20.11.2025
Аренда публичных земель для строительства: обзор практики ВС РФ
В обзор включены позиции, связанные с предоставлением участков в аренду, заключением, изменением и расторжением договоров, изъятием объектов незавершенного строительства. Отдельный раздел касается защиты прав многодетных семей на получение земли для ИЖС.
Предоставление участка в аренду
Объекты связи, для которых не требуется разрешение на строительство, размещаются [1] на публичных участках без установления сервитута и заключения договора аренды. Если организация обратится с заявлением о заключении договора аренды, ей откажут.
Участок, на котором предусмотрено комплексное развитие территории (КРТ), нельзя предоставить [2] в аренду для иных целей, даже если договор о КРТ еще не заключен.
Заключение договора аренды на новый срок
Уполномоченный орган не вправе отказывать [3] в заключении нового договора без проведения торгов, если арендатор построил объект, но не смог получить разрешение на ввод из-за истечения срока прежнего договора аренды.
Изменение вида разрешенного использования арендованного участка
Арендатор, получивший участок для строительства объекта с конкретным назначением, не может требовать [4] разрешение на использование участка и объекта для других целей. Например, арендатор, начавший строить административное здание, не вправе [5] впоследствии изменить вид разрешенного использования участка, чтобы разместить гостиницу.
Арендатор, начавший строительство объекта до изменения градостроительной документации, вправе использовать [6] участок и здание по изначально установленному виду разрешенного использования. Условие - нет опасности для людей, экологии, объектов культурного наследия.
Расторжение договора аренды
Существенное нарушение условий договора арендатором не может служить [7] основанием для расторжения договора, если арендатор в разумный срок устранил это нарушение.
Изъятие у арендатора объекта незавершенного строительства
Требование уполномоченного органа об изъятии удовлетворят [8], если срок аренды истек и соблюдены иные формальные требования, а арендатор не доказал, что проблемы с завершением строительства возникли по вине арендодателя или лиц, отвечающих за эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций.
Уполномоченный орган не вправе требовать [9] снести объект незавершенного строительства, ссылаясь на положения [10] ГК РФ о возврате арендованного имущества в первоначальном состоянии. Наличие такого объекта на участке требует либо специальной процедуры [11] его изъятия, либо подачи иска [12] в рамках правил о самовольных постройках.
Если уполномоченный орган в течение 6 месяцев после прекращения аренды не обратился [13] с иском об изъятии недостроенного объекта, его собственник вправе снова заключить договор для завершения строительства.
Вместе с тем если собственник не обратился [14] за заключением нового договора, то пропуск уполномоченным органом указанного срока не является [15] безусловным основанием для отказа в иске об изъятии объекта.
Взыскание убытков с арендодателя
Арендатор вправе взыскать [16] убытки, включая внесенные арендные платежи, если участок невозможно использовать из-за ограничений, которые не оговаривались при заключении договора. Примером может служить ситуация, когда участок, предоставленный для ИЖС, оказался в охранной зоне газопровода.
Защита прав многодетных семей на бесплатное получение земли
Право на получение участка связано [17] с фактом проживания семьи в регионе, а не с формальным наличием у всех членов семьи регистрации по месту жительства именно в этом регионе.
При проверке соответствия семьи условиям для получения участка (например, на предмет отсутствия сделок по отчуждению земли в прошлом) должны учитываться [18] обстоятельства, наступившие после того, как семья стала многодетной (т.е. после рождения третьего ребенка). Сделки с землей, совершенные членом семьи до того, как семья стала многодетной, не могут быть основанием для отказа.
Неправомерны [19] положения региональных законов, позволяющее снять семью с учета или отказать в предоставлении участка по причине достижения ребенком совершеннолетия (или 23 лет - для студентов-очников) к моменту фактического предоставления участка.
Участки, предоставляемые многодетным семьям для ИЖС, должны быть обеспечены [20] коммунальной, транспортной и иной необходимой инфраструктурой.
Документ:
Полезная ссылка:
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.06.2025) [22]
20.11.2025
Пошлины за обращение в суд, оформление лицензии на закупку алкоголя и прочее: проект прошел Госдуму
С 1 сентября 2026 года [23]: если судебный акт надо исполнить немедленно или в порядке отсрочки (рассрочки), то ответчик должен внести госпошлину в течение срока на исполнение [24]. Речь идет о случае [25], когда суд принял решение не в пользу ответчика, а истец освобожден от платежа. Сейчас его нужно перечислить не позже 10 рабочих дней [26] с даты, когда судебный акт вступил в силу. Порядок исполнения не важен.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) пошлины разрешат подавать [27] через Госуслуги [28] в любых ситуациях. То же касается региональных госуслуг и других порталов с интеграцией ЕСИА [29]. Пока такой вариант отправки допустим [30], если заявитель обращался за юридически значимым действием и оплачивал его аналогичным способом.
Лицензия на закупку, хранение и поставки алкоголя станет стоить 1,5 млн руб. [31] Во столько же обойдется [32] переоформление документа в случае появления новых мест деятельности. Сейчас разрешение стоит 800 тыс. руб. [33], а платежа за увеличение количества точек работы нет.
Эти изменения вступят в силу с 1 января 2026 года [34], но не ранее чем через месяц со дня опубликования закона.
Есть и другие поправки. Подробнее о них читайте в обзоре [35].
Документ:
Проект Федерального закона N 1026190-8 [36]
Полезная ссылка:
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 17.11.2025) [37]
20.11.2025
Эксперименты по маркировке мяса, колбас и полуфабрикатов начнутся 24 ноября
Тестовая маркировка продлится [38] по 28 февраля 2026 года включительно для мясных изделий и по 31 августа 2026 года включительно для полуфабрикатов и замороженной пищевой продукции. Пилотные проекты затронут отдельные виды товаров в потребительской упаковке с подходящими кодами ТН ВЭД ЕАЭС.
В перечень [39] мясных изделий включили колбасы из мяса, мясных субпродуктов, жир домашней птицы и свиной, а также соленые, копченые, сушеные мясо и пищевые мясные субпродукты.
Список [40] полуфабрикатов и замороженной продукции содержит такие виды товаров:
Производители, продавцы, импортеры продукции участвуют в эксперименте добровольно [41]. Коды маркировки им выдадут бесплатно [42].
Минпромторг утвердит методрекомендации [43], в которых опишет, какие сведения потребуется вносить в систему "Честный знак" [44], и др.
Отметим, обязательную маркировку мясных изделий планируют запустить 1 августа 2026 года [45] (проект уже разработали).
Документ:
Постановление Правительства РФ от 17.11.2025 N 1823 [46]
20.11.2025
Правила проверки грузов на запрещенные предметы заработают с 1 марта 2026 года
Правительство утвердило [47] правила реализации и перечень мер по выявлению в принятом грузе предметов и веществ, которые ограничены в обороте (этиловый спирт, драгметаллы и пр.) или изъяты из него (контрафакт, товары без маркировки и др.).
В распоряжении экспедитора будут такие меры:
Есть и другие особенности.
Документ вступит в силу 1 марта 2026 года (п. 2 постановления). С этой же даты у экспедиторов появится обязанность [48] принимать организационные меры по выявлению изъятых из оборота и ограниченно оборотоспособных предметов и веществ.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 18.11.2025 N 1828 [47]
Полезная ссылка:
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [50]
Оформите заявку [51] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [52], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100028
[2] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100181
[3] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100061
[4] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100035
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100046
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100049
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100072
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100134
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100147
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=508506;dst=100746
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100154
[12] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100156
[13] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100157
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100177
[15] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100178
[16] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100086
[17] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100257
[18] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100274
[19] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100286
[20] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=100298
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519205;dst=0
[22] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=9027;dst=0;last
[23] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=267142;dst=101845
[24] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=267142;dst=101179
[25] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519034;dst=11609
[26] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519034;dst=774
[27] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=267142;dst=101252
[28] https://www.gosuslugi.ru/
[29] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=150030;dst=100091
[30] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519034;dst=18347
[31] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=267142;dst=101208
[32] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=267142;dst=101218
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519034;dst=13077
[34] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=267142;dst=101839
[35] https://ondb.consultant.ru/news/29652/
[36] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=267142;dst=101176
[37] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=28165;dst=0;last
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519214;dst=100005
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519214;dst=100059
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519214;dst=100082
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519214;dst=100045
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519214;dst=100054
[43] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519214;dst=100046
[44] https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/
[45] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=116495;dst=100019
[46] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=519214;dst=0
[47] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202511/20/iddoc_299491_idnews_66606_Postanovlenie_Pravitelstva_Rossijskoj_Federatsii_ot_18_11_2025__1828_g5o.pdf
[48] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=507500;dst=13
[49] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=43006;dst=0;last
[50] http://www.consultant.ru
[51] https://respectrb.ru/consultant/demo
[52] http://www.respectrb.ru/node/9220