12.12.2025
Закон о защите прав юрлиц и ИП будет применяться до конца 2028 года - поправка прошла второе чтение
С 1 января 2026 года ряд проверок продолжат проводить по Закону о защите прав юрлиц и ИП. Речь идет, в частности, о контроле:
- за соблюдением антимонопольного законодательства;
- деятельностью НКО и отдельно СРО;
- выполнением требований в сфере миграции;
- разработкой, производством и распространением шифровальных (криптографических) средств, а также систем, защищенных с их помощью, и т.д.;
- оборотом психотропных веществ и т.п.
Этот закон по-прежнему нужно будет соблюдать и при уведомлении о запуске отдельных видов бизнеса.
Есть и другие поправки. Так, Закон о госконтроле дополнят нормой для СРО с обязательным членством. Контрольный орган по общему правилу известит СРО о надзорном мероприятии в отношении ее участника не менее чем за 24 часа до даты его начала. Выписку из паспорта мероприятия направят по электронной почте или другим способом.
Документ:
Проект Федерального закона N 793099-8
Рекомендуем:
Чем регулируются плановые проверки (мероприятия)
Чем регулируются внеплановые проверки (мероприятия)
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О саморегулируемых организациях"
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных ...
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 24.06.2025) "О государственном контроле (надзоре) и ...
12.12.2025
Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за ноябрь
Когда можно компенсировать расходы на представителя в деле об административном правонарушении? Какой штраф ждет банк, если он не выполнит требование пристава? Применяется ли льготная ставка НДС, если товар не разрешили ввезти в страну из-за нарушений? Ответы на эти и другие вопросы в нашем материале.
Нельзя компенсировать расходы на представителя при отмене постановления об административном правонарушении по нереабилитирующим основаниям
Ситуация:
- Дело об административном правонарушении в отношении компании прекратили из-за истечения сроков давности.
- Она потребовала компенсировать расходы на услуги представителя.
Что сказали суды трех инстанций: суды частично удовлетворили требование.
Что сказал Верховный суд:
- Для взыскания расходов имеет значение основание прекращения производства.
- Истечение срока давности не является реабилитирующим основанием (в отличие от отсутствия события или состава правонарушения либо недоказанности обстоятельств).
- Чтобы компенсировать убытки, компания должна была добиваться изменения оснований на реабилитирующие.
Документ: Определение ВС РФ от 06.11.2025 N 305-ЭС25-5645
Штраф для банка за неисполнение требования пристава о взыскании денег с должника нужно рассчитывать исходя из доступного остатка на его счете
Ситуация: судебный пристав составил протокол об АП из-за неисполнения банком требования о взыскании.
Что сказали суды трех инстанций: суды взыскали штраф в размере более 900 тыс. руб. (половина от суммы требования).
Что сказал Верховный суд:
- Размер штрафа должен соответствовать принципам справедливости и соразмерности.
- Штраф нужно исчислять исходя из доступного остатка на счете должника. В пределах именно этой суммы (а не всего размера долга) банк может выполнить требование пристава.
- На дату нарушения доступный остаток составлял около 300 тыс. руб., поэтому верная сумма штрафа - 150 тыс. руб.
Документ: Определение ВС РФ от 07.11.2025 N 305-ЭС25-6735
При выходе участника из ООО в конце года действительную стоимость доли нужно определять по данным промежуточной отчетности, если общество обязано ее составлять
Ситуация:
- Участник ООО вышел из его состава в ноябре 2021 года.
- Он посчитал, что расчет действительной стоимости доли нужно сделать на основании годовой бухотчетности за 2020 год.
- У компании была обязанность перед банком по составлению и передаче промежуточной отчетности ежеквартально.
- Она сделала контррасчет по промежуточной отчетности за 9 месяцев 2021 года.
Что сказали суды трех инстанций: суды поддержали участника.
Что сказал Верховный суд:
- Действительную стоимость доли нужно определять на основании актуальных данных.
- Расчет должен быть справедливым, иначе выбывший участник получит выплату без учета изменений финансового состояния компании в текущем году.
- Участник знал об обязанности компании составлять промежуточную отчетность.
- Действительную стоимость доли нужно было определить по состоянию на 30 сентября 2021 года.
Документ: Определение ВС РФ от 14.11.2025 N 305-ЭС25-7382
При взыскании убытков с налоговой суд должен учесть действия налогоплательщика, повлекшие их увеличение
Ситуация:
- Компания получила банковскую гарантию для возмещения НДС.
- ФНС направила в банк уведомление о результатах проверки с задержкой из-за технического сбоя.
- За этот период компания оплатила банку комиссию, которую потребовала взыскать с налоговой.
Что сказали суды трех инстанций:
- Суды поддержали компанию.
- ФНС несвоевременно уведомила банк.
- Компания не совершила нарушений.
Что сказал Верховный суд:
- По условиям договора действие гарантии могли прекратить по информации, полученной не только от налоговой, но и от компании.
- Последняя продолжала оплачивать проценты и не предпринимала действий для уменьшения убытков, хотя обязанность уведомить банк о результатах проверки предусмотрена договором.
- Суды установили лишь тот факт, что налоговая нарушила срок направления уведомления.
Документ: Определение ВС РФ от 21.11.2025 N 303-ЭС25-6217
Нельзя применять пониженную ставку НДС при импорте, если продукция не соответствует санитарным требованиям
Ситуация:
- Россельхознадзор запретил ввоз в страну товара, который не соответствовал санитарным требованиям.
- Таможня потребовала уплатить НДС по ставке 20%.
- Импортер посчитал, что ставка должна быть 10%, поскольку товар входит в соответствующий перечень.
Что сказали суды трех инстанций:
- Первая инстанция поддержала таможню.
- Апелляция встала на сторону импортера. Код товара включен в перечень товаров, НДС для которых составляет 10%.
- Кассация согласилась с апелляцией.
Что сказал Верховный суд:
- Ставка НДС снижена из-за социальной значимости ряда товаров и введена для их доступности потребителям.
- Не доказали, что товар можно использовать в целях, для достижения которых установили пониженную ставку. Напротив, суды установили нарушение требований о качестве и безопасности пищевых продуктов.
- Товар запрещен к ввозу и продаже, что исключает применение льготного режима налогообложения.
- Применение льготной ставки не зависит от факта его продажи.
Документ: Определение ВС РФ от 14.11.2025 N 305-ЭС25-7009
Информация с сайта не является абсолютным основанием для доначисления таможенных платежей за товар, ввозимый для личного пользования
Ситуация:
- Таможня доначислила платежи за ввезенный для личного пользования автомобиль из-за того, что аналогичное ТС продавалось на сайте за большую цену.
- Решение таможни оспорили.
Что сказали суды трех инстанций:
- Первая инстанция не согласилась с таможней.
- Апелляция и кассация заняли иную позицию. Сайт может быть источником информации для таможни.
Что сказал Верховный суд:
- Для товаров для личного пользования установили упрощенный порядок перемещения через границу.
- Таможня должна доказать недостоверность цены. Сведения из каталогов и с сайтов - не абсолютные доказательства.
- Суды оценили лишь одно доказательство - данные с сайта. Они не учли переписку с его администрацией, которая не смогла обосновать цену. Проигнорировали и то, что автомобиль за повышенную цену на этом сайте так и не продали.
Документ: Определение ВС РФ от 13.11.2025 N 303-ЭС25-8507
Арбитражные управляющие могут проводить торги на электронных площадках, аккредитованных только в той же СРО, что и сам управляющий
Ситуация:
- Арбитражный управляющий разместил сведения о торгах на электронной площадке, не аккредитованной при СРО, членом которой он является.
- Организация оштрафовала управляющего.
- ФАС признала действия СРО недопустимой координацией экономической деятельности.
Что сказали суды трех инстанций:
- Суды согласились с ФАС.
- Организация принуждала управляющих отказываться от площадок, которые не аккредитованы при ней.
- Аккредитация именно в той СРО, членом которой является управляющий, не нужна.
Что сказал Верховный суд:
- Выводы судов ошибочны.
- Организация вправе требовать от своих членов проведения торгов только на аккредитованных при ней площадках.
- Это нужно для контроля за действиями управляющих, поскольку существует возможность взыскания компенсационных выплат с СРО.
- ФАС не установила, что действия СРО преследовали антиконкурентные цели или привели к такому результату.
- Координация деятельности в рамках профобъединений сама по себе не запрещена.
Документ: Определение ВС РФ от 05.11.2025 N 305-ЭС25-1663
К одному объекту, образующему ТКО, применяют только один норматив накопления, даже если этот объект используют в разных целях
Ситуация:
- ИП разместил в помещении кулинарию, где готовят и продают хлебобулочные изделия с потреблением на месте и на вынос.
- Региональный оператор по обращению с ТКО предложил заключить соглашение, где к объекту применяют несколько нормативов накопления: для цеха, продовольственного магазина и кафе.
- ИП отказался от подписания, т.к посчитал, что нужно применять только один норматив.
- Оператор решил взыскать долг, образовавшийся из-за применения нового расчета.
Что сказали суды трех инстанций:
- Суды согласились с подходом оператора.
- Также они отметили, что соглашение считается заключенным на условиях оператора, поскольку ИП не мотивировал отказ от подписания и не обратился в суд за урегулированием разногласий.
Что сказал Верховный суд:
- Если стороны не урегулировали разногласия, нельзя автоматически применять редакцию регионального оператора.
- Законодательством не предусмотрено применение нескольких нормативов к одному объекту, даже если его используют в разных целях.
- Нужно применять только один норматив, который в наибольшей степени соответствует характеру деятельности. В данном случае это размещение объектов общепита.
Документ: Определение ВС РФ от 25.11.2025 N 305-ЭС25-7691
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (ред. от 03.07.2024) "Об утверждении перечней кодов ...
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.06.2025) "О защите конкуренции" (с изм. и доп ...
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.11.2025)
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru