01.08.2025
Закон о платформенной экономике и сопутствующие изменения начнут действовать с 1 октября 2026 года
Операторам посреднических цифровых платформ (маркетплейсов и др.), их партнерам, а также владельцам пунктов выдачи заказов нужно будет соблюдать много новых правил. Они затронут договорные отношения, рассмотрение споров, взаимодействие с потребителями и т.д.
Появились требования к соглашению [1] между оператором платформы, ее партнером (продавцом или исполнителем) либо владельцем пункта выдачи заказов (ПВЗ). В договоре среди прочего отразят [2]:
У партнера и владельца ПВЗ должна быть возможность [3] заключить электронный договор прямо на платформе.
Оператор направит контрагенту электронное уведомление о пересмотре соглашения минимум за 45 календарных дней [4] до вступления корректировки в силу. Речь идет, например, о случаях, когда новшества:
В иных случаях контрагента нужно известить хотя бы за 15 календарных дней [5] до того, как договор изменится.
Есть исключения [6].
Оператора обяжут организовать [7] систему досудебного рассмотрения жалоб и дать возможность партнерам и владельцам ПВЗ пользоваться ею. Отвечать на претензии нужно не позже 15 календарных дней с даты подачи.
В ряде спорных ситуаций контрагенты оператора будут жаловаться через эту систему, прежде чем подавать иск. Речь идет о случаях, когда оператор наказал партнера или владельца ПВЗ, заблокировал его личный кабинет, ограничил размещение карточки товара и т.д.
Если оператор согласится с доводами контрагента, то отменит свои меры в течение 48 ч [8] с момента признания жалобы обоснованной.
Досудебный порядок не будут применять [9], если оператор заблокирует личный кабинет или ограничит (прекратит) размещение карточки, в частности, по решению суда.
В Законе [10] о торговле перечислят [11] продукцию, которую нельзя продавать, в т.ч. через платформу. Среди прочего в список вошли:
Закрепят право [12] потребителя, который через платформу купил товар с неоговоренными дефектами, предъявить продавцу отдельные требования [13] через тот же сервис. В зависимости от ситуации и выбора покупателя речь идет о требованиях заменить товар на аналогичный, соразмерно снизить цену, вернуть деньги, возместить убытки и т.д.
Сходное правило будет действовать [14] и при выявлении недостатков в работах и услугах.
С 1 октября 2026 года вступят в силу и другие новшества.
Закон [15] о платформенной экономике не станут применять [16] к информресурсам, через которые их владельцы реализуют только свои товары и услуги, а также к аудиовизуальным сервисам, площадкам финкомпаний [17], магазинам ПО и т.д.
Также соблюдать этот закон не нужно [18] операторам площадок в сферах банкротства, приватизации и госзакупок, операторам инвестиционных платформ и пр.
Документы:
Федеральный закон от 31.07.2025 N 289-ФЗ [15]
Федеральный закон от 31.07.2025 N 290-ФЗ [19]
Полезные ссылки:
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей" [21]
01.08.2025
Потребительская рассрочка: новые требования надо соблюдать с 1 апреля 2026 года
По общему правилу продавцам и исполнителям нельзя будет устанавливать [22] для потребителей разные цены на товары, работы или услуги одного вида в зависимости, в частности, от оплаты в рассрочку.
Предоставлять сервис рассрочки смогут [23] только его операторы. Это банки, МФО и другие компании [24], которые войдут в реестр ЦБ РФ, если выполнят ряд требований. По договору [25] оператор оплатит объект рассрочки по сделке между пользователем [26] и продавцом, исполнителем или т.п. Пользователь возместит издержки оператора, равные [27] цене покупки.
Взимать с гражданина вознаграждение за предоставление сервиса запретят [28]. То же касается [29] платы за внесение платежей по договору.
Максимальный срок погашения рассрочки составит [30]:
Есть и другие изменения. Новшества в части предоставления сервиса рассрочки не затронут [31] отношения, которые возникли до 1 апреля 2026 года.
Сейчас в Законе [32] о защите прав потребителей нет правил о рассрочке. Установлено лишь, что нужно раскрывать [33] гражданину, в частности, условия приобретения товаров, работ или услуг даже при постоплате. Деятельность тех, кто оказывает посреднические услуги по рассрочке платежей без заключения договоров потребкредита (займа), не урегулирована.
Документы:
Федеральный закон от 31.07.2025 N 284-ФЗ [34]
Федеральный закон от 31.07.2025 N 283-ФЗ [35]
Полезная ссылка:
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей" [21]
01.08.2025
Новые штрафы в сферах связи и транспорта: закон с поправками к КоАП РФ опубликован
Появятся санкции за незаконную передачу в пользование посторонним мобильных номеров или данных для доступа на интернет-ресурсы. Ужесточится ответственность тех, кто не уступает дорогу спецмашинам и нарушает правила экспедиционной деятельности.
Рассмотрим некоторые новшества.
С 1 сентября 2025 года [36], если компания в рамках своего договора об оказании услуг мобильной связи позволит пользоваться ей кому-то кроме сотрудников (по трудовому договору или ГПД), то заплатит [37] от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Штрафы для ИП - в 2 раза ниже.
За передачу номера в пользование другому лицу гражданин заплатит [38] от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Не будут считать нарушением ситуацию [39], когда человек бесплатно и ненадолго дает свой телефон, например для личного звонка.
Начнут штрафовать [40] пользователей, которые передают посторонним сведения для доступа к своим аккаунтам:
Исключение - случаи, когда сведения предоставили [41] для законного использования ресурса по поручению или с согласия пользователя.
Все эти новшества будут применять, если нет признаков преступления.
С 1 сентября 2025 [36] года тем, кто не уступает дорогу спецтранспорту, грозит [42] штраф от 7,5 тыс. до 10 тыс. руб. или лишение прав на срок от 6 мес. до года. Речь идет о ТС, у которого одновременно:
Сейчас за это наказывают [43] штрафом от 4500 до 7500 руб. либо лишением прав на срок от 3 мес. до года.
Введут новые санкции в области перевозки грузов. Так, если клиент-юрлицо не сообщит экспедитору, что в отправлении есть запрещенные или ограниченные в обороте предметы и вещества, то заплатит [44] от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
С 1 марта 2026 [45] года за работу без включения в реестр экспедиторов [46] компаниям будет грозить [47] штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. За повторное нарушение накажут [48] на сумму от 500 тыс. до 1 млн руб. Речь идет о деяниях без признаков преступления.
Документ:
Федеральный закон от 31.07.2025 N 281-ФЗ [49]
Полезная ссылка:
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [51]
Оформите заявку [52] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [53], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100066
[2] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100072
[3] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100067
[4] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100130
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100137
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100138
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100157
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100160
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100161
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482735;dst=0
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511087;dst=100027
[12] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511087;dst=100018
[13] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482748;dst=14
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511087;dst=100023
[15] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=0
[16] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100017
[17] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100018
[18] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511088;dst=100021
[19] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511087;dst=0
[20] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=95629;dst=0;last
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=305;dst=0;last
[22] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511069;dst=100010
[23] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511070;dst=100034
[24] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511070;dst=100032
[25] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511070;dst=100016
[26] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511070;dst=100018
[27] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511070;dst=100017
[28] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511070;dst=100236
[29] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511070;dst=100237
[30] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511070;dst=100212
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511070;dst=100271
[32] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482748;dst=0
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482748;dst=93
[34] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511069;dst=100008
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511070;dst=0
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100141
[37] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100041
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100039
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100042
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100045
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100046
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100032
[43] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=510549;dst=11215
[44] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100028
[45] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100143
[46] consultantplus://offline/main?base=PPS;n=195;dst=100048
[47] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100014
[48] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100016
[49] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511068;dst=100013
[50] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34661;dst=0;last
[51] http://www.consultant.ru
[52] https://respectrb.ru/consultant/demo
[53] http://www.respectrb.ru/node/9220