с 12 декабря по 15 декабря 2023 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#юристу

В организации сотрудники работают на объектах теплоснабжения и на объектах электроэнергетики, проводят промышленную экспертизу, обследования и диагностику оборудования на данных объектах. Требуется ли им проходить психиатрическое освидетельствование, если монтажом, техобслуживанием они не занимаются?

Посмотреть ответ специалиста

Законом не предусмотрен список профессий, которые требуют прохождение работниками психиатрического освидетельствования; определены только виды деятельности, при осуществлении которых оно проводится.

Приказ Минздрава от 20.05.2022 N 342н издан в соответствии со ст. 220 ТК РФ, определяющей работника в качестве субъекта правоотношений, виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, относятся к работникам, выполняющим определенный вид деятельности (трудовые обязанности), а не к виду деятельности организации.

Таким образом, если должностные обязанности работника не относятся к указанной деятельности, то освидетельствование не является обязательным.

Обоснование

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


ст. 220 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Обязательное психиатрическое освидетельствование (далее — освидетельствование) проходят работники, осуществляющие отдельные виды деятельности (далее — работник) <1>, в соответствии с видами деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, предусмотренными приложением N 2 к настоящему приказу (далее — виды деятельности).


Приказ Минздрава России от 20.05.2022 N 342н «Об утверждении порядка про
хождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование» {КонсультантПлюс}

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ

ПРОВОДИТСЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

Деятельность в сфере теплоснабжения, связанная с организацией и осуществлением монтажа, наладки, технического обслуживания, ремонта, управления режимом работы объектов теплоснабжения <5>.

<5> Часть 1 статьи 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении».


Приказ Минздрава России от 20.05.2022 N 342н «Об утверждении порядка про
хождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование» {КонсультантПлюс}

Если работник не выполняет работы, предусмотренные Приложением N 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 342н, то проходить психиатрическое освидетельствование не нужно.

Правовое обоснование: Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 8 ст. 220 ТК РФ).
{Вопрос: Организация производит водолазные работы. Необходимо ли проходить обязательное психиатрическое
освидетельствование водолазам? Они производят строительно-монтажные работы, спасательными работами не занимаются. Используемое в работе оборудование, снаряжение регистрации в Ростехнадзоре не подлежит. («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2023) {КонсультантПлюс}}

«Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2022

Вопрос: Нужно ли слесарям-сантехникам при работе с теплоустановками, электромонтерам при работе с электроустановками, работая в отрасли строительства, проходить психиатрическое освидетельствование по п. п. 11, 12 Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 342н?

Ответ: Полагаем, что указанные работники должны проходить психиатрическое освидетельствование.

Правовое обоснование: Согласно п. п. 11 — 12 Приложения 2 к Приказу Минздрава России от 20.05.2022 N 342н к видам деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, относятся:

деятельность в сфере электроэнергетики, связанная с организацией и осуществлением монтажа, наладки, технического обслуживания, ремонта, управления режимом работы электроустановок;

деятельность в сфере теплоснабжения, связанная с организацией и осуществлением монтажа, наладки, технического обслуживания, ремонта, управления режимом работы объектов теплоснабжения.
{Вопрос: Нужно ли слесарям-сантехникам при работе с теплоустановками, электромонтерам при работе с электроустано
вками, работая в отрасли строительства, проходить психиатрическое освидетельствование по п. п. 11, 12 Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 342н? («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2022) {КонсультантПлюс}}



#кадровику

Работник находится в командировке на новых территориях, взял больничный и написал заявление на увольнение по собственному желанию. Последний рабочий день — 19.12.23 с учетом отработки. Выехать с места командировки он сможет только 17.12.23 (в больнице до 16.12.23). Получается, на момент увольнения он будет в пути. При этом он материально ответственное лицо, при нем крупные подотчетные суммы денег. Что нам делать? Когда его уволить? Каковы риски: если его уволить, а он не вернет деньги?

Посмотреть ответ специалиста

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели до увольнения. При этом в случае невозможности продолжения работы сотрудником работодатель обязан уволить его в срок, указанный в заявлении работника (ст. 80 ТК РФ).

За отказ уволить работника в указанный срок, задержку причитающихся выплат и невыдачу или задержку выдачи трудовой книжки, предоставления сведений о трудовой деятельности работодатель несет административную и материальную ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. ст. 234, 236 ТК РФ).

Расторжение трудового договора не влечет освобождения работника от материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, а значит, взыскать с бывшего работника возмещение за недостачу вверенного ему имущества можно через суд после увольнения (ч. 3 ст. 232 ТК РФ).

Обоснование

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
ст. 80 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
ст. 232 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
ст. 238 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
ст. 392 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Как удержать не возвращенные работником подотчетные суммы при увольнении

В случае невозврата подотчетных сумм работником при соблюдении ряда условий, в частности, с согласия работника, вы вправе удержать их из его зарплаты при увольнении. Если не удержали, то остается возможность взыскания в суде. Но убедитесь, что вами соблюден специальный порядок для взыскания материального ущерба, в том числе проведена проверка для определения вины работника, размера и причин возникновения ущерба, истребовано от работника письменное объяснение. Такие выводы следуют, в частности, из абз. 2, 3 ч. 2, ч. 3 ст. 137, ч. 3 ст. 232, ч. 1, 2 ст. 247, ч. 1, 2 ст. 248, ч. 2 ст. 391 ТК РФ, абз. 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52.

Есть примеры судебных решений, когда суд отказал во взыскании с работника невозвращенных подотчетных сумм с учетом того, что работодатель не доказал соблюдение им порядка привлечения работника к материальной ответственности (см., например, Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.06.2019 N 5-КГ19-82, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.01.2021 N 88-142/2021).
Готовое решение: Что делать, если при увольнении за работником числится задолженность перед работодателем (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

В каких случаях можно произвести удержания из заработной платы работника при его увольнении

Вы можете произвести удержания из зарплаты работника при его увольнении только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и федеральными законами (ч. 1 ст. 137 ТК РФ). Так, из зарплаты при увольнении можно удержать, в частности:

  • неотработанный аванс в счет зарплаты, неизрасходованный и своевременно не возвращенный аванс, выданный в связи с командировкой или переводом на другую работу в другую местность (абз. 2, 3 ч. 2 ст. 137 ТК РФ);

  • суммы, излишне выплаченные из-за счетной ошибки, либо установленной судом (комиссией по трудовым спорам, арбитражем) вины работника в простое или невыполнении норм труда (абз. 4 ч. 2 ст. 137, ст. ст. 348.13, 382 ТК РФ).

Указанные выше суммы и авансы можете удержать, если прошло не больше месяца со дня неправильно исчисленной выплаты или со дня окончания срока для возвращения работником аванса, погашения задолженности. При этом работник должен быть согласен с причиной и размером удержания. Согласие работника рекомендуем оформить письменно (ч. 3 ст. 137 ТК РФ, Письма Роструда от 07.10.2019 N ПГ/25778-6-1, от 09.08.2007 N 3044-6-0, от 24.01.2020 N ПГ/37606-6-1).

суммы по исполнительным документам, например алименты (ч. 1 ст. 137 ТК РФ, ст. 109 СК РФ, ч. 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве);

отпускные за неотработанные дни отпуска, за исключением некоторых случаев. Например, нельзя удержать выплаченные отпускные за неотработанные дни отпуска при увольнении в связи с призывом работника на военную службу или при увольнении по сокращению (абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ).
В каком размере можно произвести удержания при увольнении работника

Как правило, вы вправе удержать из зарплаты работника (после вычета НДФЛ) сумму в пределах 20 процентов в совокупности по всем случаям (ч. 1 ст. 138 ТК РФ, ч. 1 ст. 99 Закона об исполнительном производстве). Больший размер удержаний предусмотрен, в частности, в следующих случаях:

  • до 50 процентов зарплаты, если удержание производите по одному или нескольким исполнительным документам (ч. 1, 2 ст. 138 ТК РФ, ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве);

  • до 70 процентов зарплаты, если работник отбывает исправительные работы или с него взыскиваются: алименты на несовершеннолетних детей, возмещение причиненного работником вреда здоровью другого лица, возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, а также возмещение ущерба из-за преступления (ч. 3 ст. 138 ТК РФ, ч. 3 ст. 99 Закона об исполнительном производстве, ст. 110 СК РФ).

Риски при нарушении порядка удержания из зарплаты работника или взыскания с него ущерба при увольнении

В этом случае, в частности, возможны следующие риски:

  1. административная ответственность по ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ и материальная ответственность по ст. 236 ТК РФ — за невыплату или неполную выплату в положенный срок причитающихся работнику сумм. Например, это возможно, если произведете удержания из заработной платы в большем размере, чем это разрешено по закону;

  2. административная ответственность по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ — за иные нарушения порядка удержания из заработной платы работника или взыскания с него ущерба. В частности, это возможно, если произведете удержания (взыскание) без согласия работника (когда оно требуется).
    Готовое решение: Что делать, если при увольнении за работником числится задолженность перед работодателем (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Сотруднику были выданы подотчетные денежные средства. Он увольняется, но деньги организации не возвращает. Можно ли выданные денежные средства удержать из окончательных выплат при его увольнении?

Ответ: Если при увольнении за работником числится долг, то вы вправе произвести удержание, но не более 20 процентов от зарплаты.

Если при увольнении суммы удержания недостаточно для погашения долга, попросите работника возместить ее добровольно или обратитесь в суд.
{Вопрос: Сотр
уднику были выданы подотчетные денежные средства. Он увольняется, но деньги организации не возвращает. Можно ли выданные денежные средства удержать из окончательных выплат при его увольнении? (Подборки и консультации Горячей линии, 2021) {КонсультантПлюс}}

Вопрос: Работник написал заявление об увольнении по собственному желанию, при этом он не отчитался по полученным подотчетным средствам на покупку материала. Вправе ли работодатель отказаться увольнять работника (не принимать заявление) до тех пор, пока работник не принесет материал и не сдаст авансовый отчет или не вернет выданные ему подотчетные суммы?

Ответ: Если работник написал заявление об увольнении по собственному желанию, при этом он не отчитался по полученным подотчетным средствам на покупку материала, то работодатель не вправе отказаться увольнять работника (не принимать заявление) до тех пор, пока работник не принесет материал и не сдаст авансовый отчет или не вернет выданные ему подотчетные суммы.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 80 Трудового кодекса РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Статьей 84.1 ТК РФ предусмотрено, что днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и выплатить ему все причитающиеся суммы.

Абзацем 1 пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» предусмотрено, что для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

В соответствии с абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России N 3210-У подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.

Законодательством не предусмотрена возможность работодателя не принимать заявления об увольнении по собственному желанию от работника, если за работником числится задолженность по подотчетным средствам.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации работодатель не имеет права отказаться увольнять работника (не принимать заявление) до тех пор, пока работник не отчитается по выданным ему подотчетным суммам или не вернет их.

Напомним, что на основании абз. 3 ч. 2 ст. 137 ТК РФ работодатель может произвести удержание из заработной платы работника для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса. При этом работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания. При этом общий размер всех удержаний при выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ).
{Вопрос: ..Работник написал
заявление об увольнении, но не отчитался по полученным подотчетным средствам на покупку материала. Вправе ли работодатель не увольнять его, пока он не принесет материал и не сдаст авансовый отчет или не вернет выданные суммы? (Консультация эксперта, 2016)


#специалисту по госзакупкам

Заказчик заключил контракт на выполнение работ (44-ФЗ) без условия об авансировании. Впоследствии заключено допсоглашение и включено условие об авансе (100%). Далее заключено еще одно допсоглашение о зачете аванса после выполнения работ по контракту в полном объеме. Законны ли такие допсоглашения?

Посмотреть ответ специалиста

В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), соответственно условие об авансе относится к существенным условиям контракта.

Вместе с тем при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Ст. 95 Закона N 44-ФЗ основание для включения аванса в условия контракта не предусмотрены.

В Письме N 09-01-09/39495 отмечается, что в контрактах, заключенных до 30 марта 2022 года, могут устанавливаться авансовые платежи, которые при заключении предусмотрены не были. Если в таком контракте не было предусмотрено условие о выплате аванса и при исполнении контракта возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнить, то это условие можно включить в контракт в размерах и с соблюдением условий, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505. При этом необходимо соблюдать требования ст. 96 Закона N 44-ФЗ, касающиеся определения размера обеспечения исполнения контракта (п. 6 Письма).

Аналогичное постановление было принято и в 2023 году (Постановление Правительства РФ от 06.03.2023 N 348).

Отметим, что вышеуказанные постановления Правительства РФ предусматривают ограничения размера аванса (в 2022 году — до 50%, если не установлено казначейское сопровождение, 50-90% при казначейском сопровождении; в 2023 году — 30-50% при казначейском сопровождении контракта) и касаются только федеральных заказчиков.

Если вы осуществляете закупку за счет средств бюджета субъекта РФ или муниципального образования, вы должны придерживаться ограничений, установленных в вашем субъекте РФ. При этом ограничения размера авансовых платежей из регионального бюджета установлены аналогично тем, что и для федеральных заказчиков.

Также отметим, что нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрено основание для внесения изменений в контракт путем заключения дополнительного соглашения о порядке зачета аванса, выплаченного по контракту.

Исходя из изложенного, полагаем, что основания для заключения дополнительных соглашений путем включения условия об авансе в размере 100% и порядке его зачета действующим законодательством не предусмотрены, соответственно заключены в нарушение норм Закона N 44-ФЗ.

Обоснование

По соглашению сторон, допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 — 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

ч. 65.1 ст. 112, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

В силу положений части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в 2022 году допускается внесение изменений в существенные условия ранее заключенных государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Пунктом 4 Постановления N 505 установлено право в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона N 44 получателей средств федерального бюджета по соглашению сторон вносить изменения в ранее заключенные договоры (государственные контракты), в целях увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, аналогичных размерам, установленным пунктом 2 постановления N 505. При этом в случае принятия решения о необходимости внести вышеуказанные изменения в ранее заключенные договоры (государственные контракты), государственные заказчики должны соблюдать требования норм статьи 96 Закона N 44-ФЗ, в части определения размера обеспечения исполнения договора (государственного контракта).

Учитывая вышеуказанные положения, в случае, если в ранее заключенных государственных контрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) условия о выплате авансовых платежей не были предусмотрены, по мнению Минфина России, при возникновении обстоятельств, влекущих к невозможности исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) получатели средств федерального бюджета могут предусматривать условия о выплате авансовых платежей, аналогичных размерам и условиям, установленным пунктом 2 Постановления N 505, при внесении изменений в такие государственные контракты.

<Письмо> Минфина России от 28.04.2022 N 09-01-09/39495 <О применении положений Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505> {КонсультантПлюс}

Как получателю средств федерального бюджета предусмотреть в госконтракте (договоре) авансовый платеж

Вы можете предусмотреть в госконтракте (договоре) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг авансовые платежи и сроки их перечисления в объеме, не превышающем, к примеру, следующие предельные размеры выплат авансовых платежей (если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ, другими нормативными правовыми актами Правительства РФ) (п. 1 Постановления Правительства РФ от 24.12.2022 N 2411, п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.03.2023 N 348).

Размеры авансовых платежей

Предмет заключаемых госконтрактов (договоров)

До 30% суммы госконтракта (договора)

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства государственной собственности РФ

От 30 до 50% суммы госконтракта (договора).

При этом Казначейство России пояснило, что можно установить авансовый платеж в максимальном размере 50% (п. 2 Письма от 28.06.2023 N 14-00-05/17885)

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, оплата которых осуществляется за счет средств, подлежащих казначейскому сопровождению согласно бюджетному законодательству РФ (в части госконтрактов (договоров), заключаемых в 2023 г.)

До 100% суммы госконтракта (договора)

Госконтракты (договоры), в том числе:

  • об оказании услуг связи;
  • о подписке на печатные издания и об их приобретении;
  • об обучении на курсах повышения квалификации;
  • о прохождении профессиональной переподготовки;
  • об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
  • о проведении госэкспертизы проектной документации (включая проверку достоверности определения сметной стоимости в установленных случаях) и результатов инженерных изысканий;
  • о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, а также билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
  • об оказании гостиничных услуг по месту командирования;
  • о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
  • о проведении мероприятий по тушению пожаров;
  • об ОСАГО владельцев транспортных средств

От 80% суммы госконтракта (договора), но не более соответствующих ЛБО

Госконтракты, заключаемые в 2022 — 2024 гг. на закупку ряда промтоваров, если устанавливается запрет на допуск иностранных товаров или ограничения допуска таких товаров

Полный перечень размеров авансовых платежей указан в п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и п. п. 2 — 4 Постановления Правительства РФ от 06.03.2023 N 348.

Готовое решение: Как федеральному учреждению предусмотреть и отразить в учете авансовые платежи по госконтрактам (договорам) (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру бюджетной организации

Нужна информация по внутреннему финансовому аудиту бюджетной организации. Какие документы должны быть оформлены? Положения, приказы, планы и образцы данных документов.

Посмотреть ответ специалиста

Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ).

ВФА могут проводить ГРБС, РБС, ГАДБ, АДБ, ГАИФДБ, АИФДБ в отношении себя и подведомственных им учреждений.

ВФА может быть организован в следующих формах (п. 3 Федерального стандарта ВФА «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», разд. II, III, IV Методических рекомендаций, направленных Письмом Минфина России от 28.04.2023 N 02-10-13/40269, Письма Минфина России от 21.08.2020 N 02-02-05/73579, от 03.03.2020 N 02-02-05/15548):

  • через образование субъекта внутреннего финансового аудита;
  • упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита;
  • передача полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

В каком порядке осуществляется внутренний финансовый аудит в бюджетном (автономном) учреждении

ВФА осуществляется в ГАБС (АБС) в отношении его бюджетных процедур, операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (п. 3 Федерального стандарта ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», Письмо Минфина России от 28.09.2023 N 02-10-08/1/92673).

По общему правилу бюджетное (автономное) учреждение не проводит ВФА (обязанность по его осуществлению не установлена положениями Бюджетного кодекса РФ), так как не является участником бюджетного процесса. Исключение — ситуация, когда оно наделено полномочиями ГАБС (АБС) (ст. 152, п. 3 ст. 160.2-1 БК РФ, Письмо Минфина России от 28.09.2023 N 02-10-08/1/92673). В Письме даны разъяснения в отношении бюджетных учреждений, однако считаем, что они актуальны и для автономных учреждений.

Образцы документов, которые учреждение может применить по аналогии, если является распорядителем средств или администратором доходов:

Форма: Приказ о порядке осуществления внутреннего финансового аудита (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)

Форма: План внутреннего финансового аудита Федерального архивного агентства (рекомендуемый образец) (Приказ Росархива от 30.05.2022 N 67)

Приказ Росархива от 30.05.2022 N 67 «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном архивном агентстве»

Приказ ФАДН России от 23.06.2020 N 81 «Об утверждении положения об осуществлении Федеральным агентством по делам национальностей внутреннего финансового аудита»

Форма: Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита (для администратора бюджетных средств) (образец заполнения)

Обоснование

Кто проводит внутренний финансовый аудит

Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ).

ВФА могут проводить ГРБС, РБС, ГАДБ, АДБ, ГАИФДБ, АИФДБ в отношении себя и подведомственных им учреждений.

В каком порядке проводить внутренний финансовый аудит

Порядок проведения ВФА, содержащий положения, определяющие особенности его проведения, устанавливают в ведомственных (внутренних) актах главные администраторы бюджетных средств (администраторы бюджетных средств), осуществляющие ВФА (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ, п. 13 Федерального стандарта ВФА «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2019 N 237н, разд. V Методических рекомендаций, направленных Письмом Минфина России от 28.04.2023 N 02-10-13/40269).

ВФА может быть организован в следующих формах (п. 3 Федерального стандарта ВФА «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», разд. II, III, IV Методических рекомендаций, направленных Письмом Минфина России от 28.04.2023 N 02-10-13/40269, Письма Минфина России от 21.08.2020 N 02-02-05/73579, от 03.03.2020 N 02-02-05/15548):

  • через образование субъекта внутреннего финансового аудита;
  • упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита;
  • передача полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Для организации ВФА примите одно из следующих решений (п. 11 Федерального стандарта ВФА «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», разд. II, III, V Методических рекомендаций, направленных Письмом Минфина России от 28.04.2023 N 02-10-13/40269):

  • об образовании субъекта внутреннего финансового аудита. Оформите его приказом или распоряжением об образовании (создании, преобразовании, наделении полномочиями) субъекта внутреннего финансового аудита;
  • упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита. Оформите его приказом (распоряжением) об упрощенном осуществлении ВФА (о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств действий, направленных на достижение целей ВФА) и (или) внесите необходимые изменения в должностной регламент (должностную инструкцию) руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств или в заключенный с ним служебный контракт (трудовой договор);
  • передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита. Оформите его документом о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Руководитель ГАБС (АБС) единолично несет ответственность за принятие решения об организации ВФА, в том числе о передаче полномочий по осуществлению ВФА (п. 12 Федерального стандарта ВФА «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», Письмо Минфина России от 28.09.2023 N 02-10-08/1/92673).

АБС, принявшие решение о передаче полномочий (передавшие полномочия) по осуществлению ВФА, а также ГАБС (АБС), принявшие решение об упрощенном осуществлении ВФА, не издают ведомственные (внутренние) акты, определяющие особенности при осуществлении ВФА (п. 15 Федерального стандарта ВФА «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»).

Проводите ВФА на основании утвержденной программы аудиторского мероприятия (п. 32 Федерального стандарта ВФА «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита», утвержденного Приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н).

При упрощенном осуществлении ВФА не составляются (не утверждаются) план проведения, программы аудиторских мероприятий, не формируются заключения по результатам проведения аудиторских мероприятий и по годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА, а также не ведется реестр бюджетных рисков (разд. IV Методических рекомендаций, направленных Письмом Минфина России от 28.04.2023 N 02-10-13/40269).

Формы документов, которые нужно использовать для оформления процедур ВФА, Минфином России не утверждены.

При этом в Приложении к Методическим рекомендациям, направленным Письмом Минфина России от 11.09.2023 N 02-10-08/1/86333, ведомство приводит Пример формирования одного из таких документов — реестра бюджетных рисков.

Отметим, что названные Методические рекомендации применяются начиная с оценки бюджетных рисков перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г. и актуализации реестра бюджетных рисков по состоянию на 1 января 2024 г.

Образец заполнения реестра бюджетных рисков по состоянию на 1 января 2024 г.

В каком порядке осуществляется внутренний финансовый аудит в бюджетном (автономном) учреждении

ВФА осуществляется в ГАБС (АБС) в отношении его бюджетных процедур, операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (п. 3 Федерального стандарта ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», Письмо Минфина России от 28.09.2023 N 02-10-08/1/92673).

По общему правилу бюджетное (автономное) учреждение не проводит ВФА (обязанность по его осуществлению не установлена положениями Бюджетного кодекса РФ), так как не является участником бюджетного процесса. Исключение — ситуация, когда оно наделено полномочиями ГАБС (АБС) (ст. 152, п. 3 ст. 160.2-1 БК РФ, Письмо Минфина России от 28.09.2023 N 02-10-08/1/92673). В Письме даны разъяснения в отношении бюджетных учреждений, однако считаем, что они актуальны и для автономных учреждений.

Подлежит ли бухгалтерская отчетность бюджетных (автономных) учреждений обязательному аудиту

Наблюдательный совет автономного учреждения может принять решение о проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности (п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона об автономных учреждениях). Такой аудит проводит независимая аудиторская организация.

Бюджетное учреждение не обязано проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Что касается проведения внутреннего финансового аудита в отношении бухгалтерской отчетности бюджетного (автономного) учреждения, то такой обязанности законодательно не установлено.

Если бюджетное (автономное) учреждение наделено полномочиями главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), проведение ВФА, в том числе в отношении бухгалтерской отчетности, обязательно, так как составление отчетности входит в бюджетные процедуры, которые являются объектом ВФА (пп. 1 п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ, п. 3 Приказа Минфина России от 21.11.2019 N 196н).

В каком порядке осуществляется аудит достоверности бюджетной отчетности

Порядок проведения аудита для подтверждения достоверности бюджетной отчетности определен в Федеральном стандарте внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности», утвержденном Приказом Минфина России от 01.09.2021 N 120н.

В ходе проверки уполномоченные органы ВФА подтверждают достоверность бюджетной отчетности в рамках своих полномочий (п. 4 Федерального стандарта ВФА N 120н).

Ход проведения проверки достоверности бюджетной отчетности органами ВФА отражается в плане проведения аудиторских мероприятий (п. 5 Федерального стандарта ВФА N 120н).

В ходе аудиторского мероприятия по подтверждению достоверности бюджетной отчетности уполномоченное должностное лицо (члены аудиторской группы) (п. п. 12 — 20, 24 Федерального стандарта ВФА N 120н):

  • проводит анализ организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности;
  • выявляет (обнаруживает) и оценивает риски искажения бюджетной отчетности;
  • определяет объекты бюджетного учета, способы их изучения;
  • проводит анализ выполнения бюджетных процедур учета и отчетности, оценивает законность, своевременность и полноту формирования первичных учетных документов, своевременность их отражения в регистрах бюджетного учета, а также достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, включаемых в бюджетную отчетность;
  • оценивает надежность ВФК в отношении бюджетных процедур учета и отчетности;
  • формирует предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.

По окончании проверки производится оценка риска искажения бюджетной отчетности с применением критериев вероятности допущения ошибки и существенности ошибки (п. п. 4, 5 Приложения N 1 к Федеральному стандарту ВФА N 120н).

Величина искажения информации оценивается как большая, значительная и незначительная (п. 6 Приложения N 1 к Федеральному стандарту ВФА N 120н).

По окончании проведения аудиторского мероприятия составляется и предоставляется заключение в соответствии с требованиями гл. II Федерального стандарта ВФА «Реализация результатов внутреннего финансового аудита», утвержденного Приказом Минфина России от 22.05.2020 N 91н.

По окончании аудиторского мероприятия руководитель субъекта ВФА подписывает заключение (п. 27 Приложения N 1 к Федеральному стандарту ВФА N 120н).

Готовое решение: Каков порядок проведения внутреннего финансового аудита (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру

Сотрудники проходили медкомиссию для командной игры в хоккей от предприятия. Нужно ли облагать страховыми взносами и НДФЛ? Начисляются ли страховые взносы от несчастных случаев на суммы выставленные медучреждением?

Посмотреть ответ специалиста

Исходя из условия вопроса, полагаем, что прохождение медкомиссии для командной игры в хоккей проводилось вне рамок трудовых отношений. Проведение данной игры, а также ее результаты не являются необходимыми для обеспечения нормальной деятельности организации и для извлечения прибыли.

Взносами на страхование от несчастных случаев облагают выплаты и иные вознаграждения застрахованным лицам в рамках: трудовых отношений; гражданско-правовых договоров на выполнение работ и (или) оказание услуг, а также договоров авторского заказа — если уплата взносов предусмотрена этими договорами. Считаем, что данные расходы не облагаются страховыми взносами от несчастных случаев.

Сам по себе факт трудовых отношений — не основание для вывода, что все выплаты в пользу работника представляют собой оплату его труда. Указанные расходы носили социальный характер, не зависели от квалификации сотрудников, сложности, качества и количества выполняемой ими работы и не являлись вознаграждением за труд. Следовательно, эти выплаты взносами по травме не облагаются. Однако такая позиция может вызвать споры с контролирующими органами. Что касается НДФЛ, то данные расходы могут признать расходами в интересах налогоплательщика. Следовательно, они подлежат налогообложению по НДФЛ.

Обратите внимание, что в обосновании мы приводим разъяснения по поводу учета прохождения медкомиссий на основании трудовых отношений и выплат за путевки, но выводы можно применять и к рассматриваемой ситуации.

Обоснование

Взносами на страхование от несчастных случаев облагают выплаты и иные вознаграждения застрахованным лицам в рамках (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ):

  • трудовых отношений;

  • гражданско-правовых договоров на выполнение работ и (или) оказание услуг, а также договоров авторского заказа — если уплата взносов предусмотрена этими договорами.

Выплаты, которые не облагают взносами на страхование от несчастных случаев, указаны в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.

К таким выплатам относят, к примеру:

Премии сотрудникам облагаются страховыми взносами от несчастных случаев, если выплачены в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев с разовых премий сотрудникам к праздникам и юбилеям также рекомендуем начислять. Такие премии не входят в перечень необлагаемых выплат, приведенный в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.

В то же время есть иной подход: непроизводственные премии не облагаются страховыми взносами от несчастных случаев, потому что не являются вознаграждением за труд (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ). К такому выводу пришел ВС РФ в отношении премий за участие в конкурсе (Определение ВС РФ от 13.10.2016 N 306-КГ16-13002). Полагаем, этот подход можно распространить на все разовые непроизводственные премии, в том числе к праздникам и юбилеям. Однако органы СФР могут с этим не согласиться. Тогда при проверке они доначислят взносы, а также начислят штраф и пени (ст. ст. 26.11, 26.29 Закона N 125-ФЗ). В этом случае отстаивать свою правоту придется в суде.

Готовое решение: Как облагаются различные виды выплат взносами на страхование от несчастных случаев (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

Облагаются ли выплаты сотрудникам из чистой прибыли взносами на страхование от несчастных случаев

Выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами. При этом источник их выплаты и порядок учета при исчислении налога на прибыль не важны. Выплаты за счет чистой прибыли не включены в перечень необлагаемых, поэтому с них нужно уплатить взносы на страхование от несчастных случаев (ст. ст. 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ).

Готовое решение: Как облагаются различные виды выплат взносами на страхование от несчастных случаев (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

Позиция 1. Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в ст. 422 НК РФ, является исчерпывающим. Закрытым является и перечень выплат из ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ).

Оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение предпенсионерам в этих перечнях не поименована. Поэтому данные суммы работодатель в силу ст. 421 НК РФ, п. 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ должен включить в облагаемую базу по страховым взносам (см. Письмо ФНС России от 07.10.2019 N БС-4-11/20417@). Чиновники Минфина, в свою очередь, подчеркивают, что стоимость подобных путевок подлежит обложению страховыми взносами независимо от источника финансирования их оплаты (см. Письма от 27.11.2019 N 03-15-06/91919, от 15.01.2019 N 03-04-06/1107, от 12.04.2018 N 03-15-06/24316).

Позиция 2. Суды (в большинстве своем) считают суммы оплаты путевок на санаторно-курортное лечение выплатами социального характера (см. Определение ВС РФ от 21.03.2019 N 306-ЭС19-1713), не подлежащими обложению страховыми взносами (см., например, Постановления АС ЗСО от 27.09.2018 N Ф04-3563/2018 по делу N А27-2845/2018, АС УО от 18.05.2018 N Ф09-2130/18 по делу N А76-25243/2017).

При этом вероятность выигрыша судебного спора повышается, если оплата санаторно-курортных путевок для предпенсионеров предусмотрена коллективным договором. Это следует из Постановления АС ВВО от 05.05.2022 N Ф01-1774/2022 по делу N А43-27546/2021, в котором отмечено, что, в отличие от трудового договора, который регулирует трудовые отношения (ст. 15 и 16 ТК РФ), коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения (ст. 40 ТК РФ). В рассматриваемой в деле ситуации оплата путевок для предпенсионеров была предусмотрена коллективным договором. Значит, спорные расходы носили социальный характер, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества выполняемой ими работы и не являлись вознаграждением или оплатой труда. В этом случае стоимость путевок не является объектом обложения страховыми взносами, решили судьи.

{Вопрос: Организация оплатила для предпенсионера путевку в санаторий. Нужно ли организации начислить страховые взносы со стоимости путевки? («Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2022, N 8) {КонсультантПлюс}}