с 3 мая по 11 мая 2023 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#кадровику

Сотрудник ушёл служить по контракту, но работодателя не уведомил. Можно ли его уволить?

Посмотреть ответ специалиста

Если сотрудник заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ нужно приостановить действие трудового договора. Основанием для оформления приостановки договора будет уведомление о заключении с работником контракта о прохождении военной службы. Такое уведомление предоставляет федеральный орган исполнительной власти, с которым сотрудник заключил контракт. Обычно контракт заключают с Минобороны или другим органом федеральной исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, например, ФСБ, МВД, ФСИН (ст. 351.7 ТК).

Поскольку в рассматриваемой ситуации соответствующий документ-основание (уведомление федерального органа) работник не представил, его трудовой договор не приостанавливается. Отсутствие работника оформляется либо отметкой НН (отсутствие по невыясненным причинам), либо кодом, специально утвержденным работодателем для ситуации добровольного поступления на военную службу, как уважительной причины отсутствия (при наличии такого кода).

Уволить сотрудника в данном случае у вас оснований нет. Вы можете уволить работника по вашей инициативе только по основаниям, предусмотренным законом (ликвидации организации, сокращения численности (штата), неоднократного неисполнения трудовых обязанностей работником, имеющим дисциплинарное взыскание, совершения работником прогула и т.п.) при соблюдении определенного порядка.

В рассматриваемом случае, при отсутствии уведомления о заключении с работником контракта о прохождении военной службы, рекомендуем сделать запрос в военкомат.

Обоснование

Работодатель на основании заявления работника издает приказ о приостановлении действия трудового договора. К заявлению работника прилагается копия повестки о призыве на военную службу по мобилизации или уведомление федерального органа исполнительной власти о заключении с работником контракта о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации. Указанное уведомление предоставляется федеральным органом исполнительной власти, с которым работник заключил соответствующий контракт.
ст. 351.7, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) {КонсультантПлюс}

Для приостановления трудового договора возьмите у работника заявление и издайте приказ. Допсоглашение о приостановлении заключать не надо. Если работник не успевает написать заявление, это может сделать другой человек на основании выданной работником доверенности. В крайнем случае оформите приказ без заявления, это не повлечет негативных последствий.

{Типовая ситуация: Мобилизация работника: действия работодателя (Издательство «Главная книга», 2023) {КонсультантПлюс}}

Вместе с тем работника, который поступил на военную службу по контракту, нельзя уволить по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, поскольку это не является ни призывом на военную службу, ни направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

При этом необходимо учесть, что в законодательстве РФ установлены особенности в зависимости от целей заключаемого контракта на военную службу.

Так, если работник заключил контракт, в частности, в соответствии с п. 7 ст. 38 Закона N 53-ФЗ, то действие трудового договора, заключенного между работником и работодателем, приостанавливается на период прохождения работником военной службы (ч. 1 ст. 351.7 ТК РФ).

Расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником в период приостановления действия трудового договора не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП, а также истечения в указанный период срока действия трудового договора, если он был заключен на определенный срок (ч. 10 ст. 351.7 ТК РФ).

Таким образом, в случае заключения работником контракта в соответствии с п. 7 ст. 38 Закона N 53-ФЗ законодательством РФ также не предусмотрено такое основание для увольнения, как поступление на военную службу по контракту. Однако в этом случае отсутствует необходимость в расторжении трудового договора.
{Вопрос: По какому основанию может быть уволен работник в связи с поступлением на военную службу по контракту, признается ли это призывом работника на военную службу и должен ли он отрабатывать две недели? (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}}

В случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами, рабочее место сохраняется:

1) за работником в период приостановления действия трудового договора по причине призыва работника на военную службу по мобилизации или заключения им контракта в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ (ч. 1, 4 ст. 351.7 ТК РФ).

{Вопрос: В каких случаях за работником сохраняется место работы? (Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2023) {КонсультантПлюс}}

Вопрос: Сотрудник представил выписку из приказа командующего войсками о заключении контракта о прохождении военной службы сроком на 6 месяцев и предписание убыть в распоряжение командира воинской части со сроком прибытия 31.10.2022. Является ли служба по контракту после объявления мобилизации основанием для приостановления трудового договора, или сотрудника нужно уволить?

Ответ: По ТК РФ основанием для приостановления трудового договора, помимо призыва по мобилизации, является заключение работником контракта <1>:

  • или о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ;
  • или о прохождении военной службы в период чрезвычайных обстоятельств. Интересно, что перечень таких обстоятельств открытый. И при этом каких-либо разъяснений относительно того, считается ли проведение СВО или объявление в стране частичной мобилизации чрезвычайными обстоятельствами, от каких-либо ведомств не поступало.

Кроме того, в ТК РФ есть прямое указание, что к своему заявлению о приостановлении трудового договора работник должен приложить уведомление от Минобороны о заключении с ним контракта по одному из двух указанных выше оснований. Но пока не разъяснялось, выдается ли такое уведомление как отдельный документ, ведь его форма еще не утверждена, или же работодателю достаточно ориентироваться на выписку из приказа командующего войсками о заключении с работником контракта.

Учитывая все неясности, рекомендуем действовать в пользу работника. Кстати, о том, что у вашего сотрудника, скорее всего, именно контракт «в период чрезвычайных обстоятельств», говорит его срок — 6 месяцев. Ведь только при таких обстоятельствах контракт длительностью до 1 года может заключаться с человеком из запаса <2>. Поэтому безопаснее приостановить трудовой договор и сохранить за сотрудником рабочее место. Это решение в пользу работника и вам санкциями не грозит. А на место контрактника вы вправе взять работника по срочному договору .

{Вопрос: Сотрудник представил выписку из приказа командующего войсками о заключении контракта о прохождении военной службы и предписание убыть в распоряжение командира воинской части со сроком прибытия 31.10.2022. Является ли служба по контракту после объявления мобилизации основанием для приостановления трудового договора? («Главная книга», 2022, N 22) {КонсультантПлюс}}


#бухгалтеру

Организация несвоевременно ответила на требование ИФНС из-за того, что директора срочно вызвали в командировку. Может ли это быть аргументом, чтобы не платить штраф за несвоевременный ответ на требование?

Посмотреть ответ специалиста

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Вместе с тем следует отметить, что применительно к восстановлению сроков подачи жалоб в суд судебная практика не относит к уважительным такие причины, как нахождение представителя заявителя в командировке, отпуске, кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя, а также внутренние организационные проблемы.

Поэтому такое обстоятельство, как командировка, в случае нарушения сроков ответа на требование, рекомендуется заявлять лишь в совокупности с другими.

Обоснование

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

Полагаем, что обстоятельствами, смягчающими ответственность по ст. 126 НК РФ, могут явиться обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 129.1 НК РФ, указанные в Письме ФНС России от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@.

Так, при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика судами принимаются во внимание:

  • реальная необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);
  • реальная возможность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов, а также были ли изучены все документы (информация), представленные на основании конкретного требования, в том числе при частичном его исполнении;
  • реальная возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме. Одновременно изучается вопрос, принимались ли меры по добровольному исполнению требования налогового органа и в каком объеме;
  • обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и какое именно было принято решение налоговым органом по этому вопросу. При этом не принимаются во внимание формальные основания для отсутствия удовлетворения ходатайства — несоблюдение формы уведомления (п. 5 ст. 93 НК РФ), недостаточная, по мнению налогового органа, аргументация ходатайства и т.п.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»), но не до нуля (Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2019 N 309-КГ18-14683, п. 7 Приложения к Письму ФНС России от 16.04.2019 N СА-4-7/7164).

Организации при подготовке возражений к акту, которым предлагается привлечь ее к ответственности за непредставление документов по требованию, при отсутствии обстоятельств, исключающих ответственность, рекомендуется заявлять о наличии смягчающих обстоятельств.

Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:

  • совершение налогового правонарушения впервые;
  • незначительность допущенной просрочки в представлении документов;
  • большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);
  • нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;
  • одновременное получение нескольких требований о представлении документов;
  • недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.

Вместе с тем следует отметить, что применительно к восстановлению сроков подачи жалоб в суд судебная практика не относит к уважительным такие причины, как нахождение представителя заявителя в командировке, отпуске, кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя, а также внутренние организационные проблемы (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12, п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99).

Поэтому такое обстоятельство, как командировка, рекомендуется заявлять лишь в совокупности с другими.

Кроме того, при решении вопроса о привлечении к ответственности имеет значение направление организацией уведомления о невозможности представления в срок документов в порядке п. 5 ст. 93.1 НК РФ и результат его рассмотрения налоговым органом. При этом факт ненаправления указанного уведомления может расцениваться не в пользу налогоплательщика.

Дополнительно отметим, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений третьих лиц по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения (Письмо ФНС России от 17.01.2020 N ЕД-4-2/523@).
{Вопрос: Каковы обстоятельства, смягчающие штраф за непредставление документов по встречной проверке (например, при командировках ответственных лиц)? (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}}

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность установлен пунктом 1 статьи 112 НК РФ:

Данный перечень является открытым, поскольку предусматривает возможность признать иные обстоятельства, смягчающими ответственность по усмотрению суда, или налогового органа.

Примерный перечень обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими налоговую ответственность включает в частности:

Несоразмерность деяния тяжести наказания: (совершение правонарушения впервые;незначительный характер правонарушения; отсутствие неблагоприятных экономических последствий; отсутствие ущерба бюджету; добросовестное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей; наличие постоянной переплаты; отсутствие умысла на совершение правонарушения и т.д.)

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

При этом размер штрафа может быть уменьшен и более чем в два раза.

https://www.nalog.gov.ru


#юристу

В акте выполненных работ отсутствует печать индивидуального предпринимателя. Считается ли данный документ достоверным? Могут ли в суде оспорить данный акт? У нас швейное производство, нам заказали большой объем работ на пошив спецодежды. Так как своими силами в срок не могли исполнить, заключили договор с исполнителем на пошив. Заказ забрали, на акте выполненных работ ИП поставил подпись, печать не поставил (м.п. в акте обозначено), хотя в договоре оттиск печати есть. При приемке обнаружился брак в большом количестве. В договоре прописано, что заказчик в течение пяти дней может обратиться с возражением на исправление, что и было сделано. Отправили претензию. Исполнитель по телефону сообщил, чтобы привезли бракованный товар на исправление, письменного ответа на претензию не было. Заказчики вернули бракованный товар. Недостатки исправили сами, а исполнители выставили претензию об оплате. В такой ситуации считается ли акт выполненных работ без оттиска печати ИП легитимным документом? И насколько правомерно то, что на претензию не было письменного ответа? Просим предоставить судебную практику.

Посмотреть ответ специалиста

Оттиск печати организации не относится к числу реквизитов, которые согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» должен содержать первичный учетный документ (в том числе акт выполненных работ).

Печать, в соответствии с п. 5.24 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016, заверяет подлинность подписи должностного лица.

Претензия вами была подана письменно, и ответ должен был поступить также письменно. Телефонный звонок к делу не пришьешь. Получается, что вы не получили ответ на претензию. И это дает вам право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Суд независимо от исхода дела может возложить на вашего контрагента все судебные расходы.

Из системного толкования ч. 5 ст. 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором.

Обоснование

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  1. наименование документа;
  2. дата составления документа;
  3. наименование экономического субъекта, составившего документ;
  4. содержание факта хозяйственной жизни;
  5. величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  6. наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)
  7. подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. ст. 9, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» {КонсультантПлюс}

Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подписи печатью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы заверяют печатью организации. Печать проставляется, не захватывая собственноручной подписи лица, подписавшего документ, или в месте, обозначенном «МП» («Место печати»).


«ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) (ред. от 14.05.2018) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Индивидуальный предприниматель (заказчик) заключил с организацией (исполнителем) договор возмездного оказания консультационных услуг. Акт приемки оказанных услуг оформлен ненадлежащим образом (отсутствуют печати контрагентов и отсутствует дата подписания акта), в связи с чем заказчик отказывается оплачивать услуги. При этом договором обязанность оформления данного документа не предусмотрена. Лишает ли ненадлежащее оформление акта приемки оказанных услуг права требовать оплаты оказанных услуг по договору?

Ответ: Ненадлежащее оформление актов приема-передачи выполненных работ (услуг) не лишает исполнителя права требовать оплаты, а заказчика — обязанности оплатить фактически оказанные услуги, поскольку обязанность составления таких актов не установлена ни законом, ни договором.

Обоснование: Статьей 309 Гражданского кодекса РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Как установлено п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Рассматривая схожий спор, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 02.04.2008 N А35-6328/06-С23 пришел к выводу, что ненадлежащее оформление актов приема-передачи выполненных работ (услуг) в соответствующий период не лишает исполнителя права требовать оплаты оказанных услуг, поскольку обязательность составления таких актов не установлена законом либо договором и не связана с обязанностью ответчика по производству оплаты с необходимостью составления и подписания подобных актов.

Косвенным образом данную позицию подтверждает ФАС Поволжского округа в Постановлении от 06.04.2009 N А65-19581/2008, отмечая, что нормами гл. 39 ГК РФ не предусмотрена обязанность заказчика подписать акты приема-передачи выполненных работ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.08.2009 N А56-51039/2008 также обратил внимание сторон на то, что гражданское законодательство не устанавливает обязанности сторон оформлять отношения по приему результата услуг двусторонним актом.


{Вопрос: Индивидуальный предприниматель (заказчик) заключил с организацией (исполнителем) договор возмездного оказания консультационных услуг. Акт приемки оказанных услуг оформлен ненадлежащим образом (отсутствуют печати контрагентов и отсутствует дата подписания акта), в связи с чем заказчик отказывается оплачивать услуги. При этом договором обязанность оформления данного документа не предусмотрена. Лишает ли ненадлежащее оформление акта приемки оказанных услуг права требовать оплаты оказанных услуг по договору? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) {КонсультантПлюс}}

Ответчик полагает, что отсутствие печати организации на актах выполненных работ, лишает указанные акты доказательственной силы.

Указанный вывод противоречит требованиям действующего законодательства и сложившейся судебной практике.

Оттиск печати организации не относится к числу реквизитов, которые согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» должен содержать первичный учетный документ (в том числе акт выполненных работ).

Отсутствие в акте выполненных работ печати организации, осуществившей приемку выполненных работ, не лишает двусторонний акт доказательственной силы.
{Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2018 по делу N А56-65373/2017 {КонсультантПлюс}}

Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
ст. 4, «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) {КонсультантПлюс}

ВОПРОС. Вправе ли заказчик требовать от подрядчика возмещения расходов на устранение недостатков работ в случае, когда договором подряда не предусмотрено право заказчика их устранять, а подрядчик уклонился от исполнения соответствующего требования заказчика?

ОТВЕТ. В силу п. 1 ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (ст. 397).

Содержащееся в п. 1 ст. 723 ГК РФ указание на то, что названные расходы возмещаются, когда право заказчика устранять недостатки предусмотрено в договоре, направлено на защиту интересов подрядчика от действий заказчика по изменению результата работ без привлечения подрядчика, а также на уменьшение расходов заказчика, поскольку предполагается, что именно подрядчик, выполнивший работы, имеет полную информацию об их результате и, соответственно, может устранить возникшие недостатки наименее затратным способом.

Следовательно, заказчик вправе требовать возмещения расходов на устранение недостатков работ своими силами или силами третьего лица не обращаясь к подрядчику, лишь в случае, когда такое право установлено договором подряда.

При этом п. 1 ст. 723 ГК РФ не может быть истолкован как ограничивающий право заказчика на возмещение расходов на устранение недостатков в случае, если он, действуя добросовестно, предпринял меры по привлечению подрядчика к устранению недостатков, то есть направил последнему требование об их устранении в срок предусмотренный законом, иным нормативным актом или договором, а при его отсутствии — в разумный срок (в том числе незамедлительно, если это требовалось по характеру недостатков), однако подрядчик уклонился от устранения недостатков работ. В таком случае расходы заказчика на устранение недостатков работ подлежат возмещению (ст. 15, 393, 721 ГК РФ).


«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) {КонсультантПлюс}


#кадровику

  В нашей организации имеется один легковой автомобиль, который используется для личных нужд организации. Должны ли мы иметь в штате отдельного работника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения? Может ли этот же работник проводить предрейсовый контроль состояния транспортного средства?

Посмотреть ответ специалиста

В случае использования автобусов и грузовых автомобилей работодатель обязан в соответствии с требованиями п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Данные требования распространяются в том числе на лиц, осуществляющих перевозку для собственных нужд (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).

Обоснование

Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;


ст. 20, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О безопасности дорожного движения» {КонсультантПлюс}

К квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» <12>, и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации;

образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации, и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.


Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» {КонсультантПлюс}

Вопрос: В нашей организации имеется один легковой автомобиль, который используется для личных нужд организации. Должны ли мы иметь в штате отдельного работника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения? Может ли этот же работник проводить предрейсовый контроль состояния транспортного средства?

Ответ: С 21.12.2018 все работодатели, эксплуатирующие транспортные средства для собственных нужд, должны иметь работника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Эти обязанности могут быть дополнительно возложены на одного из штатных работников организации, но он должен пройти соответствующее обучение и аттестацию. Обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения и одновременно по контролю состояния транспортного средства может выполнять один работник, если он соответствует квалификационным требованиям по обеим специальностям.

Обоснование

С 21.12.2018 вступят в силу изменения в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ), согласно которым все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, в том числе перемещение пассажиров или материальных средств для собственных нужд, должны в том числе иметь работника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (сейчас такие требования предъявляются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом в коммерческих целях).

В силу того же п. 2 ст. 20 работодатель обязан обеспечивать соответствие работников, осуществляющих перевозки, профессиональным и квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждены Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287 (далее — Требования), в том числе к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения. Согласно Требованиям такой специалист должен иметь:

  • или диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящему в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и пройти в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
  • или диплом о высшем образовании по направлению подготовки, не входящему в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и пройти в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

При этом требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью установлен Приказом Минтранса РФ от 20.03.2017 N 106.

Таким образом, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен иметь или специальное высшее образование, или любое высшее образование и дополнительное специальное образование, а также подтвердить свои знания в этой области путем прохождения аттестации.

Ответственный за обеспечение безопасности согласно ст. 20 Закона N 196-ФЗ назначается приказом руководителя из числа работников организации. Отдельная штатная должность не нужна, обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения вменяются одному из работников с его согласия. Нужно будет заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору и внести изменения в должностную инструкцию. Однако до этого работника нужно будет направить на обучение и аттестацию.

Помимо назначения ответственного за безопасность, работодатель должен организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
{Вопрос: В нашей организации имеется один легковой автомобиль, который используется для личных нужд организации. Должны ли мы иметь в штате отдельного работника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения? Может ли этот же работник проводить предрейсовый контроль состояния транспортного средства? («Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2018, N 11) {КонсультантПлюс}}

Ответ: Работодатель при осуществлении перевозки пассажиров и использовании автобусов и грузовых автомобилей обязан назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью. Законодательно не определено, что это должен быть штатный работник. Возможны совместительство и совмещение. Данную должность необходимо указать в штатном расписании, если штатное расписание имеется у работодателя. Возможно включение обязанностей ответственного за БДД в должностную инструкцию работника с оформлением дополнительного соглашения к трудовому договору работника с указанием дополнительных трудовых функций.

Обоснование: В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В случае использования автобусов и грузовых автомобилей работодатель обязан в соответствии с требованиями п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Данные требования распространяются в том числе на лиц, осуществляющих перевозку для собственных нужд (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).

При этом законодательно не определено, что работодатель обязан вводить самостоятельную штатную единицу ответственного за безопасность дорожного движения (БДД).

Следовательно, работодатель может распорядительным приказом возложить обязанности ответственного за БДД на любого работника, соответствующего Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 (далее — Профессиональные требования).

При назначении ответственного за БДД у работодателя возможны совместительство и совмещение.

Данную должность необходимо указывать в штатном расписании при наличии у работодателя данного локального нормативного акта.

Трудовое законодательство не устанавливает общей обязанности работодателя иметь штатное расписание. Штатное расписание является локальным нормативным актом работодателя (ст. 8 ТК РФ). Работодатель самостоятельно утверждает штатное расписание (например, приказом или распоряжением руководителя организации), самостоятельно решает вопросы его изменения и дополнения.

При наличии штатного расписания и в случае оформления совместительства либо совмещения работодателю целесообразно включить должность «специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения» в штатное расписание.

Также возможно включение обязанностей ответственного за БДД в должностную инструкцию. Для соблюдения требований ст. 60 ТК РФ (о запрете требовать работу, не предусмотренную трудовым договором) к трудовому договору работника необходимо заключить соответствующее дополнительное соглашение.

Единственное законодательное ограничение — работник должен соответствовать требованиям п. 16 Профессиональных требований.


{Вопрос: Должна ли организация, использующая транспорт для собственных нужд, нанять отдельного работника на должность «специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения»? Обязательно ли вводить указанную должность в штатное расписание? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Пермском крае, 2020) {КонсультантПлюс}}


#специалисту по госзакупкам

При разработке ПСД на модернизацию РАСЦО был использован старый ГОСТ. 01.02.2023, когда вышел новый ГОСТ Р 22.7.04-2022. Собираемся проводить торги. Обязан ли заказчик вносить изменения в ПСД (проектно-сметную документацию) и в техзадание или может пользоваться старой?

Посмотреть ответ специалиста

Законом о контрактной системе установлена обязанность применения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При этом заказчик самостоятельно устанавливает требования о соответствии поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) ГОСТам, исходя из предмета закупки и соотнесения его с действующими в указанной сфере ГОСТами. В случае неприменения таких документов документация о закупке должна содержать соответствующее обоснование.

Обоснование

Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)


ст. 33, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Использование устаревших ГОСТов

Данная ошибка, как правило, встречается, когда предмет закупки периодически повторяется. На один и тот же предмет закупки предполагается одно и то же техзадание, но ГОСТы периодически отменяются и корректируются. А ссылка в ТЗ на ГОСТ, который утратил силу и был заменен на другой, — часто встречаемое основание для жалобы, поскольку при этом описание предмета закупки не соответствует требованиям законодательства о стандартизации.

Решением УФАС по Республике Татарстан от 02.03.2018 по делу N 149-кз/2018 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик — центр спортивно-патриотической и допризывной подготовки был признан виновным в нарушении требований ч. 1 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Комиссией УФАС было установлено, что при составлении описания объекта закупки (услуги по ремонту автотранспорта) заказчик применил устаревший ГОСТ 27.003-90 «Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности».

Может ли заказчик купить товар по старому ГОСТу? Да, может. Но в этом случае заказчик выходит за рамки текущих документов национальной системы стандартизации, за рамки технических регламентов, поэтому он должен подготовить соответствующее обоснование.


Статья: Особенности составления технического задания заказчиком закупки (
Байрашев В.Р.) («Руководитель бюджетной организации», 2021, NN 4, 5, 6, 7, 8) {КонсультантПлюс}

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Пунктом 58 Технического задания заказчика установлено требование к Прокладке кабеля — кабель ВВГнг-LS сечением 3×1,5 мм (кабель силовой негорючий с медными токопроводящими жилами по ГОСТ 22483, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридных композиций пониженной пожароопасности с низким дымовыделением и газовыделением, ток переменный 50 Гц, длительно допустимая температура на токопроводящей жиле +70 °C, диапазон рабочих температур от −50 до +50 °C, относительная влажность воздуха при температуре до +35 °C до 98% (*), монтаж при температуре не ниже −15 °C (*), класс пожарной опасности должен соответствовать ГОСТ Р 53315-2009 — П.1.8.2.2.2 Сертифицирован в системе ГОСТ Р).

Представители заказчика пояснили, что данное требование установлено в части соответствия только классу пожарной опасности. Введенный взамен ГОСТ 31565-2012 полностью копирует указанный ГОСТ в части соответствия П.1.8.2.2.2.

По результатам анализа Технического задания по пункту 58, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанный в части соответствия пожарной безопасности ГОСТ Р 53315-2009 признан утратившим силу с 1-го января 2014 г., взамен введен ГОСТ 31565-2012, в связи с чем, заказчику при составлении документации следовало руководствоваться действующими стандартами, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, довод заявителя признан обоснованным.


{Решение Татарстанского УФАС России от 12.04.2018 по делу N 221-кз/2018 Суть жалобы: В документации заказчика установлено требование о соответствии выполненных работ требованиям ГОСТа, который отменен. Решение: Жалоба признана обоснованной, так как указанный в части соответствия пожарной безопасности ГОСТ признан утратившим силу с 01.01.2014, взамен введен другой ГОСТ, в связи с чем заказчику при составлении документации следовало руководствоваться действующими стандартами, заказчик нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 данного Закона. {КонсультантПлюс}}