Что такое юридический дизайн и какая от него польза

Юридическая информация может быть понятной и даже увлекательной, если применить к ней принципы дизайна.

Обычно юридические тексты — например, законы, договоры или должностные инструкции — сложно воспринимать. Поэтому юристов часто просят перевести их на человеческий язык. Но если использовать в документах юрдизайн, то перевод не понадобится.

В статье расскажем, что такое юридический дизайн, кому, когда и зачем он нужен и почему некоторые его боятся.

Зачем нужен юридический дизайн

Точного определения юридического дизайна пока нет. Поэтому проще всего объяснить, что это такое, через цель юрдизайна — упрощение работы с правовыми документами. Если человеку все понятно и доступно и он не тратит много времени на прочтение текста, значит, цель достигнута. Условно говоря, юридический дизайн — это набор способов, как сделать документы понятнее.

При этом обычный текст, например деловое письмо, можно упрощать в целом как угодно и сколько угодно. А юридический документ после упрощения не должен потерять своей правовой силы, содержания и смысла.

Сейчас тема юридического дизайна очень популярна, и его часто путают:

с коротким текстом;

хорошей нумерацией;

созданием универсальной страницы на все случаи жизни;

комиксами;

коллекцией стилей в «Ворде»;

автоматизацией документооборота.

Некоторые из этих элементов могут быть частью юридического дизайна, но вообще это целый комплекс приемов, который включает в себя как визуальное улучшение, так и работу со смыслом.

Это фрагмент классического договора купли-продажи квартиры. Составитель, вероятно, чувствовал, что читать его сложно, поэтому выделил жирным ряд ключевых моментов. Назвать это юрдизайном нельзя: читать документ все еще нелегко и кажется, что выделение только запутывает

Заблуждения о юридическом дизайне

Со стороны кажется, что всем удобно, когда договор написан понятным языком и структурирован, а любой пункт в нем легко найти. Но когда с юридическим дизайном сталкиваются юристы, руководители и владельцы бизнеса, у них возникает множество опасений и заблуждений. Вот основные.

К содержанию юридических документов невозможно придраться, потому что оно соответствует закону. Но юридический дизайн работает в основном с формой документов и в меньшей степени с правовым содержанием — он не делает документ более или менее значимым с точки зрения закона. В этом главное отличие юрдизайна от классической юридической экспертизы.

При этом если документ будет более понятным и опрятным внешне, это скажется на его восприятии: судье или налоговому инспектору, который каждый день изучает сотни бумаг, будет проще разобраться в их сути. Например, чтобы ускорить навигацию по документу, помогают гиперссылки: при чтении с компьютера, когда человек видит в одном пункте ссылку на другой, он может быстро перейти на него, а не листать документ мышкой.

Есть традиции написания документов. Юристы часто ссылаются на негласные традиции написания документов. К ним обычно относят торжественный стиль изложения, канцелярит, сложные и запутанные формулировки. Особенно эти традиции сильны в законотворчестве и судебной системе.

Я бы сказал, что юридический дизайн заменяет ненужные традиции на практичные. Если традиция не приносит пользы, замедляет коммуникацию и легко найти другое решение, которое не нанесет ущерба смыслу, придерживаться такой традиции незачем.

После юридического дизайна документы выглядят несолидно. Принято считать, что в серьезном документе должны быть сложные формулировки. Некоторые даже думают, что это уважение к читателю. Но уважение к читателю — прежде всего экономия его времени, сил и энергии при изучении документа.

Юридический документ специально сложный, чтобы его могли понимать только юристы. Некоторые юристы составляют документы на канцелярите и в лучшем случае устно пересказывают клиенту их содержание простым языком. Хороший юрист составит грамотную правовую позицию и сразу оформит ее в понятный и доступный текст.

Если же речь идет о документах, которыми пользуются обычные физические лица, например о договоре розничной купли-продажи товара, то такие документы должны быть понятны без специального юридического и вообще высшего образования.

Здесь вновь важно не перегнуть палку и не превратить юридический документ в упрощенный конспект. Наглядный пример такого — лицензионное соглашение ролевой игры Cyberpunk 2077. В нем текст разделили на две части: слева — с канцеляритом, справа — обобщение простым языком. Но правая часть не имеет юридической силы — это просто объяснение. Юрдизайн же делает текст проще и оставляет его силу.

Документ должен соответствовать госту. Гост по документообороту действительно есть, но применять его необязательно: стандарт носит рекомендательный характер.

Более того, часто те, кто ссылается на гост по документообороту, плохо ориентируются в его положениях. Например, этот стандарт говорит: чтобы создавать документы, необходимо использовать свободно распространяемые бесплатные шрифты. А популярный Times New Roman — не свободно распространяемый шрифт: права на него принадлежат Monotype Imaging Holdings Inc.

Партнеры или суд косо смотрят на тех, кто применяет юрдизайн. Суды принимают документы с любым визуальным оформлением: в законе нет ограничений на это.

Конечно, могут быть ситуации, что юридический дизайн вызовет неприятие или просто будет непривычен для судьи или партнера. Но, как правило, стороны быстрее согласовывают и подписывают договор с простым изложением и понятной логикой. А суду проще определять правовое содержание таких документов.

Принципы хорошего юридического дизайна

Хороший юридический дизайн ставит в приоритет удобство читателя. Он не делит людей на юристов и неюристов: один текст должен быть понятен всем. Плохой юридический дизайн преследует цель только сократить документ, будто в компании экономят бумагу.

Вот основные принципы хорошего юрдизайна:

Понятный текст, без воды.

Отступы между абзацами.

Хорошая нумерация.

Дополнительное визуальное оформление.

Покажу на примерах, как все работает.

Понятность текста

Вода в тексте. У воды в документе нет практической цели: ее часто льют, только чтобы растянуть простые мысли и увеличить количество страниц. Кажется, что солидный документ должен быть многостраничным. Но огромные куски текста отпугивают читателя — в итоге он либо пропускает какие-то моменты, либо в целом читает документ небрежно.

Оптимальный текст — это не просто сокращенный текст, а результат работы со стилем и расположением элементов документа. Простейший пример визуальной обработки текста — дробление одного громоздкого пункта на несколько абзацев поменьше или одного большого предложения на несколько маленьких.

Оформление отступов

Красная строка. В школе нас учили начинать новый абзац с красной строки — эта норма перешла и во взрослую коммуникацию. Красную строку раньше использовали для экономии бумаги, чтобы не отбивать пустое пространство между абзацами. Но сейчас документы в основном в электронном виде, поэтому такая экономия кажется странной.

Тем не менее красную строку используют по сей день, причем часто вместе с пространством между абзацами. Это неправильно.

Воздух между абзацами. Определить начало нового абзаца проще по отступам между ними. Размер отступов зависит от шрифта, но обычно я рекомендую использовать отступ в 2.0 пункта: достаточно, чтобы визуально отделить блоки, но в то же время абзацы не выглядят оторванными друг от друга.

Оформление нумерации

Массивная многоуровневая нумерация внутри текста. В юридических документах очень часто встречаются нумерованные списки. Например, договор в основном из них и состоит. Часто номера пунктов размещают заподлицо с текстом — на месте отступа первой строки. В результате читатель видит массивный текст без понятной отметки начала нового абзаца. Нужный пункт договора тяжело найти: иногда приходится в уме считать нумерацию пунктов, чтобы добраться до нужного.

В одном пункте часто несколько подпунктов — получается массивная многоуровневая нумерация. В классическом документе читателю тяжело не только найти нужное положение, но и понять, что оно зависимо, то есть это подпункт, у которого есть главное положение — пункт.

Нумерация пунктов вынесена на поля, многоуровневая нумерация сокращена. Чтобы было удобно, достаточно оставить небольшое пространство между нумерацией и текстом. Такой прием позволит читателю четко понимать, где находится техническое пространство с нумерацией, а где — содержательное пространство с текстом.

В американском федеральном законодательстве используют сокращенную многоуровневую нумерацию и увеличенные отступы в подпунктах. Сокращенная нумерация облегчает восприятие номеров, а разные отступы между пунктами и подпунктами помогают с первого взгляда определять иерархию между положениями.

Дополнительное визуальное оформление

Нет визуализации, ключевая информация разбросана по всему документу. Человеку часто нужно знать всего несколько фактов, а не весь документ. Поэтому пользователи сложных юридических документов нередко прибегают к визуализации — обрисовывают содержание текста в блокноте, на стикерах или доске.

Это вынужденное решение: хочется держать перед глазами ключевые положения, потому что в классических документах такая информация часто разбросана по всему документу.

Есть визуализация, ключевая информация в одном месте. Визуализация в виде схем и инфографики может облегчить знакомство с содержанием документа. Важно, чтобы визуализация была точной, — не расширяла и не сужала суть текста. Иначе один документ может получить два конфликтных толкования.

Решение проблемы с разбросанной ключевой информацией — использование в юридических документах медийного стиля. Так, ключевые материалы глянцевого журнала или газеты всегда проанонсированы на его первой полосе с указанием страниц. Это работает и в области права. Достаточно выделить всю ключевую информацию и грамотно вынести ее в начало документа.

Как внедрить юридический дизайн

Изначально юридический дизайн применялся только в договорах и исках. Но сегодня его уже используют по отношению к любой правовой информации. Например, это популярная тема для крупного бизнеса, где юрдизайн внедряется повсеместно.

Руководителям важно быстро прочитать основные положения договора и понять, насколько они соответствуют интересам и политике компании. Поэтому директора корпораций просят вывести существенные условия отдельно: им не хочется листать договор.

При этом нестратегические положения, которые тоже важны в рамках исполнения договора, все равно прорабатывают юристы, и они общаются между собой на своем языке. Однако и нагрузку на юристов можно снизить, если убрать из договоров лишнее.

Самый быстрый способ внедрить юрдизайн — отдать эту услугу на аутсорс. Если учить штатных юристов, возможно, получится дешевле, но и дольше, ведь процесс обучения занимает не один месяц. Юридический дизайн — это очень кропотливая и детальная работа. Один лист классического документа можно перерабатывать целый день, а иногда и больше.

К сожалению, во многих компаниях просто нет денег на юридический дизайн как сервисную услугу, а в штате всего один юрист, который ведет всю документацию организации. Это очень распространенный сценарий, и если руководитель этого юриста завтра издаст приказ о применении юрдизайна, то работа компании может просто остановиться: юрист будет тратить в разы больше времени на подготовку понятных документов. Поэтому всегда надо соизмерять результат с издержками на его достижение.

Запомнить

Юридический дизайн в большей степени работает с визуальным оформлением документов, в меньшей — с их юридическим содержанием.

Хороший юрдизайн ориентирован на читателя, его главная цель — привлечь и удержать внимание. Такой подход ускоряет навигацию по документу и упрощает его прочтение.

Ключевые моменты договора можно вынести на обложку, как бы проанонсировав содержание. Это полезно для руководителей, которые принимают решения о заключении контракта, а в правовые детали вникает юридический отдел.

Любой документ можно легко сделать удобочитаемым, если добавить воздуха между абзацами, а нумерацию пунктов вынести в отдельный блок слева от текста.

В законах нет запрета использовать документы, оформленные по правилам юрдизайна, — их примут в суде, прокуратуре и налоговой. При этом есть риск, что кому-то нестандартная форма не понравится, но также может быть, что она, наоборот, произведет впечатление.

Источник: Т—Ж




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия