17.11.2025
Запущен эксперимент по маркировке муки, круп и макарон
По 28 февраля 2026 года производители, импортеры и продавцы по желанию смогут наносить [1] средства идентификации на отдельные виды бакалейной продукции в потребительской упаковке, а также передавать сведения о маркировке в систему "Честный знак" [2].
Эксперимент затрагивает товары [3] с подходящими кодами ТН ВЭД ЕАЭС:
До 18 декабря 2025 года появятся методрекомендации [4], в которых опишут порядок подачи заявки на участие, состав сведений для внесения в систему "Честный знак". В период действия эксперимента QR-коды предоставят бесплатно [5].
Минпромторг уже разработал проект [6], который определяет даты начала обязательной маркировки перечисленных видов продукции. Ее введут поэтапно в 2026 году, например:
Документ:
Постановление Правительства РФ от 14.11.2025 N 1793 [11]
17.11.2025
Проект о новой обязанности банков и МФО при выдаче потребкредитов и займов внесен в Госдуму
Заемщиков надо будет специально уведомлять [12] о подписании ими индивидуальных условий потребкредита или займа. Для этого нужно заключить с одним из квалифицированных бюро кредитных историй договор. По нему банк либо МФО сообщает данные сведения бюро, а оно направляет уведомления в личные кабинеты заемщиков на Госуслугах [13] (абз. 2 п. 2 ст. 2, абз. 2, 3 и 5 ст. 4 проекта).
В случае применения периода "охлаждения" [14] сообщить также надо (абз. 5 - 7 ст. 4 проекта):
Новшество коснется физлиц, которые завершили процедуру регистрации в ЕСИА [15] и не отказались получать данные уведомления через Госуслуги (абз. 4 ст. 4 проекта).
Есть и другие аспекты. Планируется, что изменения заработают с 31 декабря 2026 года (ч. 2 ст. 7 проекта).
Документ:
Проект Федерального закона N 1068268-8 [12]
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 23.07.2025) "О потребительском кредите (займе)" [16]
17.11.2025
Важные новости для юриста за неделю с 10 по 14 ноября
Минцифры расширило список сайтов, доступных во время ограничений работы мобильного интернета. Правительство скорректировало расчет утилизационного сбора. Сайты аккредитованных ИТ-компаний должны отвечать доптребованиям. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.
Минцифры расширило список сайтов, доступных во время ограничений работы мобильного интернета. Правительство скорректировало расчет утилизационного сбора. Сайты аккредитованных ИТ-компаний должны отвечать доптребованиям. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.
1. "Важнейшая практика по статье": новое за октябрь
Для самых востребованных статей НПА в КонсультантПлюс есть подборки важнейшей практики. Они регулярно пополняются. В октябре появились новые выводы, связанные с темами арбитражного процесса, исполнительного производства, корпоративных отношений и др.
Подробнее в нашем обзоре [27].
2. Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: октябрь 2025 года
За октябрь в системе КонсультантПлюс появилось более 6400 новых постановлений судов округов. Мы отобрали интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. Расскажем о повороте исполнения судебного акта, неосновательном обогащении, переходе из предварительного заседания в основное.
Подробнее в нашем обзоре [28].
3. Минцифры расширило список сайтов, доступных во время ограничений работы мобильного интернета
Доступными в периоды отключений мобильного интернета по соображениям безопасности стали сайты (сервисы):
Операторы мобильной связи уже реализовали нужные настройки для бесперебойного доступа к таким сервисам.
Напомним, это уже второй этап формирования "белого списка" сайтов. На первом этапе в него включили сервисы Госуслуг и Яндекса, маркетплейсы, мессенджер Max и др.
Документ: Информация Минцифры России от 14.11.2025 [29]
4. Утилизационный сбор: новые правила расчета с 1 декабря 2025 года
Правительство скорректировало расчет сбора. При определении его размера плательщикам нужно использовать новые коэффициенты по легковым автомобилям с двигателем внутреннего сгорания, электромобилям и гибридам. Подробнее в обзоре [30].
Документ: Постановление Правительства РФ от 01.11.2025 N 1713 [31]
5. Центробанк советует кредитным организациям вести учет ряда запросов правоохранителей
В письме регулятора речь идет о запросах сведений, которые составляют банковскую тайну. Он призывает структурировать [32] данные об этих обращениях, в т.ч. так, чтобы было понятно:
Также рекомендуют передавать [33] сводную информацию в ЦБ РФ, если он ее запросит.
Документ: Информационное письмо Банка России от 06.11.2025 N ИН-08-31/107 [34]
6. Сайты аккредитованных ИТ-компаний должны отвечать доптребованиям с 21 ноября 2025 года
По приказу Минцифры на сайте нужно опубликовать [35]:
В отдельных случаях надо разместить еще ряд сведений [37].
|
Ситуация |
Информация |
|
Компания - правообладатель программ и баз данных, разработчик которых, например, она сама |
О наличии исключительных прав на эти программы и базы данных |
|
О способах предоставления права использовать данное ПО |
|
|
Организация применяет языки программирования, софт или наборы правил и инструментов для разработки ПО либо построения процессов в программировании |
О применении таких языков, софта и пр. |
|
Компания - правообладатель изреестра [38] российского ПО |
О том, как найти программу в реестре и получить право ее использовать |
|
Организация - оператор фискальных данных |
О наличии разрешения обрабатывать фискальные данные |
Сайт должен работать [39] круглосуточно и давать возможность любым лицам ознакомиться с ним без регистрации или передачи персональных данных.
Если не соблюсти новые требования, госаккредитацию аннулируют [40] или в случае обращения за ней - не предоставят [41].
Документ: Приказ Минцифры России от 02.06.2025 N 511 [42]
Рекомендуем: Как российской ИТ-компании получить госаккредитацию [43]
7. ВС РФ: срок давности по требованию каждого, кто присоединился к иску, надо устанавливать отдельно
Бывший акционер попросил суд взыскать с компании убытки за неверное определение стоимости выкупленных ценных бумаг. К его иску присоединились лица с аналогичными требованиями. Компания заявила о пропуске последними срока исковой давности. Суды исчислили [44] его с даты поступления первого заявления и отклонили этот довод.
По мнению ВС РФ, срок надо определять по каждому лицу отдельно [45]. Иск не косвенный. Без поручения всех лиц у акционера нет [46] особых предусмотренных законом полномочий быть их представителем.
Ответчик вправе заявить [47] об истечении срока давности по требованию любого, кто присоединился к групповому иску. Обоснованность довода оценивают по датам, когда лицо:
В данном случае суды не установили [48] нужные обстоятельства, чтобы определить начало течения срока давности для каждого истца. Дело направили на новое рассмотрение.
Документ: Определение ВС РФ от 31.10.2025 N 302-ЭС25-4810 [47]
Рекомендуем: Ищем судебную практику эффективно: фильтры по тематике и результату рассмотрения [49]
8. ВС РФ разъяснил, как рассчитать штраф за неисполнение банком постановления пристава
Банк не исполнил постановление пристава о взыскании денег со счета должника. Пристав попросил суд оштрафовать за это банк по КоАП РФ [50]. Три инстанции удовлетворили [51] требование. Санкцию посчитали, как 50% от суммы долга (без исполнительского сбора).
По мнению ВС РФ, за основу для расчета надо брать [52] не долг, а доступный на счете должника остаток, поскольку от него зависят возможности банка исполнить постановление. Размер остатка устанавливают [53] на дату совершения нарушения.
В данном случае Верховный суд сам определил [54] правильный размер штрафа и отменил [55] акты нижестоящих инстанций в части, превышающей его.
Документ: Определение ВС РФ от 07.11.2025 N 305-ЭС25-6735 [52]
9. Авторизация и алгоритмы рекомендаций: проект о новых штрафах для владельцев сайтов внесен в Госдуму
Часть изменений касается владельцев сайтов, программ и других интернет-ресурсов с авторизацией пользователей, которые находятся в РФ. За неисполнение обязанности проводить ее одним из 4 законных способов [56] должностных лиц хотят штрафовать [57] на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а компании - от 500 тыс. до 700 тыс. руб. (пп. "а" п. 2 проекта).
Штрафы тех же размеров предлагают ввести и за первичные нарушения при работе с рекомендательными технологиями [58]. Речь идет, например, о ситуациях, когда владелец ресурса с авторизацией или без нее (абз. 3 - 8 пп. "б" п. 2 проекта):
За повтор любого деяния из перечня выше должностное лицо заплатит от 60 тыс. до 100 тыс. руб., а компания - от 1 млн до 1,4 млн руб. (абз. 9 - 10 пп. "б" п. 2 проекта).
Есть и другие поправки.
Планируют, что новшества вступят в силу через 10 календарных дней [61] после опубликования закона.
Документ: Проект Федерального закона N 1069392-8 [57]
10. Штрафы за отсутствие ОСАГО: проект об ограничении их числа в сутки принят в первом чтении
Согласно поправке, если за сутки камера или подобная автоматическая аппаратура зафиксировала несоблюдение [62] требований об ОСАГО 2 раза и более, владелец ТС получит [63] только 1 штраф. Речь идет о наказании за первое или повторное [64] нарушение в виде неисполнения владельцем ТС обязанности застраховать свою ответственность или управления транспортом, когда страховка заведомо отсутствует.
Планируется, что изменение вступит в силу 1 сентября 2026 года [65].
Напомним, за первый проступок наказывают на сумму 800 руб. [66], за повторный - от 3000 до 5000 руб. [67]
Документ: Проект Федерального закона N 1022971-8 [68]
Полезные ссылки:
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [77]
Оформите заявку [78] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [79], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518898;dst=100005
[2] https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/
[3] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518898;dst=100047
[4] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518898;dst=100037
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518898;dst=100045
[6] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=116392;dst=100006
[7] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=116392;dst=100025
[8] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=116392;dst=100026
[9] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=116392;dst=100027
[10] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=116392;dst=100028
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518898;dst=0
[12] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202511/17/iddoc_299322_idnews_66454_Proekt_V0q.pdf
[13] https://www.gosuslugi.ru/
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499917;dst=386
[15] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=150030;dst=100091
[16] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=155986;dst=0;last
[17] https://ondb.consultant.ru/news/30044/#anchor_1
[18] https://ondb.consultant.ru/news/30044/#anchor_2
[19] https://ondb.consultant.ru/news/30044/#anchor_3
[20] https://ondb.consultant.ru/news/30044/#anchor_4
[21] https://ondb.consultant.ru/news/30044/#anchor_5
[22] https://ondb.consultant.ru/news/30044/#anchor_6
[23] https://ondb.consultant.ru/news/30044/#anchor_7
[24] https://ondb.consultant.ru/news/30044/#anchor_8
[25] https://ondb.consultant.ru/news/30044/#anchor_9
[26] https://ondb.consultant.ru/news/30044/#anchor_10
[27] https://ondb.consultant.ru/news/29992/
[28] https://ondb.consultant.ru/news/30016/
[29] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202511/15/Spisok_LaD.pdf
[30] https://ondb.consultant.ru/news/29989/
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=517977;dst=100009
[32] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518512;dst=100004
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518512;dst=100007
[34] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518512;dst=0
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518463;dst=100011
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=454762;dst=100009
[37] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518463;dst=100021
[38] https://reestr.digital.gov.ru/
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518463;dst=100028
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=484460;dst=100257
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=484460;dst=100248
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518463;dst=100009
[43] consultantplus://offline/main?base=PGU;n=4;dst=0
[44] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=869380;dst=100042
[45] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=869380;dst=100084
[46] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=869380;dst=100083
[47] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=869380;dst=100051
[48] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=869380;dst=100099
[49] https://ondb.consultant.ru/news/28606/
[50] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=517484;dst=1145
[51] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=869692;dst=100017
[52] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=869692;dst=100030
[53] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=869692;dst=100031
[54] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=869692;dst=100032
[55] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=869692;dst=100036
[56] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=500166;dst=767
[57] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202511/14/iddoc_299323_idnews_66455_1069392-8_jnz.pdf
[58] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=149971;dst=100007
[59] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=149971;dst=100015
[60] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=149971;dst=100013
[61] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=22472;dst=100047
[62] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=517484;dst=179
[63] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=265297;dst=100008
[64] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=517484;dst=11236
[65] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=265297;dst=100010
[66] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=517484;dst=4333
[67] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=517484;dst=11237
[68] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=265297;dst=0
[69] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=22472;dst=0;last
[70] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=454762;dst=0;last
[71] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=427955;dst=0;last
[72] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61798;dst=0;last
[73] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34661;dst=0;last
[74] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=517977;dst=0;last
[75] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518463;dst=0;last
[76] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=518512;dst=0;last
[77] http://www.consultant.ru
[78] https://respectrb.ru/consultant/demo
[79] http://www.respectrb.ru/node/9220