#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
В рассматриваемой ситуации считаем возможным данные расходы отразить по разделу 1000 "Социальная политика" по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения".
По подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий, социальных и страховых выплат, а также расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья, другие аналогичные расходы.
На подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ относятся расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования (за исключением оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости предоставляемых товаров, работ, услуг населению), в том числе на:
социальные выплаты гражданам, в том числе персоналу, на приобретение (строительство) жилья, в том числе с использованием государственных жилищных сертификатов;
По КВР 322 отражаются расходы бюджетов всех уровней по выплате гражданам денежных средств на приобретение, строительство жилья в соответствии с законодательством РФ, на единовременные выплаты для улучшения жилищных условий, которые перечисляются в том числе на открытые получателями выплаты банковские счета по договору ипотечного кредитования, на счета эскроу, а также на банковские счета тех лиц, которые отчуждают жилые помещения, приобретаемые для получателей выплаты.
Применяйте КВР 322 только в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ (п. 10.6.2 Порядка N 209н, п. 53.3.2.2 Порядка N 82н).
Согласно Таблице соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" подраздел 1003 соответствует КВР 323
Наименование показателя |
Код |
Примечание/комментарий |
|
Раздела/Подраздела |
Вида расходов |
||
Субсидии гражданам на приобретение жилья |
1003 |
322 |
|
Для отражения в учете расчетов по социальной помощи населению в денежной форме оформите следующие бухгалтерские записи:
в бюджетном учете казенного учреждения
1 Одновременно производится запись по забалансовому счету 18. |
Обоснование
Раздел 1000 "Социальная политика" классификации расходов бюджетов включает расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства.
По подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий, социальных и страховых выплат, а также осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, обеспечение путевками в установленных законодательством Российской Федерации случаях ..., другие аналогичные расходы.
На подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ относятся расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования (за исключением оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости предоставляемых товаров, работ, услуг населению), в том числе на:
социальные выплаты гражданам, в том числе персоналу, на приобретение (строительство) жилья, в том числе с использованием государственных жилищных сертификатов;
выплату органами государственной власти (органами местного самоуправления) физическим лицам, в том числе работникам данных органов, социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами;
другие аналогичные расходы.
Какие расходы отражаются по КВР 322 "Субсидии гражданам на приобретение жилья"
По КВР 322 отражаются расходы бюджетов всех уровней по выплате гражданам денежных средств на приобретение, строительство жилья в соответствии с законодательством РФ, на единовременные выплаты для улучшения жилищных условий, которые перечисляются в том числе на открытые получателями выплаты банковские счета по договору ипотечного кредитования, на счета эскроу, а также на банковские счета тех лиц, которые отчуждают жилые помещения, приобретаемые для получателей выплаты. Отражаются в том числе расходы федерального бюджета (п. 53.3.2.2 Порядка N 82н):
Также по указанному КВР отражайте расходы:
Некоторые из упомянутых разъяснений Минфина России по вопросу о том, какие виды расходов отражать по КВР 322, основаны на Указаниях N 65н. Считаем, что они актуальны и в отношении расходов, определенных Порядком N 82н.
Проверьте соблюдение следующих условий перед отнесением расходов на КВР 322:
Если все эти условия соблюдаются, то расходы можете отразить по КВР 322.
Применяйте КВР 322 только в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ (п. 10.6.2 Порядка N 209н, п. 53.3.2.2 Порядка N 82н).
Таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов российской федерации, начиная с бюджетов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Наименование показателя |
Код |
Примечание/комментарий |
|
Раздела/Подраздела |
Вида расходов |
||
Субсидии гражданам на приобретение жилья |
1003 |
322 |
|
В каких случаях применяется счет 0 302 62 000
Счет 0 302 62 000 "Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме" используйте для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете расчетов, связанных с социальным обеспечением населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования (п. п. 254, 256 Инструкции N 157н, п. 101 Инструкции N 162н, п. п. 126, 127 Инструкции N 174н, п. п. 129, 130 Инструкции N 183н).
Эти расходы относятся на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ (п. 10.6.2 Порядка N 209н).
Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете расчеты по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме
Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме отражайте на счете 0 302 62 000 на основании документов, подтверждающих принятие обязательств по таким выплатам (п. 26 СГС "Концептуальные основы", п. 3 Инструкции N 157н).
Аналитический учет по счету ведите в общем порядке.
Операции по счету 0 302 62 000 отражайте в журнале по прочим операциям (ф. 0504071) (п. 258 Инструкции N 157н).
Для отражения в учете расчетов по социальной помощи населению в денежной форме оформите следующие бухгалтерские записи:
в бюджетном учете казенного учреждения
1 Одновременно производится запись по забалансовому счету 18. |
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Если по имеющимся данным о платеже его можно идентифицировать как предоплату в счет предстоящих поставок товаров, то вы должны исчислить с него НДС. При получении аванса НДС считают по расчетной ставке: 20/120, а для товаров, облагаемых по 10%, - 10/110. При применении пониженных ставок для УСН - 5/105 или 7/107. Исчислить авансовый НДС надо, даже если отгрузка будет в том же квартале (ст. 164 НК РФ). НДС примите к вычету в квартале отгрузки предоплаченных товаров, а при возврате аванса покупателю - в течение года после возврата (ст. 172 НК РФ, п. 22 Правил ведения книги покупок).
В рассматриваемом вопросе разница между суммой поступивших денежных средств от покупателя и суммой реализованных товаров признается авансом. С этой разницы необходимо исчислить НДС, выставить авансовый счет-фактуру и уплатить налог в бюджет. В квартале, в котором вы отгрузите товары под этот аванс, уплаченный НДС можно будет принять к вычету. Сумма НДС с аванса, которую вы можете заявить к вычету, зависит от стоимости отгруженных товаров. Так, если их стоимость больше или равна сумме аванса, то к вычету вы можете принять весь уплаченный НДС с аванса. А если стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав меньше аванса, то к вычету принимается налог в размере исчисленного НДС с отгрузки. Примеры в обосновании.
Обращаем внимание, что данные правила действуют, если покупатель оплачивал задолженность по реализации 2024 года, но переплата (денежные средства) поступила в 2025 году. Не начисляется НДС с ошибочно поступивших денежных средств, которые вы обязаны вернуть. Однако чтобы избежать претензий со стороны налогового органа, вам нужно подготовить документы, подтверждающие, что платеж был ошибочным, например, материалы переписки с организацией (ИП), перечислившей вам деньги, пояснительную записку бухгалтера, документы, подтверждающие возврат денег.
Если вы освобождены от уплаты НДС в связи с тем, что ваши доходы были менее 60 млн руб. за 2024 год, то с переплаты от покупателя НДС не исчисляется и не уплачивается.
Обоснование
При получении от покупателя аванса по общему правилу вы должны начислить налог (пп. 2 п. 1, п. 14 ст. 167 НК РФ). При этом не имеет значения, в какой форме получен аванс (в денежной или иной).
Не нужно начислять НДС с аванса, только когда он перечислен в счет предстоящей передачи цифровых финансовых активов (ЦФА), а также в счет предстоящей реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154 НК РФ):
Получение предоплаты в связи с выпуском цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права (УЦП), приравнено для целей НДС к получению предоплаты (п. 1 ст. 154 НК РФ).
В день получения аванса вам нужно исчислить с него НДС (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 13 Методических рекомендаций).
Далее составьте авансовый счет-фактуру в двух экземплярах - для себя и покупателя. Свой экземпляр зарегистрируйте в книге продаж, а второй экземпляр передайте покупателю (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 6 Правил заполнения счета-фактуры, п. п. 3, 17 Правил ведения книги продаж, п. п. 14, 15 Методических рекомендаций).
После того как вы поставите товары (выполните работы, окажете услуги), вы вправе заявить НДС с аванса к вычету.
Вы можете заявить к вычету уплаченный НДС с аванса (в том числе при применении специальных пониженных ставок НДС при УСН) с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), в оплату которых и была получена эта предоплата. Таким образом, вы должны будете начислить НДС со всей стоимости поставки, который вы вправе уменьшить на сумму НДС с аванса (п. 1 ст. 154, п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ, п. 13, пп. 1 п. 17 Методических рекомендаций).
Сумма НДС с аванса, которую вы можете заявить к вычету, зависит от стоимости отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (п. 6 ст. 172 НК РФ). Так, если их стоимость больше или равна сумме аванса, то к вычету вы можете принять весь уплаченный НДС с аванса.
Например, организация "Альфа" (применяет ОСН) в I квартале получила аванс в счет поставки товаров в сумме 60 000 руб., в том числе НДС - 10 000 руб. Сумму налога по итогам I квартала она уплатила в бюджет.
Во II квартале организация поставила товары на сумму 120 000 руб., включая НДС 20 000 руб.
Таким образом, организация "Альфа" по итогам II квартала примет к вычету 10 000 руб.
А если стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав меньше аванса, то к вычету принимается налог в размере исчисленного НДС с отгрузки.
Например, организация "Альфа" (применяет ОСН) в III квартале получила аванс в счет поставки товаров в сумме 60 000 руб., в том числе НДС - 10 000 руб. Сумму налога по итогам квартала она уплатила в бюджет.
В IV квартале организация поставила первую партию товара в сумме 36 000 руб., в том числе НДС - 6 000 руб.
Таким образом, по итогам IV квартала организация может принять к вычету только 6 000 руб.
При заявлении вычета НДС с аванса свой экземпляр авансового счета-фактуры, который вы составили при получении предоплаты, зарегистрируйте в книге покупок (п. 22 Правил ведения книги покупок, пп. 1 п. 17 Методических рекомендаций).
Сроком заявления к вычету НДС с аванса является квартал, в котором были поставка товаров (работ, услуг), передача имущественных прав, выкуп цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП. Перенести данный вычет на другие кварталы нельзя.
Отметим, что при возврате аванса покупателю вы также имеете право принять к вычету НДС с аванса (в том числе при применении специальных пониженных ставок НДС при УСН) (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ, пп. 1 п. 17 Методических рекомендаций).
|
|
Если предоплата произведена в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), то при ее поступлении нужно начислить НДС. Это следует из п. 1 ст. 154, пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ. При этом отметим, что в качестве договора может выступать не только единый документ, подписанный обеими сторонами. Способы заключения договора могут быть разные. Например, путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (п. 2 ст. 432 ГК РФ). |
|
|
|
|
Если по имеющимся данным о платеже его можно идентифицировать как предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), то вы должны исчислить с него НДС (о том, как это сделать, сказано в разд. 2 данного материала) (п. 1 ст. 154, пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). На исчисленную сумму НДС вы должны выставить счет-фактуру на имя плательщика, от которого поступила предоплата, если нет других данных о покупателе, и зарегистрировать этот счет-фактуру в книге продаж (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. п. 3, 17 Правил ведения книги продаж). Исключение составляют следующие случаи:
Если же платеж поступил ошибочно и его никак нельзя идентифицировать в качестве оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), то начислять авансовый НДС с него не нужно. Это следует из анализа п. 1 ст. 154, пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ. Однако, чтобы избежать претензий со стороны налогового органа, вам нужно подготовить документы, подтверждающие, что платеж был ошибочным, например материалы переписки с организацией (ИП), перечислившей вам деньги, пояснительную записку бухгалтера, документы, подтверждающие возврат денег. |
|
|
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Да, нужно. Работодатель должен вести воинский учет внешних совместителей, если они относятся к лицам, подлежащим такому учету. Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работников-совместителей нет. Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников. Обязанности - такие же, как и у основного работодателя.
Встречается иная точка зрения, основанная на том, что в числе обязательных документов, предоставляемых совместителем нет военного билета, а, дескать, это означает, что на них не нужно вести воинский учет. Подобный вывод, по нашему мнению, нормативно не подтвержден. А, следовательно, если работодатель будет придерживаться этой точки зрения, то весьма велик риск привлечения его к административной ответственности за ненадлежащее ведение воинского учета. В связи с чем мы рекомендуем придерживаться первой точки зрения.
Если у вас остались сомнения, рекомендуем проконсультироваться в территориальном военном комиссариате. При этом постарайтесь получить от них письменные разъяснения по данному вопросу (от устных разъяснений они могут отказаться, да и люди меняются, а при очередной проверке как вы будете аргументировать отсутствие воинского учета на совместителей). Относительно вопроса заполнения отчета и учета в нем совместителей так же рекомендуем обратиться в военкомат. Так как некоторые отчетные формы действительно не предусматривают совместителей.
Обоснование
Ситуация из практики. Должен ли работодатель вести воинский учет в отношении работников-совместителей? Организации обязаны вести воинский учет принятых на работу граждан (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее - Положение). При этом в п. 9 Положения не указано, что учет ведется только по основному месту работы. Чтобы определить, какие граждане подлежат воинскому учету, следует обратиться к Положению. В нем приведены следующие категории лиц: 1) подлежащие воинскому учету, например (п. 14 Положения): - лица, пребывающие в запасе; - призывники; - женщины, имеющие определенные военно-учетные специальности; 2) не подлежащие воинскому учету, например (п. 15 Положения, п. 4 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ): - женщины, не имеющие военно-учетной специальности; - граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья. Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, совместители не названы. Следовательно, работодатель должен вести их воинский учет, если они относятся к лицам, подлежащим такому учету. |
Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организации {КонсультантПлюс}
Вопрос: Нужно ли при постановке организации на учет в военкомате подавать сведения на внешних совместителей и какую численность указывать в карточке учета организации по форме 18 - только основных или общую вместе с совместителями?
Ответ: Да. Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работников-совместителей нет. Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников.
Включите в карточку информацию о руководителе и лице, ответственном за воинский учет и бронирование, а также о работниках - общую численность (без совместителей), а также сколько у вас всего пребывающих в запасе, с указанием воинских званий, забронированных и незабронированных из числа пребывающих в запасе, призывников и др.
Вопрос: Организация заполняет форму 18. Какая информация должна быть отражена в этой форме?
Ответ: Пример карточки учета организации по форме 18 содержится в Приложении N 1 к Письму Минкультуры России от 21.10.2015 N 344-01-39-ВА "О предоставлении сведений по ведению воинского учета и бронирования в организации за 2015 год".
Карточка учета организации должна содержать:
дату заполнения;
регистрационный номер;
сведения о руководителе (должность, Ф.И.О.);
сведения о работнике, осуществляющем воинский учет в организации (должность, Ф.И.О.);
сведения об организации (наименование, дату, место регистрации, юридический адрес, фактический и почтовый адрес, основные коды ОКВЭД, ИНН, ОГРН и т.д.);
сведения о работниках - гражданах РФ, пребывающих в запасе, подлежащих призыву на военную службу, забронированных и небронированных гражданах.
При бронировании граждан, пребывающих в запасе, в карточке указываются: количество забронированных граждан, пребывающих в запасе, номер и раздел перечня должностей и профессий, по которым осуществляется бронирование граждан. Заполненный документ подписывается руководителем и заверяется печатью (при ее наличии).
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Для работ по капитальному ремонту за счет бюджетных средств не обязательно утверждать проектную документацию в полном объеме, достаточно подготовить раздел проектной документации "Смета на капитальный ремонт". По собственной инициативе вы вправе обеспечить подготовку и иных разделов проектной документации (ч. 1, 12.2 ст. 48 ГрК РФ, Письмо Минстроя России от 21.02.2022 N 3363-ОГ/08). Этот вывод подтверждается позицией ФАС России и встречается в административной практике (см. Решение ФАС России от 20.07.2020 по делу N 20/44/105/1247).
Обоснование
В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ {КонсультантПлюс}
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В проектной документации должна быть предусмотрена в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания или сооружения, доступность элементов строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в процессе его строительства и эксплуатации (часть 8 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Частью 12.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы к капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
В соответствии с частью 13 статьи 48 Кодекса состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение), уточнены состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этого раздела.
Согласно пункту 1 Положения оно устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Пунктом 7 Положения установлено, что необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
Кроме того, приказом Минстроя России от 25 ноября 2017 г. N 1582/пр утвержден СП 368.1325800.2017. Свод правил. "Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" (далее - СП 368.1325800.2017).
Согласно разделу 6 СП 368.1325800.2017 проектирование капитального ремонта жилых зданий следует осуществлять путем подготовки проектной документации с учетом СП 48.13330.
Проектная документация должна включать смету, подготовленную на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов.
Застройщик (технический заказчик) по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации.
Таким образом, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства вне зависимости от источников финансирования застройщик (технический заказчик) вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а должен руководствоваться содержанием выполняемых работ.
В первой части заявки на участие в закупке работ по капитальному ремонту предусмотрено исключительно "согласие" на выполнение закупаемых работ
Во-первых, согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капстроительства в закупочной документации должна быть представлена проектная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Исключением являются случаи, когда подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также если закупка проводится в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.
Во-вторых, согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в закупке (соответствующей с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ) должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ, предусмотренных закупочной документацией. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. ФАС России обращает внимание, что в соответствии с градостроительным законодательством в рамках подготовки проектной документации по капремонту заказчиком самостоятельно утверждаются отдельные разделы проектной документации, в том числе может быть подготовлена только смета. Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капстроительства заказчик обязан применять положения п. 8 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 3 ст. 66 44-ФЗ. Заказчику надлежит требовать от участника в первой части заявки на участие в закупке исключительно согласие.
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в части 12.2 статьи 48 ГрК РФ.
Из вышеуказанных положений ГрК РФ следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме.
{Решение ФАС России от 20.07.2020 по делу N 20/44/105/1247 {КонсультантПлюс}}
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Ограничений для участия АО в качестве поставщика в конкурентных закупках не установлено.
Единственное требование установлено, что при закупках для исполнения обязательств по контрактам, заключенным на основании пункта 6.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ АО, 100% акций которых принадлежат субъекту РФ, обязаны соблюдать положения Закона N 44-ФЗ, кроме требований о планировании закупок. Они не распространяются на таких заказчиков. В части контроля применяется только ч. 3 ст. 99 данного Закона (ч. 4.4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, АО может участвовать в качестве участника закупки в конкурентных закупках, проводимых по Закону N 44-ФЗ.
Обоснование
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
При осуществлении акционерными обществами, сто процентов акций которых принадлежит субъекту Российской Федерации, закупок для целей исполнения обязательств по контрактам, заключенным на основании пункта 6.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, на такие акционерные общества распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 - 6 и пункте 7 (в части контроля в сфере закупок, предусмотренного частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона) части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
(часть 4.4 введена Федеральным законом от 29.05.2024 N 124-ФЗ)
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
осуществление исполнительными органами субъекта Российской Федерации, государственными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации) закупки лекарственных средств, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, расходных материалов, средств для дезинфекции, а также услуг по хранению и доставке соответствующих товаров, работ по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий у государственного унитарного предприятия соответствующего субъекта Российской Федерации либо у акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежит соответствующему субъекту Российской Федерации;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 444-ФЗ; в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
Кто вправе и не вправе стать участником закупки
Участниками закупки могут стать физические лица, в том числе ИП или самозанятые, а также юридические лица.
Не может быть участником закупки офшорная компания. Кроме того, такая компания не должна входить в состав участников (членов) участника - корпоративного юрлица или в состав учредителей участника - унитарного юрлица, офшорных компаний не должно быть в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юрлицо или через несколько юрлиц) более чем 10% голосующих акций участника-юрлица либо долей, превышающей 10% в его уставном (складочном) капитале. Под офшорной компанией понимается юрлицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ (п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.09.2020 N 24-05-07/78301).
Также не вправе принимать участие в закупках по Закону N 44-ФЗ иностранные агенты (п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, ч. 11 ст. 11 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ).