Вправе ли наниматель предлагать разным служащим разные должности? Если чиновник отказался от вакансий, можно ли уволить его раньше? Учитывают ли преимущественное право, если остаются должности с тем же названием, но другой должностной инструкцией? Ответы судов на эти и другие вопросы в обзоре.4-й КСОЮ поддержал госслужащего. Выяснилось [1], что при сокращении наниматель выбирал чиновников, которым предлагал вакансии. Истец в круг таких лиц не попал.
В другом случае госслужащему предложили [2] только одну должность, поскольку другие наниматель либо предложил иным служащим, либо объявил на них конкурс. 5-й КСОЮ посчитал [3] эти действия незаконными и восстановил чиновника на службе.
Еще в одном споре 4-й КСОЮ отметил [4], что предлагать нужно все вакансии, даже несмотря на такие обстоятельства, как:
Однако в отдельных ситуациях подход может быть иным.
Так, 7-й КСОЮ согласился, что наниматель предложил не все должности, но решил, что права чиновника не нарушены. На спорной должности был нужен доступ к гостайне, а госслужащий его не имел, поэтому наниматель не был обязан [5] предлагать эту должность. Кроме того, наниматель не должен был [6] разъяснять ситуацию, инициировать получение допуска, а также доказывать, что чиновник не смог бы выполнять поручения.
Похожие споры рассмотрели 4-й [7] и 3-й [8] КСОЮ: наниматели предложили сокращаемым не все должности, но посчитали, что служащие могли проявить инициативу и запросить список или сразу подать заявление на вакансию.
Суды эти доводы отклонили, поскольку предложить все должности – обязанность нанимателя. Если она не исполнена, то процедура нарушена и служащего надо восстановить.
Госслужащего уведомили [9] о сокращении. От всех предложенных должностей он отказался [10], поскольку те не соответствовали категории и группе должности и имели меньшее денежное содержание. Наниматель расторг [11] контракт в последний рабочий день действия прежнего штатного расписания. Однако 6-й КСОЮ восстановил служащего в должности.
Выяснилось, что увольнение произошло за 3 дня до окончания двухмесячного со дня уведомления о сокращении. Поскольку процедуру нарушили, приказ о расторжении контракта суд признал [12] незаконным.
Суд посчитал: права служащего были ущемлены. По закону срок между уведомлением о сокращении и увольнением нельзя уменьшить, даже если больше нет вакансий и заканчивается действие старого штатного расписания.
Под сокращение попал один из четырех заместителей главы муниципалитета. Их должности были названы одинаково, но должностные инструкции, как объяснила [13] администрация, были разными. Из-за этого преимущественное право при сокращении не учитывали. 9-й КСОЮ с таким подходом не согласился [14].
Квалификационные требования для должностей совпадали. После сокращения обязанности перераспределили между остальными заместителями – суд посчитал это подтверждением того, что должности взаимозаменяемые. Значит, преимущественное право остаться на работе нужно было учесть.
Чиновника в июле уведомили [15] о сокращении с середины сентября и предложили должности. С середины августа и до даты сокращения госслужащий был в отпуске [16], который прерывался на больничный. Согласие на должность он не представил, поэтому наниматель расторг контракт [17].
3-й КСОЮ посчитал увольнение незаконным. Выяснилось [18], что в первый рабочий день после отпуска госслужащий согласился на должность. Это не учел наниматель, который уже издал приказ об увольнении с того же дня.
Пока чиновник был в отпуске и на больничном, он, по мнению суда, не был обязан [19] сообщать о согласии на должность.
Источник: КонсультантПлюс [20]
Изображение: shedevrum.ai
Еще больше новостей: Респект-Решения [23] и Ясная бухгалтерия [24]
Links:
[1] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ004&n=221788&dst=100061&demo=1
[2] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ005&n=69992&dst=100040&demo=1
[3] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ005&n=69992&dst=100041&demo=1
[4] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ004&n=182201&dst=100048&demo=1
[5] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ007&n=123048&dst=100104&demo=1
[6] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ007&n=123048&dst=100105&demo=1
[7] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ004&n=213392&dst=100065&demo=1
[8] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ003&n=142871&dst=100035&demo=1
[9] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ006&n=181854&dst=100014&demo=1
[10] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ006&n=181854&dst=100016&demo=1
[11] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ006&n=181854&dst=100041&demo=1
[12] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ006&n=181854&dst=100038&demo=1
[13] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ009&n=66972&dst=100048&demo=1
[14] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ009&n=66972&dst=100049&demo=1
[15] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ003&n=147044&dst=100028&demo=1
[16] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ003&n=147044&dst=100048&demo=1
[17] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ003&n=147044&dst=100034&demo=1
[18] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ003&n=147044&dst=100049&demo=1
[19] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ003&n=147044&dst=100040&demo=1
[20] https://www.consultant.ru/legalnews/29568/
[21] http://www.respectrb.ru/consultant/demo
[22] http://www.respectrb.ru/informer_news
[23] https://t.me/respectsolutions
[24] https://t.me/add_education