28.04.2025
Обзор ВС РФ N 1 (2025): на какие позиции обратить внимание
Регистрация автомобиля через представителя, исключение участника из ООО, снятие ареста с имущества - о наиболее интересных выводах по этим и другим вопросам читайте в нашем материале.
Корпоративные отношения
Сделку по отчуждению актива, без которого нельзя вести отдельные виды деятельности, могут признать [1] крупной независимо от цены.
Акционер может потребовать выкупа [2] акций с момента принятия решения об одобрении крупной сделки. Факт ее заключения значения не имеет.
Если один из двух равноправных участников ООО мешает достижению общих целей (блокирует утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, не одобряет сделки, не финансирует деятельность компании), его можно исключить [3] из общества.
Проверки
Если компания не передала нужные для проверки документы и из-за этого проверка сорвалась, то ее привлекут к ответственности только за воспрепятствование деятельности [4] проверяющих. Дополнительного наказания за непредставление сведений [5] не будет.
Транспорт
Зарегистрировать ТС можно через представителя [6], даже если заявление на Госуслугах подал сам собственник.
Если истек срок действия транзитных знаков иностранного государства, это не считается [7] использованием подложных [8] номерных знаков.
Дела об административных правонарушениях
Судья, получивший дело для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство, не может [9] не согласиться с этим.
Арест имущества
Если нет спора о праве на имущество, арест можно снять [10] по заявлению [11] в этом же деле. Подавать отдельный иск [12] не нужно.
Земельные отношения
Факт голосования против заключения договора аренды для выдела [13] земельной доли можно подтвердить [14] не только протоколом общего собрания, но и именными бюллетенями (талонами) голосования. В протоколе эти сведения могут быть не указаны [15].
ЖКХ
От временной управляющей организации [16] нельзя требовать заключения договора управления МКД. Распоряжения местных властей о ее назначении достаточно, чтобы включить сведения [17] о доме в реестр лицензий.
Исключительные права
Нотариально заверенного заявления правообладателя недостаточно [18], чтобы установить факт владения исключительным правом. В случае спора суды должны установить обстоятельства создания произведения и передачи исключительного права на него на общих основаниях.
Документ:
Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2025) (утв. Президиумом ВС РФ 25.04.2025) [19]
Полезные ссылки:
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.04.2025) [22]
28.04.2025
Нарушения антимонопольного законодательства: обзор ВС РФ
Многочисленные разъяснения касаются квалификации нарушений по КоАП РФ, исчисления сроков давности, расчета размера штрафов, применения смягчающих обстоятельств, иных процессуальных вопросов.
Нарушения правил технологического присоединения
Согласование с потребителем срока технологического присоединения, больше нормативного, не освобождает [35] сетевую организацию от ответственности.
Даже если жилой дом присоединен через бесхозяйные сети или сети третьих лиц, сетевая организация обязана [36] оформить документы, обеспечив потребителю возможность заключить договор энергоснабжения.
Нарушение срока технологического присоединения не является [37] длящимся нарушением.
Злоупотребление доминирующим положением
Составление акта безучетного потребления без потребителя само по себе не доказывает [38] злоупотребления сетевой организацией доминирующим положением.
Если управляющая организация мешает операторам связи в доступе к общему имуществу МКД, ее действия могут расцениваться [39] как злоупотребление доминирующим положением.
При коллективном доминировании антимонопольная ответственность возможна только при наличии совместной модели поведения. Если конкуренция между участниками сохраняется, действия одного из них не образуют [40] состава правонарушения.
Не являются [41] злоупотреблением действия, направленные не на ограничение конкуренции, а на защиту своих законных интересов и соблюдение норм. Пример - ограничение [42] веса перевозимого товара в силу правил безопасности.
Если организация, занимающая доминирующее положение, нарушает порядок применения регулируемых тарифов, ее действия квалифицируются [43] как злоупотребление доминирующим положением, а не как нарушение порядка ценообразования.
Если не доказан факт ограничения или угрозы ограничения конкуренции, действия организации, не являющейся субъектом естественной монополии, квалифицируются [44] по ч. 1 ст. 14.31 [45] КоАП РФ, а не ч. 2 [46].
При назначении наказания суд вправе [47] признать смягчающими обстоятельства, не перечисленные в КоАП РФ.
Для применения повышенного штрафа за длительное нарушение антимонопольного законодательства нужно доказать [48] наличие доминирующего положения на всем протяжении вменяемого периода, а не только в части.
Реализация участниками торгов единой стратегии для устранения конкурентной борьбы свидетельствует [49] о создании картеля.
Даже если участники картельного соглашения не достигли запланированного результата, сам факт создания угрозы интересам добросовестных участников торгов образует [50] состав административного правонарушения. Фактическое наступление негативных последствий выступает [51] отягчающим обстоятельством.
Если заказчик разделил закупку на несколько договоров без согласованных действий с поставщиком, это может нарушать закон о контрактной системе, но само по себе не образует [52] антиконкурентное соглашение.
Если одна организация осуществляет функции исполнительного органа другого юрлица, между ними возникают отношения контроля. Запреты на заключение антиконкурентных соглашений к таким лицам не применяются [53].
Минимальный размер штрафа за картельное соглашение на торгах определяется [54] как одна десятая от начальной стоимости предмета торгов. Фиксированная сумма в 100 тыс. руб. применяется, если расчетный штраф окажется ниже.
При назначении наказания суд вправе [47] признать смягчающими обстоятельства, не перечисленные в КоАП РФ.
Добровольное сообщение об антиконкурентном соглашении смягчает ответственность, только если полная информация о нем раскрыта [55] до оглашения решения по делу.
Ограничение конкуренции органами власти
Если муниципалитет без конкурентных процедур выдает муниципальному учреждению задание на ремонт дорог, это может [56] повлечь административную ответственность.
Если использование чужого товарного знака не связано с введением в оборот контрафакта, нарушение квалифицируется [57] по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, а не по ч. 2. Пример нарушения - использование чужого товарного знака на вывеске.
При назначении штрафа за недобросовестную конкуренцию в виде незаконного использования интеллектуальной собственности следует [58] учитывать выручку от реализации только тех товаров, в отношении которых допущено нарушение.
Нарушение антимонопольных правил в торговле
Незаконный отказ торговой сети от исполнения договора поставки продтоваров может расцениваться [59] как создание препятствий для доступа на товарный рынок.
Нарушение срока исполнения предписания антимонопольного органа
Если суд отказал в признании недействительным предписания антимонопольного органа, течение срока исполнения предписания не обнуляется, а возобновляется [60]. Если предписание не выполнить вовремя, наступает административная ответственность с годичным [61] сроком давности.
Несогласование сделок с антимонопольным органом
Покупка имущества предприятия-банкрота подлежит [62] обязательному предварительному согласованию с антимонопольным органом, если соблюдены пороговые критерии [63] сделки.
Непредоставление информации в антимонопольный орган
Срок давности по нарушению - 1 год [61].
Банки и налоговая не обязаны [64] раскрывать сведения, составляющие банковскую или налоговую тайну, по запросу антимонопольного органа.
Обязанность по предоставлению информации не включает [65] в себя сбор данных у третьих лиц, их обобщение или изложение в формах, не установленных нормативно.
Расчет размера штрафа и его замена
Норма [66] о замене штрафа на предупреждение применяется [67] и в том случае, если срок наказания по предыдущим нарушениям уже истек.
Право [68] уплатить половину штрафа не зависит [69] от вида госконтроля, в рамках которого было выявлено нарушение.
Субъекты малого бизнеса вправе [70] рассчитывать на двукратное снижение штрафа [71] даже в тех случаях, когда штраф рассчитывается на основе выручки или иных показателей, а не установлен в фиксированном размере.
После применения льготы для СМСП по ст. 4.1.2 КоАП РФ суд вправе [72] снизить размер штрафа по ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с финансовым положением нарушителя.
Для расчета оборотного штрафа моментом выявления нарушения считается [73] дата приказа о возбуждении дела или определения о выявлении иного нарушения, но не дата решения комиссии.
Суд обязан сам оценивать все доказательства, в том числе решение антимонопольного органа. Такое решение не имеет [74] преюдициального значения и подлежит проверке наряду с другими доказательствами.
Антимонопольный орган со дня изготовления своего решения в полном объеме вправе [75] возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли решение в суде.
Если решение антимонопольного органа пересмотрено по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, срок давности привлечения к ответственности исчисляется [76] с момента вступления в силу нового решения, а не первоначального.
Документ:
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 14.10.2024) "О защите конкуренции" [78]
28.04.2025
Самые важные новости для юриста за апрель
Станет проще участвовать в возбуждении и рассмотрении дел по КоАП РФ. Подписан закон о новых правилах восстановления сроков и подачи апелляционных жалоб по ГПК РФ. Заработали поправки о сроке подачи заявления об индексации присужденных сумм. Об этом и не только читайте в нашем обзоре.
См. материалы о частичной мобилизации [79] и антикризисных мерах [80].
Изменения законодательства
Административные правонарушения
Участники дел по КоАП РФ смогут направлять и получать любые процессуальные документы в цифре. Бумажный формат останется альтернативным. Станет больше возможностей для удаленного участия в производстве. Новшества вступят в силу с 1 июля 2025 года, но применяться будут с появлением техвозможности. Подробнее в нашем обзоре [81].
Гражданский процесс
С 1 января 2026 года судьи будут рассматривать заявления о восстановлении процессуальных сроков по ГПК РФ в основном без проведения заседаний. Участники дела, которые пропустили срок обжалования, станут подавать заявление о его восстановлении вместе с жалобой сразу в апелляцию. Подробнее в нашем обзоре [82].
Индексация присужденных сумм
В АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ закреплено, что обратиться за индексацией присужденных сумм можно в течение года со дня, когда должник исполнил судебный акт. По просьбе заявителя суд может восстановить срок, если его пропустили по уважительной причине. Подробнее в нашей новости [83].
Защита прав потребителей
С 1 сентября 2025 года заработают новые меры против навязывания дополнительных услуг и товаров. Подробнее в нашей новости [84].
Борьба с мошенниками
С 1 сентября 2025 года абоненты смогут отказаться от массовых вызовов. Операторы связи станут определять бизнес-номера, чтобы пользователи знали, кто им звонит. Кредитные организации начнут выявлять признаки несогласованного снятия денег через банкоматы. Подробнее в нашем обзоре [85].
Реклама
Распространять рекламу станет нельзя, в частности, на сайтах, веб-страницах и в приложениях нежелательных организаций. То же коснется иных ресурсов, которые заблокированы по законодательству об информации. Поправки вступят в силу с 1 сентября 2025 года. Подробнее в нашей новости [86].
Зрелищные мероприятия
С 1 сентября 2025 года организатор станет сообщать исполнительному органу субъекта РФ и местным властям о предстоящем зрелищном мероприятии. Порядок и форму уведомления, а также категории событий, для которых оно не нужно, установит правительство. Подробнее в нашей новости [87].
Контроль денежных операций
С 20 августа 2025 года изменится список крупных денежных операций, которые подлежат обязательному контролю. Подробнее в нашей новости [88].
Разъяснения ведомств
ЦБ РФ и ФАС дали рекомендации, которые касаются размещения банками информации о вкладах на сайтах и в мобильных приложениях. Подробнее в нашей новости [89].
Центробанк разъяснил, что кредитным организациям следует предупреждать граждан о заключении договора с дочерними МФО. Подробнее в нашей новости [90].
28.04.2025
Исключение из ЕГРЮЛ и субсидиарная ответственность: ВС РФ напомнил признаки вины контролирующих лиц
С компании взыскали более 7 млн руб. в пользу госоргана. Она не выплатила деньги, а позже была исключена из ЕГРЮЛ. Госорган подал новый иск - о привлечении контролирующих компанию лиц к субсидиарной ответственности и взыскании с них убытков. Три инстанции отказали [91].
ВС РФ указал [92]: если контролирующие лица ведут себя в судебном процессе недобросовестно, то причиной неисполнения обязательств можно считать их виновные действия (бездействие). Речь идет об отказе или уклонении от пояснений, их явной неполноте, непредставлении характеризующих работу должника доказательств и др. Такую презумпцию применяют, если иное не следует из обстоятельств дела. Ранее сходную позицию занял [93] КС РФ.
Непредставление достоверных сведений о юрлице можно отнести [94] к неразумным и недобросовестным действиям, например, при полном отстранении от контроля за работой организации.
В данном деле ВС РФ отметил, в частности, такие обстоятельства:
Дело направили на новое рассмотрение.
Документ:
Определение ВС РФ от 16.04.2025 N 305-ЭС24-24042 [92]
Рекомендуем:
В каких случаях и как можно привлечь к субсидиарной ответственности [101]
Когда учредителя могут привлечь к субсидиарной ответственности [102]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [103]
Оформите заявку [104] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [105], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100141
[2] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100158
[3] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100171
[4] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=2777
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=101624
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100580
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100637
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=699
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100715
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100112
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502255;dst=100704
[12] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502255;dst=102097
[13] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=494451;dst=74
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100043
[15] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100039
[16] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493210;dst=949
[17] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100292
[18] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=100268
[19] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504065;dst=0
[20] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=51057;last
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=37816;last
[22] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=39570;last
[23] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34661;last
[24] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_1
[25] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_2
[26] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_3
[27] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_4
[28] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_5
[29] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_6
[30] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_7
[31] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_8
[32] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_9
[33] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_10
[34] https://ondb.consultant.ru/news/28377/#anchor_11
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100019
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100033
[37] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100355
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100066
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100070
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100088
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100091
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100099
[43] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100110
[44] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100130
[45] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=6826
[46] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=6827
[47] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100440
[48] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100461
[49] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100140
[50] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100168
[51] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100176
[52] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100186
[53] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100192
[54] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100417
[55] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100450
[56] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100052
[57] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100213
[58] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100408
[59] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100218
[60] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100230
[61] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100368
[62] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100244
[63] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=488090;dst=100307
[64] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100257
[65] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100277
[66] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=7220
[67] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100472
[68] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=10187
[69] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100543
[70] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100492
[71] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=9855
[72] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100521
[73] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100387
[74] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100299
[75] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100333
[76] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=100334
[77] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=504015;dst=0
[78] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61763;last
[79] https://ondb.consultant.ru/news/20431/
[80] https://ondb.consultant.ru/news/18655/
[81] https://ondb.consultant.ru/news/28203/
[82] https://ondb.consultant.ru/news/28157/
[83] https://ondb.consultant.ru/news/28159/
[84] https://ondb.consultant.ru/news/28196/
[85] https://ondb.consultant.ru/news/28151/
[86] https://ondb.consultant.ru/news/28206/
[87] https://ondb.consultant.ru/news/28312/
[88] https://ondb.consultant.ru/news/28318/
[89] https://ondb.consultant.ru/news/28289/
[90] https://ondb.consultant.ru/news/28291/
[91] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=852982;dst=100018
[92] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=852982;dst=100058
[93] https://ondb.consultant.ru/news/22241/#anchor_5
[94] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=852982;dst=100062
[95] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=852982;dst=100061
[96] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=852982;dst=100063
[97] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=852982;dst=100065
[98] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=852982;dst=100066
[99] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=852982;dst=100064
[100] consultantplus://offline/main?base=ARB;n=852982;dst=100069
[101] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=113810;dst=0
[102] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=113431;dst=0
[103] http://www.consultant.ru
[104] https://respectrb.ru/consultant/demo
[105] http://www.respectrb.ru/node/9220