13.10.2025
Кассация выдала поставщику из недружественной страны исполнительный лист на решение третейского суда
МКАС при ТПП РФ взыскал [1] с российского юрлица долг по оплате товара и ряд иных сумм. Поставщик попросил арбитражный суд выдать исполнительный лист. При повторном рассмотрении заявления первая инстанция отказала [2]. Причина: защита публичного порядка РФ, ведь поставщик - швейцарская компания.
АС Волго-Вятского округа отметил: сама по себе выдача юрлицу из недружественной страны листа на принудительное исполнение решения третейского суда не нарушает [3] публичный порядок. К сходному выводу этот АС уже приходил [4].
На поставку не распространяются [5] антикризисные указы президента. В список [6] компаний, к которым применяют экономические спецмеры, поставщик не входит [7]. То, что у него нет счета в российском банке, тоже не мешает [8] вынести определение о выдаче исполнительного листа.
Поскольку первая инстанция верно установила обстоятельства дела, но неправильно применила нормы, кассация предоставила [9] поставщику исполнительный лист.
Документ:
Постановление АС Волго-Вятского округа от 11.09.2025 по делу N А43-27728/2024 [3]
Полезная ссылка:
13.10.2025
Важные новости для юриста за неделю с 6 по 10.10.2025
Утвердили периодичность проведения обязательных профилактических визитов. Стало проще размещать на публичных землях площадки общепита и ряд иных объектов. ЦБ РФ и Минфин дали рекомендации ПАО с госучастием по работе с некоторыми акционерами. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.
1. Обязательные профилактические визиты: утверждена периодичность их проведения на многих предприятиях
С 14 октября 2025 года надзорные органы должны соблюдать общую для разных видов контроля максимальную периодичность проведения визитов на объектах трех категорий риска и двух классов производственной опасности:
Сроки будут исчислять [24] с момента, когда орган присвоил объекту категорию риска или класс опасности. Визит, который проводят [25] по уведомлению о запуске отдельных видов бизнеса, учитывать не станут. По Закону [26] о госконтроле то же относится [27] и к ряду других случаев.
Сейчас общая частота обязательных визитов установлена [28] лишь для объектов чрезвычайно высокого (если визит проводят вместо планового контрольного мероприятия), а также высокого риска.
Напомним, в положении о конкретном виде контроля правительство вправе предусмотреть [29] специальную периодичность визитов для объектов значительного, среднего или умеренного риска. Юрлица и ИП могут оспорить [30] (с соблюдением досудебного порядка) незаконный визит.
Документ: Постановление Правительства РФ от 01.10.2025 N 1511 [31]
2. Обзор ВС РФ N 3 (2025): на какие позиции обратить внимание
Верховный суд опубликовал очередное обобщение практики своих коллегий и практики применения законодательства об административных правонарушениях. Рассмотрим позиции, которые касаются недвижимости, транспорта, корпоративных отношений и других тем.
Подробнее в нашем обзоре [32].
Документ: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025) (утв. Президиумом ВС РФ 08.10.2025) [33]
3. "Важнейшая практика по статье": новое за сентябрь
Для самых востребованных статей НПА в КонсультантПлюс есть подборки важнейшей практики. Они регулярно пополняются. В сентябре появились новые выводы, связанные с темами арбитражного процесса, договора поставки, корпоративных отношений, банковского обслуживания, налоговых проверок и др.
Подробнее в нашем обзоре [34].
4. Размещать на публичных землях площадки общепита, сцены и ряд иных объектов стало проще с 10.10.2025
В список [35] видов объектов, которые можно расположить на государственных или муниципальных землях без предоставления участков и сервитутов, с 10.10.2025 2025 года вошли [36]:
Напомним, порядок и условия установки таких объектов определяют [38] регионы.
Документ: Постановление Правительства РФ от 02.10.2025 N 1521 [36]
5. ЦБ РФ и Минфин дали рекомендации ПАО с госучастием по работе с некоторыми акционерами
Ведомства советуют компаниям, акции которых допущены к торгам (или планируются к допуску), для эффективного взаимодействия с миноритариями-физлицами [39]:
Есть и другие рекомендации. ПАО с учетом специфики бизнеса могут дополнять и улучшать [48] набор инструментов и практик взаимодействия.
Документ: Информационное письмо Минфина России N 05-08-05/89313, Банка России N ИН-01-28/101 от 12.09.2025 [49]
6. Президент перечислил сведения, которые депозитарии должны представлять для борьбы с коррупцией
6 октября 2025 года вступил в силу список [50] информации, которую депозитарии и держатели реестра владельцев ценных бумаг обязаны передавать [51] по запросам. Их может направлять ряд должностных лиц [52] (например, руководители федеральных органов) для антикоррупционных проверок претендентов на госдолжности и т.д.
В перечне среди прочего такие данные:
Предусмотрены особенности указания отдельной информации. Есть и другие новшества.
Напомним, сведения нужно представить не позже 5 рабочих дней [53] после даты получения запроса. Этот срок наряду с порядком ответа установил [54] ЦБ РФ. Правила уже действуют.
Документ: Указ Президента РФ от 06.10.2025 N 709 [50]
7. Эксперимент по упрощенному получению многих разрешений будет продлен и расширен
Оптимизация и автоматизация выдачи лицензий и других разрешений продолжится до конца 2028 года [55]. С 12 октября 2025 года новая цель эксперимента - внедрить и отработать [56] механизм, по которому с помощью единого запроса на Госуслугах [57] можно получить сразу несколько разрешений. Их перечислит [58] межведомственная спецгруппа.
Если для получения хотя бы одного разрешения нужна квалифицированная ЭП [59], то единый запрос нужно заверить [60] именно ей.
Вступили в силу и другие правила.
По данным аналитического центра при правительстве, к маю 2025 года эксперимент позволил запрашивать через Госуслуги более 400 видов разрешений [61]. Среди них те, которые выдают [62] Роскомнадзор, Росалкогольтабакконтроль, Ространснадзор, Росздравнадзор и др.
Документ: Постановление Правительства РФ от 03.10.2025 N 1543 [63]
8. Новшества о выдаче лицензий управляющим компаниям приняты в третьем чтении
Принимать решение о выдаче лицензии на управление МКД будет [64] орган жилищного госнадзора. Он сделает это не позже 10 рабочих дней [65] с даты приема заявления с приложениями к нему. Срок могут продлить не более чем на 5 рабочих дней, если орган не получит запрошенные по межведомственному электронному взаимодействию документы или сведения для оценки соответствия соискателя ряду требований. При этом последнего уведомят об отсрочке.
Сейчас упомянутое решение принимает [66] лицензионная комиссия региона. На его основании [67] орган жилищного госнадзора оформляет приказ о выдаче лицензии или об отказе ее предоставить. На все отводится 10 рабочих дней с даты приема документов данным органом.
Чтобы управлять МКД, надо будет соответствовать [68] требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению, которые установит правительство.
Есть и другие изменения.
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 сентября 2026 года [69].
Документ: Проект Федерального закона N 487723-8 [70]
9. Проект о новом механизме погашения просроченных потребкредитов и займов физлиц поступил в Госдуму
Предложено ввести механизм [71] комплексного урегулирования задолженности по договорам потребкредита (займа), в т.ч. ипотечных. Банки, МФО и ряд иных компаний будут корректировать договоры или совершать другие действия, чтобы помочь физлицу надлежаще исполнить обязательства, если у него 2 и более таких кредитора (с. 2 и 3 проекта).
Заемщика, который нарушил срок возврата основного долга или процентов по договору, по общему правилу надо будет уведомить, в частности:
Указанное заявление заемщик может направить кредитору в течение 10 календарных дней после получения уведомления. Если кредитору поступит такой документ, он станет организатором комплексного урегулирования задолженности (с. 5 - 7 проекта).
Не позже 2 рабочих дней после получения заявления организатор должен, например, сообщить в бюро кредитных историй о начале такого урегулирования, в т.ч. для передачи этих сведений другим кредиторам. Те могут согласиться скорректировать договор, совершить иные действия либо отказаться использовать механизм (с. 9 - 11 проекта).
Есть и другие аспекты.
Планируется, что изменения вступят в силу через 270 календарных дней после опубликования закона (с. 58 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 1034778-8 [71]
10. Микрозаймы и потребительские кредиты: проект об улучшении условий для заемщиков прошел первое чтение
Предельную сумму основного долга компании или ИП по микрозаймам перед одной МФО планируют увеличить до 15 млн руб. [72] Пока ограничение - 5 млн руб. [73]
По договорам потребзайма и полученным правам (требованиям) по ним МФО будут не вправе заключать [74]:
Если срок возврата потребкредита или займа на момент заключения договора не более года, то максимальная сумма начислений по нему составит 100% [76] такого кредита либо займа. Сейчас лимит - 130% [77].
Есть и другие изменения.
Документ: Проект Федерального закона N 887449-8 [78]
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 23.07.2025) "О потребительском кредите (займе)" [83]
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.07.2025) [84]
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.07.2025) "О рынке ценных бумаг" [85]
Указ Президента РФ от 06.10.2025 N 709 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции" [90]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [95]
Оформите заявку [96] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [97], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=AVV;n=129431;dst=100059
[2] consultantplus://offline/main?base=AVV;n=129431;dst=100056
[3] consultantplus://offline/main?base=AVV;n=129431;dst=100057
[4] consultantplus://offline/main?base=AVV;n=128880;dst=100060
[5] consultantplus://offline/main?base=AVV;n=129431;dst=100061
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=508966;dst=100018
[7] consultantplus://offline/main?base=AVV;n=129431;dst=100062
[8] consultantplus://offline/main?base=AVV;n=129431;dst=100065
[9] consultantplus://offline/main?base=AVV;n=129431;dst=100066
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=416610;dst=0;last
[11] https://ondb.consultant.ru/news/29735/#anchor_1
[12] https://ondb.consultant.ru/news/29735/#anchor_2
[13] https://ondb.consultant.ru/news/29735/#anchor_3
[14] https://ondb.consultant.ru/news/29735/#anchor_4
[15] https://ondb.consultant.ru/news/29735/#anchor_5
[16] https://ondb.consultant.ru/news/29735/#anchor_6
[17] https://ondb.consultant.ru/news/29735/#anchor_7
[18] https://ondb.consultant.ru/news/29735/#anchor_8
[19] https://ondb.consultant.ru/news/29735/#anchor_9
[20] https://ondb.consultant.ru/news/29735/#anchor_10
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516061;dst=100011
[22] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516061;dst=100012
[23] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516061;dst=100013
[24] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516061;dst=100006
[25] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499669;dst=101369
[26] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499669;dst=0
[27] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499669;dst=101336
[28] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=117269;dst=100021
[29] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499669;dst=101331
[30] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499669;dst=101341
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516061;dst=100009
[32] https://ondb.consultant.ru/news/29718/
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516206;dst=0
[34] https://ondb.consultant.ru/news/29693/
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479826;dst=100009
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=515815;dst=100008
[37] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479826;dst=10
[38] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=151027;dst=100012
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100025
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100089
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100047
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100061
[43] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100063
[44] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100072
[45] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100093
[46] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100115
[47] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100116
[48] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100033
[49] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=100010
[50] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516059;dst=100013
[51] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511346;dst=3176
[52] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516132;dst=100303
[53] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513397;dst=100006
[54] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513397;dst=100005
[55] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=515982;dst=100009
[56] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=515982;dst=100018
[57] https://www.gosuslugi.ru/
[58] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=515982;dst=100020
[59] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=117202;dst=0
[60] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=515982;dst=100030
[61] https://ac.gov.ru/news/page/kompleksnaa-usluga-kak-novyj-sag-po-optimizacii-i-avtomatizacii-razresitelnoj-deatelnosti-28104
[62] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499773;dst=100115
[63] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=515982;dst=100008
[64] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=265629;dst=100008
[65] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=265629;dst=100013
[66] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499742;dst=234
[67] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=507296;dst=933
[68] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=265629;dst=100012
[69] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=265629;dst=100037
[70] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=265629;dst=0
[71] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202510/10/iddoc_298423_idnews_65589_Proekt_wG5.pdf
[72] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=259387;dst=100010
[73] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511358;dst=356
[74] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=259387;dst=100014
[75] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499917;dst=255
[76] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=259387;dst=100018
[77] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499917;dst=250
[78] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=259387;dst=0
[79] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=171925;dst=0;last
[80] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=358750;dst=0;last
[81] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=170370;dst=0;last
[82] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=391970;dst=0;last
[83] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=155986;dst=0;last
[84] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=51057;dst=0;last
[85] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=10148;dst=0;last
[86] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=102112;dst=0;last
[87] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513397;dst=0;last
[88] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=515815;dst=0;last
[89] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=515982;dst=0;last
[90] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516059;dst=0;last
[91] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516061;dst=0;last
[92] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516079;dst=0;last
[93] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=144338;dst=0;last
[94] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=516206;dst=0;last
[95] http://www.consultant.ru
[96] https://respectrb.ru/consultant/demo
[97] http://www.respectrb.ru/node/9220