11.08.2025
ВС РФ напомнил, как доказывать упущенную выгоду из-за простоя транспортного средства при ДТП
По вине водителя автомобиля произошло столкновение с трамваем. Авария повлекла блокировку путей и задержку движения трамваев. Их владелец рассчитал упущенную выгоду по своей методике и подал иск о взыскании денег с виновника. Три инстанции согласились [1] с требованием.
По мнению ВС РФ, истец среди прочего обязан доказать [2], что реально мог получить гарантированный объем доходов, а нарушение ответчика - единственное тому препятствие. Однако владелец трамваев этого не сделал.
Суды не изучили [3] доказательства задержки рейсов:
Методика истца по определению и взысканию с третьих лиц убытков от простоя - это внутренний документ. Он не распространяется [4] на ответчика.
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Он уже приходил к аналогичным выводам [5].
Документ:
Определение ВС РФ от 04.07.2025 N 5-КГ25-47-К2 [2]
11.08.2025
Эксперименты по маркировке ряда товаров продлены на 6 месяцев
Правительство перенесло [6] с 31 августа 2025 года на 28 февраля 2026 года окончание экспериментов по маркировке отдельных видов:
Отсрочка даст участникам рынка дополнительное время на подготовку к запуску обязательной маркировки.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 05.08.2025 N 1172 [12]
Полезные ссылки:
11.08.2025
Важные новости для юриста за неделю с 4 по 8 августа
Оптимизирован ряд процедур в сфере недвижимости, лицензирования и пожарной безопасности. Устранить недостатки протокола об АП могут при рассмотрении дела. Установили новые правила лицензирования розничной продажи алкоголя. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.
1. Недвижимость, лицензии, пожарная безопасность и прочее: подписан закон об оптимизации ряда процедур [18]
2. Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за июль [19]
3. Устранение недостатков протокола о правонарушении при рассмотрении дела: что изменилось с 11 августа [20]
4. Новые правила лицензирования розничной продажи алкоголя: законы опубликованы [21]
5. Неустойка за нарушение застройщиком ДДУ: подписан закон о послаблении в исполнительном производстве [22]
6. Участие ООО и ПАО в ассоциациях и других объединениях: теперь можно упростить принятие решений [23]
7. Завершение процедур банкротства: сроки публикации результатов уточнены с 11 августа 2025 года [24]
8. Реклама услуг по банкротству граждан должна отвечать новым требованиям с 1 января 2026 года [25]
9. Добровольное обезличивание персональных данных: бизнесу нужно будет соблюдать правила Роскомнадзора [26]
10. Заказывать исследования товарных рынков у ряда компаний будет запрещено с 1 марта 2026 года [27]
Прекратится выдача (в форме документов) разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Появится постоянная возможность заверять некоторые заявления в сфере лицензирования неквалифицированной ЭП представителей-физлиц. Останется 1 наиболее простой способ подать декларацию пожарной безопасности. Подробнее в нашем обзоре [28].
Документ: Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ [29]
Анонс обзора:
Подробнее в нашем обзоре [30].
Если недостатки в протоколе об АП обнаружат при рассмотрении дела, то документ вернут [31] для корректировки, в частности, органу, должностное лицо которого составило протокол. Об этом вынесут определение. Речь идет о ситуациях, когда документ составили неверно либо это сделало неправомочное лицо.
В день вынесения определения его копию с материалами дела направят [32] в том числе потерпевшему и возможному нарушителю. Они и ряд иных лиц могут обжаловать [33] акт в течение суток [34] с момента получения. Подавать жалобу надо [35] в адрес того, кто вынес определение.
11 августа 2025 года вступили в силу и другие новшества.
Ранее вернуть протокол об АП для устранения недостатков можно было [36] только при подготовке к рассмотрению дела.
Проект подготовили с подачи [37] КС РФ. Он выявил проблему: если в протоколе об АП нет подписи составителя, судья не может устранить такой недостаток и вынужден прекратить [38] производство по делу. В этой части КС РФ установил временное правило [39]. Судья вызывает составителя протокола в заседание, чтобы подтвердить, что именно это должностное лицо оформило документ, и продолжить разбирательство.
Документ: Федеральный закон от 31.07.2025 N 300-ФЗ [40]
Рекомендуем: Каковы требования к составлению и содержанию протокола об АП [41]
С 31 августа 2025 года выдавать и продлевать лицензии на розничную продажу алкоголя станут [42] по отдельным объектам торговли и общепита. За каждый год действия документа надо будет платить 20 тыс. руб. [43], если объект находится в сельском населенном пункте, или 65 тыс. руб. [44] в иных случаях. Лицензию придется переоформить и снова внести госпошлину, если появится [45] еще одно место реализации.
Пока платят 65 тыс. руб. [46] в год независимо от числа и расположения точек продаж.
С 2 сентября 2025 года [47] в ряде случаев аннулировать лицензии станут [48] лишь по тем объектам, где выявили нарушение. Так поступят, например, в ситуации, когда алкоголь продали по цене ниже минимальной [49]. Приостанавливать лицензии будут [50] в сходном порядке.
Сейчас таких послаблений нет [51]. Лицензиат лишается права продавать алкоголь на всех объектах из разрешения, даже если нарушение зафиксировано только на одном из них.
Есть и другие изменения.
Документы: Федеральный закон от 31.07.2025 N 275-ФЗ [52]; Федеральный закон от 31.07.2025 N 274-ФЗ [53]
Рекомендуем: Как получить лицензию на розничную продажу алкоголя [54]
Если до 30 июня 2025 года [55] суд давал отсрочку в части исполнительного документа о взыскании неустойки и других мер ответственности, то отсрочка действует до конца этого года [56]. Подавать заявление о ее продлении не нужно.
Тем, кто только обратится [57] в суд до 31 декабря 2025 года за отсрочкой (рассрочкой), ее предоставят [58] на срок не менее чем до этой даты.
Антикризисные правила вступили в силу 11 августа.
Документ: Федеральный закон от 31.07.2025 N 272-ФЗ [59]
В уставе ООО можно закрепить [60], что вопрос [61], например, об участии в ассоциациях (союзах) и других объединениях относится к компетенции коллегиального исполнительного органа [62]. До 30 июля 2025 года включительно это полномочие общего собрания участников можно было передать [63] лишь совету директоров.
ПАО теперь тоже вправе делегировать [64] решение данного вопроса общего собрания акционеров совету директоров или коллегиальному исполнительному органу. Прежде такая возможность была [65] только у непубличных АО.
Вступили в силу и другие поправки.
Документ: Федеральный закон от 31.07.2025 N 312-ФЗ [66]
Рекомендуем: Как внести изменения в устав ООО [67]; Как внести изменения в устав АО [68]
Арбитражные управляющие должны размещать на Федресурсе [69] итоги процедуры банкротства юрлица не позже 10 календарных дней с даты вынесения судебного акта [70] о ее окончании.
Ранее по Закону о банкротстве 10-дневный период надо было исчислять с даты завершения процедуры [71]. Однако КС РФ выявил в этом неясность и установил [72] (лишь для конкурсного производства) временные правила. Одно из них такое: если суд завершил процедуру после 8 октября 2024 года, срок надо исчислять со дня принятия определения об этом.
Аналогично [73] поправили норму [74] об обязанности управляющего в деле о несостоятельности гражданина.
Есть и другие изменения. Так, Федресурс пополнится [75] среди прочего сообщениями о подаче финансовым управляющим заявления об оспаривании сделки должника по банкротным основаниям.
Напомним, арбитражному управляющему, который вовремя не разместил отчет о результатах, грозит [76] предупреждение или штраф от 25 тыс. до 50 тыс. руб.
Документ: Федеральный закон от 31.07.2025 N 311-ФЗ [70]
В рекламу надо будет включить [77] фразу: "Банкротство влечет негативные последствия, в том числе ограничения на получение кредита и повторное банкротство в течение пяти лет. Предварительно обратитесь к своему кредитору и в МФЦ.". Это касается рекламы услуг по снижению долгов, прекращению денежных обязательств и т.п.
Требования к длительности и формату оповещения такие:
За нарушение этих правил ответит [78] рекламораспространитель.
Среди прочего запретят гарантировать или обещать [79] освобождение от денежных обязательств либо обязательных платежей.
Есть и другие новшества.
Документ: Федеральный закон от 31.07.2025 N 332-ФЗ [80]
С 1 сентября 2025 года нужно выполнять [81] требования ведомства, даже если обезличивание проводит компания или ИП, например, вместо уничтожения [82] информации. Среди исключений [83] - случаи, когда оператор персональных данных обязан их обезличить [84] по запросу Минцифры с учетом правительственных норм [85].
В числе требований Роскомнадзора есть такие:
Надо применять [92] один или несколько методов обезличивания:
Также есть метод преобразования [98] (обобщения). Его можно использовать в дополнение к другим, чтобы исключить связь между атрибутами персональных данных и их субъектами.
Пока действует сходный приказ [99] о требованиях к обезличиванию и его методах. Однако он обязателен [100] только для государственных и муниципальных органов.
Документ: Приказ Роскомнадзора от 19.06.2025 N 140 [101]
По общему правилу отечественные компании с долей иностранного участия более 20% не смогут [102] оказывать услуги по обработке или анализу данных о структуре товарных рынков [103] в РФ. Запрет коснется, в частности, и зарубежных юрлиц. Сделка с таким контрагентом будет ничтожна [104].
Среди исключений - случаи, когда исследование проводят [105] по заказу организаций, которые находятся в ведении госорганов.
Уточнят [106], что данные о структуре товарных рынков - это сведения:
Есть и другие новшества.
Документ: Федеральный закон от 31.07.2025 N 351-ФЗ [102]
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 28.02.2025) "О персональных данных" [112]
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.06.2025) "О защите конкуренции" [113]
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 31.07.2025) "Об исполнительном производстве" [119]
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 31.07.2025) [120]
Федеральный закон от 31.07.2025 N 332-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" [124]
11.08.2025
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за май - июнь 2025 года
За май и июнь в системе КонсультантПлюс появилось около 1000 новых определений КСОЮ по трудовым спорам. Мы отобрали интересные дела, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. Расскажем о компенсации допотпуска, предложении вакансий при сокращении, расторжении договора из-за истечения срока.
При сокращении специалисту не выплатили компенсацию неиспользованного допотпуска за ненормированный день. В суде он среди прочего хотел ее взыскать.
Первая инстанция требование не поддержала, апелляция взыскала компенсацию пропорционально (за 8 месяцев). Кассация не согласилась с ее размером. Дело направили на новое рассмотрение.
Мнение апелляции:
Позиция кассации:
Документ: Определение 3-го КСОЮ от 28.05.2025 N 88-8669/2025 [135]
Работника уведомили о сокращении должности и несколько раз предлагали другие вакансии. На выбранные позиции его не перевели, так как он не соответствовал квалификационным требованиям.
Две инстанции признали увольнение законным. Кассация с ними не согласилась и потребовала пересмотра.
Мнение судов:
Позиция кассации:
Документ: Определение 5-го КСОЮ от 05.06.2025 N 88-3957/2025 [137]
Рекомендуем: Правомерно ли сокращение, если работник согласился на вакансию, не соответствующую его квалификации [140]
Работника уволили из-за того, что истек срок трудового договора. Однако в самом договоре было указано, что он заключен на неопределенный период.
Суды поддержали увольнение, так как срочность отношений подтверждали другие документы. Кассация отменила их акты и направила дело на новое рассмотрение.
Мнение судов:
Позиция кассации:
Документ: Определение 8-го КСОЮ от 24.06.2025 N 88-8542/2025 [143]
Рекомендуем: Как принять на работу по срочному трудовому договору [145]
Как бюджетной организации принять на работу по срочному трудовому договору [146]
Полезная ссылка:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2025) [147]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [148]
Оформите заявку [149] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [150], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860954;dst=100022
[2] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860954;dst=100041
[3] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860954;dst=100042
[4] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=860954;dst=100043
[5] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=854086;dst=100050
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511972;dst=100008
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=488795;dst=100050
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=489002;dst=100053
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=507963;dst=100051
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=477079;dst=100054
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=488798;dst=100051
[12] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511972;dst=0
[13] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=477079;dst=0;last
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=462195;dst=0;last
[15] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479807;dst=0;last
[16] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=489002;dst=0;last
[17] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=473117;dst=0;last
[18] https://ondb.consultant.ru/news/29217/#anchor_1
[19] https://ondb.consultant.ru/news/29217/#anchor_2
[20] https://ondb.consultant.ru/news/29217/#anchor_3
[21] https://ondb.consultant.ru/news/29217/#anchor_4
[22] https://ondb.consultant.ru/news/29217/#anchor_5
[23] https://ondb.consultant.ru/news/29217/#anchor_6
[24] https://ondb.consultant.ru/news/29217/#anchor_7
[25] https://ondb.consultant.ru/news/29217/#anchor_8
[26] https://ondb.consultant.ru/news/29217/#anchor_9
[27] https://ondb.consultant.ru/news/29217/#anchor_10
[28] https://ondb.consultant.ru/news/29178/
[29] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511151;dst=0
[30] https://ondb.consultant.ru/news/29202/
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511103;dst=100015
[32] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511103;dst=100020
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511103;dst=100026
[34] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511103;dst=100032
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511103;dst=100029
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=510656;dst=102733
[37] https://ondb.consultant.ru/news/26579/
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=487173;dst=100048
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=487173;dst=100050
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511103;dst=100014
[41] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=116686;dst=0
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511027;dst=100040
[43] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511027;dst=100042
[44] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511027;dst=100043
[45] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511027;dst=100044
[46] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511075;dst=13092
[47] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511023;dst=100023
[48] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511023;dst=100014
[49] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511063;dst=1066
[50] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511023;dst=100012
[51] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=241848;dst=100020
[52] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511027;dst=100037
[53] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511023;dst=100010
[54] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=142979;dst=0
[55] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=508157;dst=100033
[56] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511025;dst=100016
[57] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511073;dst=100273
[58] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511025;dst=100015
[59] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511025;dst=100013
[60] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=509450;dst=723
[61] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=509450;dst=722
[62] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=123602;dst=100006
[63] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=483247;dst=100521
[64] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=509418;dst=1116
[65] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=483245;dst=101605
[66] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511118;dst=100008
[67] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=112235;dst=0
[68] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=112238;dst=0
[69] https://bankrot.fedresurs.ru/
[70] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511119;dst=100010
[71] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511228;dst=5229
[72] https://ondb.consultant.ru/news/26614/
[73] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511119;dst=100017
[74] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511409;dst=10435
[75] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511119;dst=100015
[76] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511080;dst=6860
[77] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511149;dst=100019
[78] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511149;dst=100024
[79] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511149;dst=100015
[80] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511149;dst=100012
[81] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100015
[82] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=500102;dst=100256
[83] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499769;dst=159
[84] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499769;dst=140
[85] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511607;dst=0
[86] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100034
[87] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100025
[88] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100037
[89] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100027
[90] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100031
[91] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100032
[92] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100045
[93] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100048
[94] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100054
[95] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100068
[96] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100056
[97] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100069
[98] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=100070
[99] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=151882;dst=0
[100] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=151882;dst=100012
[101] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=0
[102] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511163;dst=100049
[103] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=508513;dst=100028
[104] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511163;dst=100053
[105] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511163;dst=100019
[106] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511163;dst=100027
[107] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=508513;dst=100025
[108] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=151882;dst=0;last
[109] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=8743;dst=0;last
[110] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=17819;dst=0;last
[111] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=487173;dst=0;last
[112] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61801;dst=0;last
[113] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61763;dst=0;last
[114] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34661;dst=0;last
[115] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511023;dst=0;last
[116] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511025;dst=0;last
[117] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511027;dst=0;last
[118] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=8368;dst=0;last
[119] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=71450;dst=0;last
[120] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=28165;dst=0;last
[121] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511103;dst=0;last
[122] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511118;dst=0;last
[123] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511119;dst=0;last
[124] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511149;dst=0;last
[125] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511151;dst=0;last
[126] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511163;dst=0;last
[127] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511184;dst=0;last
[128] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=39331;dst=0;last
[129] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511607;dst=0;last
[130] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=472727;dst=0;last
[131] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511247;dst=613
[132] consultantplus://offline/main?base=KSOJ003;n=146040;dst=100042
[133] consultantplus://offline/main?base=KSOJ003;n=146040;dst=100051
[134] consultantplus://offline/main?base=KSOJ003;n=146040;dst=100058
[135] consultantplus://offline/main?base=KSOJ003;n=146040;dst=100060
[136] consultantplus://offline/main?base=KSOJ005;n=72335;dst=100044
[137] consultantplus://offline/main?base=KSOJ005;n=72335;dst=100064
[138] consultantplus://offline/main?base=KSOJ005;n=72335;dst=100066
[139] consultantplus://offline/main?base=KSOJ005;n=72335;dst=100069
[140] consultantplus://offline/main?base=PTS;n=35;dst=0
[141] consultantplus://offline/main?base=KSOJ008;n=166434;dst=100050
[142] consultantplus://offline/main?base=KSOJ008;n=166434;dst=100090
[143] consultantplus://offline/main?base=KSOJ008;n=166434;dst=100091
[144] consultantplus://offline/main?base=KSOJ008;n=166434;dst=100093
[145] consultantplus://offline/main?base=PBI;n=237907;dst=0
[146] consultantplus://offline/main?base=PKBO;n=45789;dst=0
[147] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34683;dst=0;last
[148] http://www.consultant.ru
[149] https://respectrb.ru/consultant/demo
[150] http://www.respectrb.ru/node/9220