22.09.2025
ВС РФ снова указал срок подачи заявления об индексации присужденной суммы при банкротстве должника
С компании в пользу общества взыскали деньги. Позже ее признали банкротом, и спустя почти 2 года она выплатила долг. Через несколько дней после этого общество попросило проиндексировать присужденную сумму.
Первая инстанция отказала: годичный срок на подачу такого заявления истек [1]. Он исчисляется с момента, когда заинтересованное лицо могло с ним обратиться, то есть с даты введения первой процедуры по делу о банкротстве. Апелляция и кассация решили [2], что считать надо со дня выплаты долга, и удовлетворили требование.
ВС РФ указал: размер денежных обязательств должника определяется на дату введения первой процедуры банкротства. После этого долг можно проиндексировать [3] независимо от того, исполнен судебный акт о его взыскании или нет. Заинтересованное лицо вправе подать заявление в течение года [4] с упомянутой даты. При этом определение о введении процедуры банкротства надо приложить к документу, иначе его вернут.
В данном случае первая инстанция ошибочно применила [5] нормы об исковой давности, однако по существу приняла [6] верное определение. Его оставили в силе.
Верховный суд уже занимал такую позицию [7].
Документ:
Определение ВС РФ от 16.09.2025 N 309-ЭС25-4392 [4]
Рекомендуем:
Ищем судебную практику эффективно: специальная карточка поиска [8]
Полезная ссылка:
22.09.2025
Важные новости для юриста за неделю с 15 по 19 сентября
Установили новые индикаторы риска при контроле за коллекторской деятельностью. Продлили действие запретов и ограничений в сфере ВЭД. Банкам даны рекомендации по контролю операций с наличными. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.
1. Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за август
Анонс обзора:
Подробнее в нашем обзоре [19].
2. Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: август 2025 года
За август в системе КонсультантПлюс появилось более 4700 новых постановлений судов округов. Мы отобрали интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. Расскажем о прекращении полномочий директора, расторжении договора аренды, взыскании неустойки за просрочку доставки груза.
Подробнее в нашем обзоре [20].
3. Государственный контроль коллекторской деятельности: новые индикаторы риска с 27 сентября 2025 года
Минюст утвердил [21] 2 новых индикатора того, что кредитная, микрофинансовая или коллекторская организация нарушает порядок возврата просроченной задолженности физлиц.
Первый показатель [22] - за календарную неделю физлицу поступило более 2 сообщений или звонков с грубыми или нецензурными выражениями. Индикатор сработает, если у гражданина был или есть просроченный долг по денежному обязательству.
Второй показатель [23] - за календарную неделю физлицу поступило более 2 сообщений или звонков. Индикатор сработает, если у гражданина нет просроченного долга по денежному обязательству и он не соглашался на взаимодействие по возврату такого долга.
В обоих случаях у контролеров должны быть достоверные данные о том, что подобные действия совершались в интересах коллекторской, кредитной или микрофинансовой организации, которая есть в перечне ФССП [24].
Документ: Приказ Минюста России от 09.09.2025 N 230 [21]
4. Запреты и ограничения в сфере ВЭД нужно соблюдать до конца 2027 года
До 31 декабря 2027 года [25] включительно продолжат действовать запрет [26], ограничение [27] и особые пошлины [28] при ввозе в РФ и вывозе из нее некоторой продукции и сырья. Президент уже продлевал эти антикризисные меры до конца 2025 года.
Напомним, перечни товаров, которые затрагивают спецмеры, определяет правительство. Так, сейчас запрещено экспортировать иностранные медицинские товары [29], двигатели [30], машины [31] и другую продукцию, а для отдельных видов оборудования и спецтехники действует разрешительный порядок [32] вывоза в страны ЕАЭС.
Документ: Указ Президента РФ от 17.09.2025 N 657 [25]
5. Борьба с отмыванием преступных доходов: ЦБ РФ дал банкам рекомендации по операциям с наличными
Регулятор советует [33] усилить работу по выявлению случаев, когда на счет вносят наличные деньги подозрительного происхождения. Также повышенное внимание должно быть к операциям, например, юрлиц, у которых доля наличных, вносимых ими на свой счет, стала намного больше, чем обычно.
При обнаружении таких операций банкам рекомендовано сконцентрироваться на следующем:
Если выявленная операция соответствует одной из перечисленных характеристик, банкам следует принять ряд мер, в частности:
ЦБ РФ дал и другие рекомендации.
Документ: Методические рекомендации Банка России от 09.09.2025 N 11-МР [41]
6. Кассация напомнила судам, когда с виновника ДТП можно взыскать не покрытый по ОСАГО ущерб
Страховщик выплатил возмещение по договору ОСАГО. Право требования по ДТП уступили предпринимателю. Он обратился к специалисту, который выдал заключение, что восстановительный ремонт без учета износа стоит дороже. ИП попросил взыскать разницу [42] с собственника ТС, виновного в аварии. Суды отказали: ущерб не превысил [43] страховой лимит, а сведений о скрытых или не выявленных ранее повреждениях нет.
Кассация не согласилась:
Ранее сходную позицию [49] занимал ВС РФ.
Дело направили на новое рассмотрение.
Документ: Постановление АС Центрального округа от 08.09.2025 по делу N А62-7010/2024 [45]
7. Для гостиничного бизнеса Минэкономразвития разработало проект новых правил оказания услуг
Планируется принять единые правила [50] предоставления услуг для всех типов средств размещения [51] - от гостиниц до кемпингов (далее - исполнитель). Большинство норм хотят перенести из действующих правил [52] оказания гостиничных услуг, однако есть и ряд важных новшеств.
По проекту исполнитель сможет делать [53] невозвратное бронирование. В таком случае с клиента полностью или частично удержат оплату, если он откажется исполнять договор или не заедет в средство размещения.
Если, например, гостиница не сможет предоставить забронированный номер, то обязана предложить [54] компенсацию или замену на более высокую категорию без доплаты. Если таких номеров нет, то исполнитель зарезервирует аналогичный номер в другой гостинице, оплатит его и транспортные расходы либо предоставит иную компенсацию по письменному согласованию с клиентом.
В правилах хотят подробно описать случаи [55] вынужденного отказа от исполнения договора. Так, к ним отнесут [56] подтвержденную документами болезнь гостя или члена его семьи либо близкого родственника, включенного в бронирование. Исполнитель полностью вернет оплату в таком случае.
Отказаться [57] исполнить договор можно до заезда или до окончания срока бронирования. В уведомлении об отказе клиент опишет основания. Подтверждающие документы можно представить в течение 6 месяцев с даты уведомления. После представления документов исполнитель обязан вернуть [58] деньги в течение 10 календарных дней.
Есть и другие изменения. Публичное обсуждение [59] новшеств завершат 9 октября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ [60]
8. ВС РФ напомнил о презумпции вины субсидиарного ответчика при сокрытии данных о должнике-банкроте
Контролирующий компанию гражданин создал новую организацию с таким же названием, электронной почтой и ОКВЭД. Позже он продал компанию, вскоре она обанкротилась. Большая часть требований была вызвана тем, что компания не оплатила поставленное в период руководства гражданина оборудование. Однако в конкурсной массе этого имущества или денег от его перепродажи не было, а в бухотчетности отсутствовали данные о нем.
На основании этого один из кредиторов попросил привлечь гражданина к субсидиарной ответственности. Три инстанции отказали [61]: нет доказательств перевода активов на другую организацию и вины бывшего контролирующего лица в банкротстве компании.
По мнению ВС РФ, обстоятельства могут указывать [62] на искажение гражданином бухгалтерских документов, чтобы скрыть следы незаконных действий. Это подпадает под одну из презумпций [63] вины Закона о банкротстве. Суды должны были перевести [64] бремя доказывания на бывшее контролирующее лицо и обязать его опровергнуть доводы кредитора. Гражданин нужных объяснений в своих отзывах не дал [65].
Непредставление контролирующим лицом сведений о причинах неисполнения управляемой компанией своего обязательства и мотивах принятия деловых решений говорит [66] о попытке скрыть незаконное поведение. Ранее сходную позицию [67] высказывал КС РФ.
Спор направили на новое рассмотрение.
Документ: Определение ВС РФ от 10.09.2025 N 307-ЭС25-1939 (1) [66]
Рекомендуем: Как привлечь к субсидиарной ответственности руководителя должника при банкротстве [68]; Когда учредителя могут привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам юрлица [69]
9. Маркировка медицинских изделий: направлять сведения об обороте отдельной продукции предстоит позднее
На 1 марта 2026 года перенесли дату, с которой в систему "Честный знак" [70] нужно передавать информацию об обороте медицинских перчаток [71] и санитарно-гигиенических изделий при недержании [72]. До поправок это планировалось делать с 1 сентября текущего года.
По 28 февраля 2026 года включительно не придется направлять сведения о кодах идентификации данных товаров (их наборов, упаковок) в рамках сделок по переходу права собственности, договоров комиссии, подряда, поручения или агентских договоров. Такая обязанность появится [73] с 1 марта следующего года по продукции, которую введут в оборот с этой даты.
Напомним, с 1 сентября 2025 года участники рынка остальных медизделий [74], подлежащих обязательной маркировке, должны предоставлять [75] в систему "Честный знак" данные об их обороте. Чтобы исключить дополнительную нагрузку на бизнес, правительство определило [76], что такое требование применяется только к товарам, которые ввели в оборот с осени этого года.
Документ: Постановление Правительства РФ от 12.09.2025 N 1409 [77]
Полезные ссылки:
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [91]
Оформите заявку [92] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [93], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864607;dst=100032
[2] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864607;dst=100035
[3] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864607;dst=100047
[4] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864607;dst=100048
[5] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864607;dst=100052
[6] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864607;dst=100059
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493491;dst=100191
[8] https://ondb.consultant.ru/news/28606/
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493491;dst=0;last
[10] https://ondb.consultant.ru/news/29533/#anchor_1
[11] https://ondb.consultant.ru/news/29533/#anchor_2
[12] https://ondb.consultant.ru/news/29533/#anchor_4
[13] https://ondb.consultant.ru/news/29533/#anchor_5
[14] https://ondb.consultant.ru/news/29533/#anchor_6
[15] https://ondb.consultant.ru/news/29533/#anchor_7
[16] https://ondb.consultant.ru/news/29533/#anchor_8
[17] https://ondb.consultant.ru/news/29533/#anchor_9
[18] https://ondb.consultant.ru/news/29533/#anchor_10
[19] https://ondb.consultant.ru/news/29485/
[20] https://ondb.consultant.ru/news/29517/
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514612;dst=100010
[22] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514612;dst=100015
[23] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514612;dst=100018
[24] https://fssp.gov.ru/iss/perechen_komko/perechen_KND
[25] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514710;dst=100006
[26] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514755;dst=100008
[27] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514755;dst=100009
[28] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514755;dst=100018
[29] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504845;dst=100957
[30] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504845;dst=100075
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504845;dst=100685
[32] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504843;dst=101265
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514463;dst=100005
[34] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514463;dst=100010
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514463;dst=100012
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514463;dst=100011
[37] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514463;dst=100013
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514463;dst=100017
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514463;dst=100016
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514463;dst=100022
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514463;dst=0
[42] consultantplus://offline/main?base=ACN;n=164642;dst=100038
[43] consultantplus://offline/main?base=ACN;n=164642;dst=100040
[44] consultantplus://offline/main?base=ACN;n=164642;dst=100052
[45] consultantplus://offline/main?base=ACN;n=164642;dst=100053
[46] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=431215;dst=100168
[47] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=474520;dst=0
[48] consultantplus://offline/main?base=ACN;n=164642;dst=100055
[49] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=670157;dst=100041
[50] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=115824;dst=100019
[51] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=495340;dst=100041
[52] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=495434;dst=100009
[53] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=115824;dst=100074
[54] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=115824;dst=100152
[55] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=115824;dst=100136
[56] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=115824;dst=100137
[57] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=115824;dst=100142
[58] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=115824;dst=100143
[59] https://regulation.gov.ru/projects/160127
[60] consultantplus://offline/main?base=PNPA;n=115824;dst=0
[61] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864154;dst=100027
[62] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864154;dst=100032
[63] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=500096;dst=102316
[64] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864154;dst=100033
[65] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864154;dst=100035
[66] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=864154;dst=100029
[67] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=747581;dst=100063
[68] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=111479;dst=0
[69] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=113431;dst=0
[70] https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/
[71] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514471;dst=100013
[72] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514471;dst=100011
[73] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514497;dst=100690
[74] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514497;dst=19
[75] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514497;dst=100685
[76] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514497;dst=100689
[77] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514471;dst=0
[78] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=431215;dst=0;last
[79] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=387941;dst=0;last
[80] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=495340;dst=0;last
[81] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=368292;dst=0;last
[82] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=39331;dst=0;last
[83] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=411232;dst=0;last
[84] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=411231;dst=0;last
[85] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514463;dst=0;last
[86] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514471;dst=0;last
[87] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=448569;dst=0;last
[88] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514612;dst=0;last
[89] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514710;dst=0;last
[90] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=411102;dst=0;last
[91] http://www.consultant.ru
[92] https://respectrb.ru/consultant/demo
[93] http://www.respectrb.ru/node/9220