22.09.2025
Сокращение госслужащих: интересная практика 2024 - 2025 годов
Вправе ли наниматель предлагать разным служащим разные должности? Если чиновник отказался от вакансий, можно ли уволить его раньше? Учитывают ли преимущественное право, если остаются должности с тем же названием, но другой должностной инструкцией? Ответы судов на эти и другие вопросы в обзоре.
Каждому служащему нужно предлагать все подходящие вакансии
4-й КСОЮ поддержал госслужащего. Выяснилось [1], что при сокращении наниматель выбирал чиновников, которым предлагал вакансии. Истец в круг таких лиц не попал.
В другом случае госслужащему предложили [2] только одну должность, поскольку другие наниматель либо предложил иным служащим, либо объявил на них конкурс. 5-й КСОЮ посчитал [3] эти действия незаконными и восстановил чиновника на службе.
Еще в одном споре 4-й КСОЮ отметил [4], что предлагать нужно все вакансии, даже несмотря на такие обстоятельства, как:
Однако в отдельных ситуациях подход может быть иным.
Так, 7-й КСОЮ согласился, что наниматель предложил не все должности, но решил, что права чиновника не нарушены. На спорной должности был нужен доступ к гостайне, а госслужащий его не имел, поэтому наниматель не был обязан [5] предлагать эту должность. Кроме того, наниматель не должен был [6] разъяснять ситуацию, инициировать получение допуска, а также доказывать, что чиновник не смог бы выполнять поручения.
Вакансии нужно предлагать, не дожидаясь просьбы госслужащего
Похожие споры рассмотрели 4-й [7] и 3-й [8] КСОЮ: наниматели предложили сокращаемым не все должности, но посчитали, что служащие могли проявить инициативу и запросить список или сразу подать заявление на вакансию.
Суды эти доводы отклонили, поскольку предложить все должности - обязанность нанимателя. Если она не исполнена, то процедура нарушена и служащего надо восстановить.
Нельзя сократить раньше срока, даже если вакансий больше нет
Госслужащего уведомили [9] о сокращении. От всех предложенных должностей он отказался [10], поскольку те не соответствовали категории и группе должности и имели меньшее денежное содержание. Наниматель расторг [11] контракт в последний рабочий день действия прежнего штатного расписания. Однако 6-й КСОЮ восстановил служащего в должности.
Выяснилось, что увольнение произошло за 3 дня до окончания двухмесячного со дня уведомления о сокращении. Поскольку процедуру нарушили, приказ о расторжении контракта суд признал [12] незаконным.
Суд посчитал: права служащего были ущемлены. По закону срок между уведомлением о сокращении и увольнением нельзя уменьшить, даже если больше нет вакансий и заканчивается действие старого штатного расписания.
Преимущественное право учитывают, если должности одинаковые, а обязанности разные
Под сокращение попал один из четырех заместителей главы муниципалитета. Их должности были названы одинаково, но должностные инструкции, как объяснила [13] администрация, были разными. Из-за этого преимущественное право при сокращении не учитывали. 9-й КСОЮ с таким подходом не согласился [14].
Квалификационные требования для должностей совпадали. После сокращения обязанности перераспределили между остальными заместителями - суд посчитал это подтверждением того, что должности взаимозаменяемые. Значит, преимущественное право остаться на работе нужно было учесть.
Согласие на вакансию нужно принять и в последний день работы, даже если приказ об увольнении уже издан
Чиновника в июле уведомили [15] о сокращении с середины сентября и предложили должности. С середины августа и до даты сокращения госслужащий был в отпуске [16], который прерывался на больничный. Согласие на должность он не представил, поэтому наниматель расторг контракт [17].
3-й КСОЮ посчитал увольнение незаконным. Выяснилось [18], что в первый рабочий день после отпуска госслужащий согласился на должность. Это не учел наниматель, который уже издал приказ об увольнении с того же дня.
Пока чиновник был в отпуске и на больничном, он, по мнению суда, не был обязан [19] сообщать о согласии на должность.
Читать новости для бюджетных организаций можно на канале КонсультантПлюс в Telegram (переход по ссылке [20] или по QR-коду ниже).
Рекомендуем:
Какой порядок сокращения должностей гражданской службы в госоргане [22]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [23]
Оформите заявку [24] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [25], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=KSOJ004;n=221788;dst=100061
[2] consultantplus://offline/main?base=KSOJ005;n=69992;dst=100040
[3] consultantplus://offline/main?base=KSOJ005;n=69992;dst=100041
[4] consultantplus://offline/main?base=KSOJ004;n=182201;dst=100048
[5] consultantplus://offline/main?base=KSOJ007;n=123048;dst=100104
[6] consultantplus://offline/main?base=KSOJ007;n=123048;dst=100105
[7] consultantplus://offline/main?base=KSOJ004;n=213392;dst=100065
[8] consultantplus://offline/main?base=KSOJ003;n=142871;dst=100035
[9] consultantplus://offline/main?base=KSOJ006;n=181854;dst=100014
[10] consultantplus://offline/main?base=KSOJ006;n=181854;dst=100016
[11] consultantplus://offline/main?base=KSOJ006;n=181854;dst=100041
[12] consultantplus://offline/main?base=KSOJ006;n=181854;dst=100038
[13] consultantplus://offline/main?base=KSOJ009;n=66972;dst=100048
[14] consultantplus://offline/main?base=KSOJ009;n=66972;dst=100049
[15] consultantplus://offline/main?base=KSOJ003;n=147044;dst=100028
[16] consultantplus://offline/main?base=KSOJ003;n=147044;dst=100048
[17] consultantplus://offline/main?base=KSOJ003;n=147044;dst=100034
[18] consultantplus://offline/main?base=KSOJ003;n=147044;dst=100049
[19] consultantplus://offline/main?base=KSOJ003;n=147044;dst=100040
[20] https://t.me/newsconsultantplus_bo
[21] consultantplus://offline/main?base=PKBO;n=32252;dst=0
[22] consultantplus://offline/main?base=PKBO;n=65532;dst=0
[23] http://www.consultant.ru
[24] https://respectrb.ru/consultant/demo
[25] http://www.respectrb.ru/node/9220