18.08.2025
ЦБ РФ изменил требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций
Банки теперь всегда должны рассматривать [1] ведение бизнеса без обязательной для него лицензии как фактор, который влияет на оценку степени риска [2] совершения подозрительных операций. Ранее этот фактор нужно было учитывать [3], только если так решила кредитная организация.
Правила внутреннего контроля следует дополнить [4] программой по реализации прав и обязанностей участника платформы цифрового рубля [5]. В программе надо отразить [6] порядок выявления тех, кому нельзя открывать [7] счет цифрового рубля, и пр.
Индикаторов необычных операций стало больше. В новый перечень [8] включили среди прочего группу признаков [9] возможной нелегальной деятельности на финрынке. Пример - денежные операции (клиента банка) с контрагентом из предупредительного списка [10].
Правила внутреннего контроля, которые применялись на 13 августа 2025 года, нужно привести в соответствие с новыми требованиями не позже 13 ноября [11] того же года. Есть исключения.
ЦБ РФ установил и другие новшества.
Документ:
Положение Банка России от 18.06.2025 N 860-П [1]
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2025) "О национальной платежной системе" [14]
18.08.2025
Важные новости для юриста за неделю с 11 по 15 августа
Обнулили размер репатриации и продажи валютной выручки для ряда экспортеров. Изменили правила об эвакуационных выходах и путях. Установили правила назначения санкций операторам по приему платежей. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.
1. Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за май - июнь 2025 года [15]
2. Обязательная репатриация и продажа валютной выручки экспортерами: правительство обнулило нормативы [16]
3. Пожарная безопасность: свод правил об эвакуационных выходах и путях изменен [17]
4. Надзор за операторами по приему платежей: ЦБ РФ установил правила назначения санкций в ряде ситуаций [18]
5. Форму единого транспортного документа и порядок его составления нужно применять с 1 сентября [19]
6. Кассация поправила суды, которые не увидели в действиях почты ненадлежащего извещения стороны дела [20]
7. ВС РФ: мораторные проценты включаются в состав субсидиарной ответственности [21]
8. ВС РФ снова назвал случай, когда суд введет процедуру банкротства и при отсутствии основного долга [22]
9. ВС РФ напомнил, как доказывать упущенную выгоду из-за простоя транспортного средства при ДТП [23]
10. Периодичность обязательного профилактического визита на многих объектах: проект Минэкономразвития [24]
Анонс обзора:
Подробнее в нашем обзоре [25].
С 22 августа 2025 года для российских экспортеров размер репатриации и продажи валютной выручки снизили до нуля [26]. К такому решению привело [27] укрепление и стабилизация курса рубля, а также отсутствие проблем с валютной ликвидностью.
Сейчас крупнейшие российские экспортеры зачисляют на свои счета в банках не менее 40% [28] инвалюты по внешнеторговым контрактам и продают на внутреннем рынке 90% [29] зачисленной валюты. Правила касаются тех, кто работает в ТЭК, отраслях черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зерновом хозяйстве.
Документы: Постановление Правительства РФ от 14.08.2025 N 1210 [26]; Информация с сайта Правительства РФ от 14.08.2025 [27]
МЧС утвердило изменение N 3 [30] к СП 1.13130.2020 [31] "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы". Оно опубликовано на сайте [32] Росстандарта и уже действует. Выделим основные новшества.
Указали [33] условия, при которых кресла, стулья и скамьи в зрительном зале можно не крепить к полу: если посадочных мест не больше 200 и они соединены в ряду между собой.
Помещения с пребыванием детей можно размещать [34] на цокольном этаже, заглубленном более чем на 0,5 м (ранее [35] на это был запрет). Из каждого такого помещения надо обустроить один эвакуационный выход непосредственно наружу.
По общему правилу помещения для учащихся с 3-го по 4-й класс разрешили располагать [36] не выше 3-го этажа (до этого допускалось [37] размещать их не выше 2-го).
Документ: Приказ МЧС России от 16.06.2025 N 502 [38]
С 1 октября 2025 года [39] Центробанк будет принимать решения, например, о штрафе не позже 40 рабочих дней [40] с даты, когда выявит несоблюдение отдельных требований. Речь идет, в частности, о просрочке [41] передачи поставщику [42] сведений о полученных в его пользу платежах.
Предписание о санкции ЦБ РФ направит [43] оператору через личный кабинет [44] на сайте регулятора. Он сделает это в течение 5 рабочих дней [45] после даты принятия решения.
Если Центробанк назначит штраф, то в предписании среди прочего укажет [46] его точный размер и срок уплаты. Также будут обозначены [47] реквизиты для перевода.
Вступят в силу и другие нормы, в т.ч. о требовании устранить нарушения.
Напомним, штрафовать смогут с 1 октября. Максимальная сумма - 1 млн руб. [48] Штраф не назначат [49], если за то же нарушение уже наказала отраслевая СРО [50].
Документ: Указание Банка России от 24.06.2025 N 7093-У [40]
С 1 сентября 2025 года единый транспортный документ [51] (ЕТД) будет оформлять [52] перевозчик при заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении.
В ЕТД надо указывать [53]:
Состав всех этих сведений подробно раскрыт. Так, служебная информация включает [54] номера терминала и заказа, дату и время составления ЕТД и пр.
Форма [55] бумажного ЕТД предполагает указание среди прочего его серии и номера. Использовать копию документа, исправлять его и печатать на двух сторонах одного или нескольких листов нельзя [56].
При создании [57], в том числе в своих системах, электронного ЕТД перевозчики будут присваивать [58] ему номер.
Есть и другие правила.
Напомним, с 1 сентября 2025 года [59] заработает Закон о прямых смешанных перевозках. Именно он предусматривает [60] оформление ЕТД по правилам Минтранса. Формат электронного ЕТД утвердит ФНС.
Документ: Приказ Минтранса России от 11.06.2025 N 187 [61]
Конкурсный управляющий просил признать [62] сделки должника и компании недействительными. Две инстанции удовлетворили требование. Кассация отменила [63] акты, в частности, из-за процессуального нарушения.
Нельзя было считать [64], что компанию известили надлежащим образом о дате и времени первого заседания:
Кассация сослалась [66] среди прочего на позицию [67] ВС РФ. Если корреспонденцию вернули из-за истечения срока хранения без отметки об извещении заявителя о поступлении письма (о попытке вручения почтальоном), то уведомление о разбирательстве в первой инстанции ненадлежащее.
Отметим, ВС РФ неоднократно обращал внимание [68] на недочеты в работе почты при оценке правильности судебных извещений.
Документ: Постановление АС Московского округа от 29.07.2025 по делу N А40-187199/2020 [64]
В деле о банкротстве три инстанции не стали учитывать [69] мораторные проценты в составе субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
По мнению ВС РФ, это незаконно:
Отказ включить мораторные проценты в размер субсидиарной ответственности стимулирует [72] недобросовестное поведение тех, кто злоупотребил правами и причинил вред кредиторам.
Спор в данной части направили на новое рассмотрение.
Документ: Определение ВС РФ от 04.08.2025 N 302-ЭС24-490 (2, 3) [71]
Рекомендуем: Как привлечь к субсидиарной ответственности руководителя должника при банкротстве [73]; Когда учредителя могут привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам юрлица [74]
Дело о банкротстве компании (санатория) прекратили [75], так как реестровые долги погасило третье лицо. Затем она реализовала [76] почти всю недвижимость, в т.ч. продала третьему лицу спальный корпус. Кредитор по текущим обязательствам подал новое заявление о банкротстве. И вновь вмешалось третье лицо - оно погасило [77] основной долг, а крупная неустойка осталась.
Первая инстанция и кассация сочли [78], что признаков банкротства нет. Однако ВС РФ согласился [79] с апелляцией - вопрос о прекращении дела нужно рассмотреть заново.
Если у должника явно не хватает имущества и участники отношений недобросовестны, то отказывать в банкротстве из-за отсутствия минимальной суммы [80] основного долга нельзя [81]. Верховный суд уже приходил к сходному выводу [82].
Следовало проверить [83], не создавало ли третье лицо формальных препятствий к оспариванию подозрительных сделок [84] компании. Тем более, по словам кредитора, третье лицо так и не оплатило спальный корпус, хотя эта сумма покрыла бы все долги компании.
О злоупотреблении правом может говорить [85] поведение третьего лица, когда оно:
Документ: Определение ВС РФ от 23.07.2025 N 308-ЭС24-13579(2) [81]
По вине водителя автомобиля произошло столкновение с трамваем. Авария повлекла блокировку путей и задержку движения трамваев. Их владелец рассчитал упущенную выгоду по своей методике и подал иск о взыскании денег с виновника. Три инстанции согласились [87] с требованием.
По мнению ВС РФ, истец среди прочего обязан доказать [88], что реально мог получить гарантированный объем доходов, а нарушение ответчика - единственное тому препятствие. Однако владелец трамваев этого не сделал.
Суды не изучили [89] доказательства задержки рейсов:
Методика истца по определению и взысканию с третьих лиц убытков от простоя - это внутренний документ. Он не распространяется [90] на ответчика.
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Он уже приходил к аналогичным выводам [91].
Документ: Определение ВС РФ от 04.07.2025 N 5-КГ25-47-К2 [88]
Хотят определить [92] общую для разных видов контроля частоту проведения визита [93] на объектах трех категорий риска: значительного - раз в 4 года, среднего - раз в 5 лет и умеренного - раз в 7 лет.
Есть исключения. В рамках пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора периодичность при значительном риске - раз в 3 года, а при умеренном - раз в 6 лет. Последнее касается и ветеринарного контроля. Значительный риск для него не предусмотрен [94].
Визит, который проводят [95] в связи с уведомлением о запуске отдельных видов бизнеса, в расчет не возьмут.
Сейчас общая частота обязательного профилактического визита установлена [96] лишь для объектов чрезвычайно высокого, а также высокого риска. Более того, некоторые виды контроля пока не предполагают периодическую организацию данного мероприятия на объектах, например, среднего риска.
Напомним, незаконное решение о проведении обязательного визита можно оспорить [97].
Документ: Проект постановления Правительства РФ [92]
Полезные ссылки:
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [110]
Оформите заявку [111] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [112], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100137
[2] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100120
[3] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=441727;dst=650
[4] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100041
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505905;dst=527
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100294
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=503621;dst=1329
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100350
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100610
[10] https://cbr.ru/inside/warning-list
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100308
[12] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=128351;dst=0;last
[13] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=32834;dst=0;last
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=115625;dst=0;last
[15] https://ondb.consultant.ru/news/29271/#anchor_1
[16] https://ondb.consultant.ru/news/29271/#anchor_2
[17] https://ondb.consultant.ru/news/29271/#anchor_3
[18] https://ondb.consultant.ru/news/29271/#anchor_4
[19] https://ondb.consultant.ru/news/29271/#anchor_5
[20] https://ondb.consultant.ru/news/29271/#anchor_6
[21] https://ondb.consultant.ru/news/29271/#anchor_7
[22] https://ondb.consultant.ru/news/29271/#anchor_8
[23] https://ondb.consultant.ru/news/29271/#anchor_9
[24] https://ondb.consultant.ru/news/29271/#anchor_10
[25] https://ondb.consultant.ru/news/29211/
[26] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512280;dst=100008
[27] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202508/15/iddoc_296697_idnews_64330_Inf_prav_1NX.pdf
[28] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505782;dst=100006
[29] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505782;dst=100009
[30] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512133;dst=100008
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512178;dst=100014
[32] https://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&baseC=101&page=1&month=-1&year=-1&search=&RegNum=54&DocOnPageCount=100&id=267248
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512133;dst=100014
[34] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512133;dst=100019
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=487625;dst=150
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512133;dst=100016
[37] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=487625;dst=149
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512133;dst=0
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511871;dst=100024
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511871;dst=100006
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511871;dst=100009
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=495110;dst=100096
[43] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511871;dst=100023
[44] https://portal5.cbr.ru/
[45] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511871;dst=100014
[46] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511871;dst=100018
[47] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511871;dst=100020
[48] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=495110;dst=178
[49] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=495110;dst=179
[50] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=495110;dst=159
[51] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482540;dst=100045
[52] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511950;dst=100030
[53] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511950;dst=100034
[54] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511950;dst=100203
[55] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511950;dst=100011
[56] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511950;dst=100212
[57] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511950;dst=100211
[58] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511950;dst=100210
[59] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482540;dst=100118
[60] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482540;dst=100046
[61] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511950;dst=0
[62] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=562023;dst=100018
[63] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=562023;dst=100070
[64] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=562023;dst=100049
[65] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=562023;dst=100046
[66] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=562023;dst=100047
[67] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=808520;dst=100048
[68] https://ondb.consultant.ru/news/26887/
[69] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=861456;dst=100030
[70] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=861456;dst=100053
[71] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=861456;dst=100054
[72] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=861456;dst=100055
[73] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=111479;dst=0
[74] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=113431;dst=0
[75] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860668;dst=100025
[76] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860668;dst=100031
[77] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860668;dst=100035
[78] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860668;dst=100037
[79] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860668;dst=100048
[80] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511409;dst=102545
[81] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860668;dst=100043
[82] consultantplus://offline/main?base=PPVS;n=3214;dst=100001
[83] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860668;dst=100046
[84] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511409;dst=1401
[85] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860668;dst=100047
[86] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=286130;dst=100013
[87] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860954;dst=100022
[88] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860954;dst=100041
[89] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860954;dst=100042
[90] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860954;dst=100043
[91] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=854086;dst=100050
[92] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202508/15/Proekt_9ET.pdf
[93] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=496567;dst=101366
[94] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499893;dst=100057
[95] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=496567;dst=101369
[96] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=117269;dst=100021
[97] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=496567;dst=101341
[98] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=286130;dst=0;last
[99] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482540;dst=0;last
[100] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=351940;dst=0;last
[101] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=88274;dst=0;last
[102] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=358750;dst=0;last
[103] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=389345;dst=0;last
[104] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505782;dst=0;last
[105] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=39331;dst=0;last
[106] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511871;dst=0;last
[107] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511950;dst=0;last
[108] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512133;dst=0;last
[109] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512280;dst=0;last
[110] http://www.consultant.ru
[111] https://respectrb.ru/consultant/demo
[112] http://www.respectrb.ru/node/9220