Аналитический обзор от 27 ИЮЛЯ 2010 года

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 27 июля 2010 года

Постановление Правительства РФ от 05.07.2010 N 504 "О случаях допустимости соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 05.07.2010 N 504

"О СЛУЧАЯХ ДОПУСТИМОСТИ СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ СТРАХОВЩИКАМИ,

РАБОТАЮЩИМИ НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ТОВАРНОМ РЫНКЕ, ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

СОВМЕСТНОЙ СТРАХОВОЙ ИЛИ ПЕРЕСТРАХОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Рассматриваемым Постановлением Правительства РФ (далее - Постановление N 504) утверждены общие исключения в отношении соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке (далее - Общие исключения).

Общие исключения содержат в себе:

- перечень условий, включение которых в соглашение между страховщиками необходимо для поддержания конкуренции;

- перечень условий, включение которых в соглашение между страховщиками недопустимо;

- сроки допустимости соглашений между страховщиками.

Соглашения хозяйствующих субъектов и защита конкуренции

Часть 2 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) закрепляет положение, в соответствии с которым соглашения между хозяйствующими субъектами, способные ограничить конкуренцию, недопустимы.

В то же время согласно ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции такие соглашения могут быть признаны допустимыми, если не создают возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагают на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ, соразмерных преимуществам, полученным хозяйствующими субъектами в результате таких соглашений.

Таким образом, в каждом конкретном случае антимонопольный орган (ФАС России) может в соответствии со ст. 35 Закона о защите конкуренции в порядке исключения признать такие соглашения хозяйствующих субъектов допустимыми (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.12.2008 N Ф03-5415/2008 по делу N А37-511/2008-11).

Помимо этого, ч. 2 ст. 13 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность Правительства РФ определять случаи допустимости соглашений хозяйствующих субъектов (так называемые общие исключения). Общие исключения вводятся на конкретный срок и в обязательном порядке должны предусматривать:

1) вид соглашения;

2) условия, которые не могут рассматриваться как допустимые в отношении таких соглашений;

3) обязательные условия для обеспечения конкуренции, которые должны содержаться в таких соглашениях;

4) обязательные условия, при которых соглашения являются допустимыми.

К таким общим исключениям относятся исключения, утвержденные Постановлением N 504.

Соглашения между страховщиками,

работающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении

совместной страховой или перестраховочной деятельности

Постановление N 504 признает соглашения об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке, допустимыми при условии их соответствия Общим исключениям.

Исходя из содержания п. п. 1 - 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции можно сделать вывод, что под товарным рынком, на котором работают страховщики, можно подразумевать сферу обращения страхования как финансовой услуги, которая не может быть заменена другой финансовой услугой, сравнимой по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести финансовую услугу, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с п. 4 Общих исключений соглашение между страховщиками признается допустимым, если совокупная доля страховой премии по видам страхования или страховым рискам по договорам, заключенным в рамках соглашения его участниками, не превышает 20 процентов на соответствующем товарном рынке (в случае осуществления деятельности по перестрахованию совокупная доля перестраховочной премии по договорам, заключенным в рамках соглашения его участниками, не может превышать 25 процентов) и если оно при этом:

- заключено в целях осуществления совместной страховой или перестраховочной деятельности по конкретному виду страхования или перечню видов страхования, а также в отношении определенного страхового риска или нескольких страховых рисков на соответствующем товарном рынке;

- предусматривает процедуру добровольного выхода из соглашения (отказа от участия в соглашении) при условии письменного уведомления участников соглашения не позднее сроков, установленных в соглашении (не более шести месяцев);

- предусматривает солидарную ответственность страховщиков перед выгодоприобретателем за выплату страхового возмещения или страховой суммы по договору сострахования или перестрахования;

- не содержит запрет для его участников на осуществление страхования или перестрахования по видам страхования или страховым рискам, в отношении которых оно заключено, на иных условиях и с иными страховщиками.

Соглашение не может быть признано допустимым, если определяет:

- условия, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию тарифов (скидок, надбавок) по страхованию соответствующего страхового риска или объекта страхования;

- требования к перестрахованию страхового риска, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию тарифов (скидок, надбавок) по страхованию соответствующего риска;

- штрафы, пени и иные финансовые обременения в связи с выходом участника из соглашения;

- условия, которые приводят или могут привести к разделу рынка услуг по страхованию (перестрахованию) соответствующего риска по территориальному признаку, поставщикам или потребителям услуг;

- размер (структуру) страхового тарифа или страховой премии;

- обязанность участников соглашения включать в заключаемые ими договоры страхования условия об обязанности страхователя заключать иные договоры страхования со страховщиком - участником соглашения, о праве страховщика в одностороннем порядке без письменного согласия страхователя изменять условия договора страхования;

- условия отказа от заключения договоров с определенными страховщиками и (или) страхователями (пп. а п. 3 Общих исключений).

Соглашение между страховщиками также не может быть признано допустимым, если участник соглашения или страховщик, входящий в одну группу лиц с участником соглашения, одновременно является участником иного соглашения в отношении того же вида страхования или страхового риска на одном и том же товарном рынке (пп. б п. 3 Общих исключений).

Общими исключениями предусмотрены сроки, в течение которых соглашение признается допустимым. Основным критерием определения срока допустимости выступает совокупная доля страховой премии по видам страхования или страховым рискам по договорам, заключенным в рамках соглашения его участниками.

Так, подобное соглашение допустимо на срок:

- три года со дня заключения соглашения независимо от совокупной доли страховой премии в отношении исключительно нового риска, страхование которого ранее в РФ не осуществлялось или осуществляется менее одного года;

- два календарных года, начиная с года, следующего за тем, в котором совокупная доля страховой премии по видам страхования или страховым рискам по договорам, заключенным в рамках соглашения его участниками, на соответствующем товарном рынке превысила 20 процентов (в случае осуществления деятельности по перестрахованию превысила 25 процентов), при условии, что такое превышение составило менее двух процентов;

- один календарный год, начиная с года, следующего за тем, в котором совокупная доля страховой премии по видам страхования или страховым рискам по договорам, заключенным в рамках соглашения его участниками, на соответствующем товарном рынке превысила 20 процентов (в случае осуществления деятельности по перестрахованию превысила 25 процентов), при условии, что такое превышение составило два и более процента.

Соглашения между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности, заключенные до вступления в силу Постановления N 504, в случае, если совокупная доля страховой премии по видам страхования или страховым рискам по договорам, заключенным в рамках таких соглашений его участниками, превышает 20 процентов (в случае осуществления деятельности по перестрахованию превышает 25 процентов), признаются допустимыми на срок не более года со дня вступления в силу Постановления N 504.

Страховщики, имеющие намерение заключить между собой соглашения об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности, которые могут быть признаны допустимыми с учетом Общих исключений, вправе обратиться в антимонопольный орган (ФАС России) с заявлением о проверке соответствия проекта такого соглашения требованиям антимонопольного законодательства РФ в порядке, установленном ст. 35 Закона о защите конкуренции.

Общие исключения действуют в течение 10 лет со дня вступления в силу Постановления N 504, то есть до 20.07.2020.

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

 

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы