреждению? При этом орган местного самоуправления является учредителем частной организации.

Посмотреть ответ специалиста

Коммерческая организация не может передать имущество в безвозмездное пользование своему учредителю, участнику и некоторым другим лицам (п. 2 ст. 690 ГК РФ).
В вашей ситуации:
- ссудодатель – АО (коммерческая организация);
- ссудополучатель – муниципальное казенное учреждение;
- учредитель АО – орган местного самоуправления.
Запрет распространяется на передачу учредителю АО. В свою очередь, казенное учреждение не является учредителем АО – это самостоятельное юридическое лицо, хотя и созданное тем же публично-правовым образованием.
Таким образом, АО может передать автомобиль в безвозмездное пользование муниципальному казенного учреждению, не смотря на то, что у АО и МКУ один учредитель. Указанный вывод подтверждается судебной практикой.
 
Обоснование
 
1. Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
2. Коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля.
ст. 690 ГК РФ {КонсультантПлюс}
 
В обоснование своих требований истец также ссылался на нарушение ответчиком положений пункта 2 статьи 690 ГК РФ. Указанная ссылка истца правомерно отклонена арбитражным судом области, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 690 ГК РФ коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля.
В рассматриваемом случае по договору N 129 от 25.07.2016 спорное имущество было передано от одного юридического лица другому юридическому лицу, а не непосредственно учредителю, участнику, руководителю, члену его органов управления или контроля в соответствии, с чем довод истца о нарушении в данной ситуации положений пункта 2 статьи 690 ГК РФ является необоснованным.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных по делу доказательств, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
{Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018 N 19АП-4340/2018 по делу N А08-13509/2017 {КонсультантПлюс}}
 

#специалисту по госзакупкам

Можно ли увеличить цену контракта с единственным поставщиком по теплу больше чем на 10 процентов, заключенного по п. 8 части 1 статьи 93? Теплоснабжающая организация выставила допсоглашение на увеличение цены контракта больше чем на 10 процентов по причине повышения тарифов на тепло.

Посмотреть ответ специалиста

Изменять существенные условия контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается в случаях, предусмотренных в Законе N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 данного Закона).
По соглашению сторон можно изменить любые условия контракта с единственным поставщиком, если закупаются в том числе (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 01.10.2020 N 24-03-08/86086, от 20.12.2019 N 24-03-07/99997, от 19.12.2019 N 24-03-07/99602) услуги по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа), обращению с ТКО, отходами I и II классов опасности, подключению к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, в рассматриваемом случае в силу указанных положений цена контракта может быть изменена без каких-либо ограничений.
 
Обоснование
 
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 3, 6, 8, 21, 22, 23, 29, 32, 34, 40, 41, 46, 51, 52, 56, 59 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
(п. 10 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.12.2024 N 484-ФЗ, от 31.07.2025 N 333-ФЗ)
п. 10 ч. 1 ст. 95, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2026) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" {КонсультантПлюс}
 
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона (редакция является действующей, п. 10 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ).
Таким образом, анализ данных норм, позволяет сделать вывод, что запрет на изменение условий контракта и установление процентного ограничения, не распространяется на контракты, заключенные в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, следовательно, при увеличении, предусмотренного контрактом количества товара, в том числе в результате корректировки до фактического объема потребленной тепловой энергии, применительно к правоотношениям сторон по настоящему спору в рамках контракта N 02.101218кТЭ от 18.11.2019 г. законом предусмотрена возможность изменения его цены путем заключения соглашения сторон.
{Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 N 09АП-79498/2023-ГК по делу N А40-146747/2023 {КонсультантПлюс}}
 
При этом судом также установлено, что дополнительным соглашением от 25.12.2019 N СД-14ю/426 к государственному контракту стороны изменили цену контракта увеличив ее более чем на 19% - до 4 881 000 000 рублей.
Указанные действия сторон согласуются с положениями п. 2.1 контракта (абзац 2), а также п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции действующей на момент подписания дополнительного соглашения), позволяющей изменить существенные условия контракта при его исполнении в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, в рассматриваемом случае в силу указанных положений цена контракта могла быть изменена без каких-либо ограничений.
{Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 N 09АП-6667/2021-ГК по делу N А40-153432/2020 {КонсультантПлюс}}