с 25 апреля по 2 мая 2023 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#юристу

Обязательно ли подавать заявление в претензионном порядке перед исковым производством по взысканию задолженности по коммунальным услугам в суды общей юрисдикции?

Посмотреть ответ специалиста

Исковые требования о взыскании задолженности по коммунальным платежам за нежилое помещение к юридическим лицам предъявляются в арбитражный суд в порядке, предусмотренном АПК РФ после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

В соответствии с п. 5 ст. 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

В отношении задолженности по коммунальным платежам физического лица действующим законодательством РФ не предусмотрен обязательный претензионный порядок по данной категории дел, поэтому кредитор может сразу обращаться в суд, не прибегая к досудебному порядку урегулирования спора (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2021 по делу N 88-5004/2021).

Обоснование

Право на обращение в арбитражный суд

Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.

Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, делам о несостоятельности (банкротстве), делам по корпоративным спорам, делам о защите прав и законных интересов группы лиц, делам приказного производства, делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 52, 53 настоящего Кодекса).

(часть 5 в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 147-ФЗ)


ст. 4, «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) {КонсультантПлюс}

Довод кассационной жалобы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора является несостоятельным, поскольку обязанность своевременно оплачивать коммунальные услуги предусмотрена положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, при этом действующим законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.


{Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2021 по делу N 88-5004/2021 {КонсультантПлюс}}


#бухгалтеру бюджетной организации

 Организация является муниципальным казенным учреждением. Надо ли в отчете ЕФС-1 заполнять подраздел 1.3?

Посмотреть ответ специалиста

Подраздел 1.3 формы ЕФС-1 заполняют государственные и муниципальные учреждения, которые ведут определенные виды деятельности — образование, медицина, спорт, наука, соцобслуживание, культура, искусство, кинематография. Полный перечень видов деятельности утвержден в приказе Минтруда от 02.09.2022 № 507н.

Обоснование

Как учреждению заполнить и подать сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений в подразделе 1.3 подраздела 1 формы ЕФС-1

Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений отражаются в подразделе 1.3 подраздела 1 формы ЕФС-1.

Этот подраздел заполняют государственные (муниципальные) учреждения, которые осуществляют виды деятельности, определенные Минтрудом России.

Сведения подают в органы СФР не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.

Кто подает сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений

Единая форма сведений ЕФС-1 и Порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 N 245п. Формат сведений для ЕФС-1 в электронном виде утвержден Постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 N 246п.

Сведения о зарплате работников государственных (муниципальных) учреждений и условиях осуществления ими деятельности подаются для мониторинга системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Они отражаются в подразделе 1.3 подраздела 1 указанной формы.

Заполняют этот подраздел страхователи — государственные (муниципальные) учреждения, чья деятельность относится к видам, которые Минтруд России определил в своем Приказе от 02.09.2022 N 507н (п. п. 1.7, 6.1 Порядка заполнения ЕФС-1).

Куда и в какой срок подать сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений

Срок представления подраздела 1.3 подраздела 1 формы ЕФС-1 — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим. Подавайте его ежемесячно в органы СФР (п. 9 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Законом о персонифицированном учете не определен порядок переноса срока представления отчетности, если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день. По мнению СФР, приведенному в Письме от 25.01.2023 N 19-02/463л, в данном случае возможно применение ст. 193 ГК РФ. Это значит, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Как заполнить подраздел 1.3 подраздела 1 формы ЕФС-1

В соответствующих полях подраздела 1.3 подраздела 1 формы ЕФС-1 отразите:

  • месяц и год, за который представляете сведения, — в поле «Отчетный период» (п. 6.2 Порядка заполнения ЕФС-1);
  • тип представляемой формы (исходная, корректирующая или отменяющая) — в поле «Тип сведений». Необходимый тип сведений отметьте знаком «X». Не представляйте в одной форме ЕФС-1 данные с разным типом сведений (например, «Исходная» и «Корректирующая») за один и тот же отчетный период на одно и то же застрахованное лицо (п. 6.3 Порядка заполнения ЕФС-1);
  • месяц и год, за который уточняете (отменяете) сведения, — в поле «Корректируемый (отменяемый) период» (п. 6.4 Порядка заполнения ЕФС-1);
  • код типа отчитывающейся организации из соответствующего раздела Классификатора параметров, используемых при заполнении формы ЕФС-1, приведенного в Приложении к Порядку заполнения ЕФС-1, — в поле «КТО организации» (п. 6.5 Порядка заполнения ЕФС-1).

Если вы являетесь территориально обособленным структурным подразделением, в поле «Идентификационный номер ТОСП (если ТОСП)» укажите код из 14 цифр (без иных символов, в том числе без пробелов или переносов). В ином случае поле оставьте пустым (п. 6.6 Порядка заполнения ЕФС-1).

Поле «OID организации» заполняют только медучреждения. Номер OID (уникальный идентификатор организации) указывается в точном соответствии с федеральным регистром медицинских организаций (п. 6.7 Порядка заполнения ЕФС-1).

Таблицу «Сведения об условиях занятости и заработной плате» формируйте в соответствии с требованиями п. п. 6.8 — 6.30 Порядка заполнения ЕФС-1.

По работникам (исполнителям), занятым только по договору ГПХ, сведения в графах таблицы не отражайте (п. 6.9 Порядка заполнения ЕФС-1).

При заполнении некоторых граф таблицы рекомендуем обратить внимание на такие детали:

  • в графе 1 нумерация сквозная (в порядке возрастания, без пропусков и повторений). Номер присваивайте строке, если отражаете несколько периодов работы застрахованного лица в отчетном месяце (п. 6.8 Порядка заполнения ЕФС-1);
  • в графах 2 и 3 дату указывайте в формате «ДД.ММ.ГГ» (п. п. 6.10, 6.11 Порядка заполнения ЕФС-1);
  • в графе 4 через знак «;» отражайте полное наименование структурного подразделения, в котором работает работник по должности, и если отчитывается медучреждение — номер OID (уникальный идентификатор структурного подразделения) в точном соответствии с федеральным регистром медицинских организаций. Иные учреждения OID не заполняют (п. 6.12 Порядка заполнения ЕФС-1, Письмо Минтруда России от 04.04.2023 N 14-1/10/В-4784);
  • в графе 6 для должностей, по которым в формах статистического наблюдения ЗП-здрав, ЗП-соц, ЗП-культура, ЗП-наука, ЗП-образование приведены два или более кода категории персонала, укажите тот код, который соответствует максимальному уровню разукрупнения (неагрегирующий). К примеру, в соответствии с формой N ЗП-здрав преподавателям присваивается два кода — «281» («педагогические работники») и «282» («из них преподаватели»). Следовательно, в графе 6 проставьте код «282» (п. 6.14 Порядка заполнения ЕФС-1);
  • графы 8 и 9 медучреждения проставляют соответственно код и его значение. Остальные учреждения в этих графах указывают «0» (п. 6.16 Порядка заполнения ЕФС-1, Письмо Минтруда России от 04.04.2023 N 14-1/10/В-4784);
  • в графах 10 и 11 показатели отражайте только цифрами, предусмотренными Порядком заполнения ЕФС-1 для соответствующего значения. Использовать иные символы (в том числе пробелы или переносы) нельзя (п. 6.17 Порядка заполнения ЕФС-1);
  • в графе 16 показатели приводите с тремя знаками после запятой. Максимально допустимое значение — 1,000 (если работа на условиях полной занятости (на полную ставку), в том числе при установленной законом сокращенной продолжительности рабочего времени). При работе на условиях неполного рабочего времени (неполной занятости) укажите соответствующую долю занятости, например 0,750, 0,500, 0,250, 0,125 (п. 6.21 Порядка заполнения ЕФС-1);
  • в графах 24 и 25 суммы указывайте с двумя знаками после запятой. В графе 24 отражаются начисленные выплаты. При этом неважно, когда эти суммы были начислены: в отчетном месяце или ранее. Данные корректируйте в установленном порядке. Не допускайте в графе 24 отрицательных значений, образовавшихся из-за неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы зарплаты (п. п. 6.29 и 6.30 Порядка заполнения ЕФС-1).

Отдельными строками, с указанием в графах 2 — 3 соответствующего периода работы, отразите сведения о начисленных выплатах (п. п. 6.17, 6.21, 6.23 Порядка заполнения ЕФС-1):

  • по каждому варианту договора — если в течение месяца изменился вид договора, заключенного с работником, или существенные условия труда, перечисленные в ст. 57 ТК РФ;
  • по каждому трудовому договору — если работник трудится по основному месту работы и совместительству;
  • по каждому значению числа штатных единиц — если в течение месяца в соответствии с условиями трудового договора изменялось число штатных единиц, занятых работником;
  • в отношении каждого размера сдельной расценки за единицу работы — если при сдельной системе оплаты труда работнику установлено несколько сдельных расценок за единицу выработки.

Для заполнения в таблице граф 5, 6, 7, 12, 13, 14, 23 используйте соответствующие коды и справочники из разделов Классификатора, приведенного в Приложении к Порядку заполнения ЕФС-1. Сведения отражайте с учетом требований, предъявляемых к формированию указанных граф (п. п. 6.13, 6.14, 6.15, 6.18, 6.19, 6.28 Порядка заполнения ЕФС-1).

Рассматриваемый подраздел подается вместе с титульным листом и подразделом 1 формы ЕФС-1 (п. 1.11 Порядка заполнения формы ЕФС-1). Обратите внимание, что поля «ОКФС», «ОКОГУ» и «ОКПО» титульного листа при подаче подраздела 1.3 подраздела 1 обязательны для заполнения (п. п. 2.5 — 2.7 Порядка заполнения ЕФС-1).

Как заполнить подраздел 1.3 подраздела 1 формы ЕФС-1 за январь 2023 г. при перерасчете в феврале зарплаты за январь в связи с индексацией оплаты труда

Если на момент представления сведений за январь 2023 г. произведен перерасчет зарплаты, то они заполняются с учетом индексации. Если перерасчет не сделан, то сведения подаются без учета индексации. Когда произведете перерасчет, представьте подраздел 1.3 подраздела 1 формы ЕФС-1 с типом сведений «Корректирующая» (Письмо Минтруда России от 04.04.2023 N 14-1/10/В-4784).

Образец заполнения учреждением сведений о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений в подразделе 1.3 подраздела 1 формы ЕФС-1


Готовое решение: Как учреждению заполнить и подать сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений в подразделе 1.3 подраздела 1 формы ЕФС-1 (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру

 Мы, коммерческая организация на ОСНО, получили по договору лизинга легковой автомобиль. Согласно договору, предмет лизинга в целях налогового учета находится на балансе лизингодателя, для целей бухучета — на балансе лизингополучателя (ФСБУ 25/2018). Согласно договору, страхователем по ОСАГО, КАСКО, добровольному страхованию гражданской ответственности является лизингодатель, а лизингополучатель возмещает лизингодателю сумму расходов на страхование. На каких условиях, с применением каких первичных документов и в каком порядке лизингополучатель может учесть в составе расходов суммы, уплаченные лизингодателю в счет возмещения расходов на страхование? Можно ли учесть эти расходы единовременно либо надо учитывать их равномерно в течение всего срока действия страховки?

Посмотреть ответ специалиста

По мнению Минфина России, расходы лизингополучателя по возмещению затрат лизингодателя на страхование предмета лизинга не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете возмещение расходов лизингодателя не относятся к классическим арендным платежам в том смысле, который вкладывает в них ФСБУ 25/2018. Полагаем, что данные расходы можно учитывать в текущих расходах (Дебет 26(44) Кредит 76) единовременно, так как вы учитываете не расходы на страхование, а возмещение расходов третьего лица. Что касается первичных документов, то необходимы: договор, счет арендодателя, копия страховых полисов, бухгалтерская справка.

Обоснование

Как лизингополучателю учитывать расходы на страхование предмета лизинга

В бухгалтерском учете лизингополучатели учитывают расходы на страхование в том же порядке, что и обычные арендаторы.

Для целей исчисления налога на прибыль в общем порядке можно учесть затраты:

  • на добровольное страхование предмета лизинга, если застраховать предмет лизинга в соответствии с договором должен лизингополучатель (Письмо Минфина России от 20.11.2019 N 03-03-06/1/89821);
  • обязательное страхование гражданской ответственности в связи с пользованием предметом лизинга.

По мнению Минфина России, расходы лизингополучателя по возмещению затрат лизингодателя на страхование предмета лизинга не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо от 14.02.2022 N 03-03-06/1/10005). Готовое решение: Как арендатору учитывать расходы на страхование арендованного имущества (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

В части расходов лизингополучателя по возмещению расходов третьего лица (лизингодателя) на страхование предмета лизинга сообщается, что, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Из приведенных норм статьи 252 НК РФ следует, что к учету в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций принимаются расходы, которые непосредственно произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По нашему мнению, расходы налогоплательщика по возмещению затрат другого налогоплательщика, в том числе по договору страхования, не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ. {Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль страхового возмещения, полученного лизингодателем по договору страхования предмета лизинга, а также расходов по возмещению затрат другого налогоплательщика. (Письмо Минфина России от 14.02.2022 N 03-03-06/1/10005) {КонсультантПлюс}}

Примеры приводятся с целью иллюстрации Решения настоящей Рекомендации по вопросу выделения в договоре неарендного и арендного компонентов и не нацелены на иллюстрацию иных вопросов, возникающих при применении ФСБУ 25/2018 (например, НДС в составе арендных платежей или др.).

Классификация компонентов при неоперационной аренде (иллюстрация к пунктам 2, 3 настоящей Рекомендации)

Описание статьи

Пример статьи

Назначение

Вид компонента

Возмещение за опциональные доп. сервисы, запрашиваемые

лизингополучателем, относящиеся к периоду после передачи в лизинг, связанные с экономическим владением предметом лизинга

  • Технические осмотры
  • Замена шин
  • Хранение шин
  • Сервисный контракт
  • Помощь на дорогах
  • Топливные карты
  • Сопровождение страховых случаев
  • Водитель

Обслуживание переданных экономических выгод и рисков

Неарендный

Доукомплектация предмета лизинга неотделимыми улучшениями объекта

Установка дополнительного оборудования

Улучшение базового актива

Арендный

Страхование рисков арендатора

Платеж, возмещающий обязательное и добровольное страхование предмета аренды по переданным рискам и выгодам (ОСАГО, ДАГО и т.п.)

Обслуживание переданных экономических выгод и рисков

Неарендный

Страхование рисков арендодателя

Платеж, возмещающий страхование арендодателем рисков по бизнесу (залогового имущества) в форме имущественного страхования предмета аренды, финансовых рисков

Обеспечение распоряжения базовым активом

Арендный

Для целей бухгалтерского учета деление платежа по договору осуществляется на два компонента: арендный и неарендный. Для аналитических целей организация может вести учет неарендного компонента по видам, отражая через субконто разновидности оказываемых услуг (товаров).

Статья: Рекомендация Р-130/2021-ОК Лизинг «Арендный и неарендный компоненты договора» (Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»), Отраслевой комитет лизинга (ОК Лизинг) 27 июля 2021 г.) («Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра», 2021) {КонсультантПлюс}

Если какие-то платежи по арендному договору установлены в переменной сумме, но не зависят от рыночных показателей, то они не относятся к классическим арендным платежам в том смысле, который вкладывает в них ФСБУ 25/2018. В Международном стандарте «Аренда» закреплены аналогичные нормы. Это значит, к примеру, что арендатор не должен учитывать «плавающие платежи», не зависящие от рыночных показателей, при расчете суммы обязательства по аренде. Он просто учитывает их в текущих расходах или, к примеру, в стоимости капвложений <7>. Вот примеры таких платежей по договору аренды, не признаваемых арендными платежами для целей ФСБУ 25/2018:

— платежи, выраженные в процентах от выручки арендатора или иных показателях его хозяйственной деятельности;

— коммунальные расходы, возмещаемые арендодателю, в том числе зависящие от фактического объема потребленной электроэнергии, воды и прочего.

Статья: Арендный ФСБУ 25/2018: начинаем разбираться (Елина Л.А.) («Главная книга», 2022, N 4) {КонсультантПлюс}


#специалисту по госзакупкам

Можно ли по 223-ФЗ закупать в одной конкурентной закупке товары, попадающие под постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2013, и товары, не попадающие под этот документ?

Посмотреть ответ специалиста

Правительство РФ на основании п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ установило преимущество российских товаров и работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, по отношению к иностранным товарам и работам (услугам), которые выполняются (оказываются) иностранцами (п. 1 Постановления N 925). Кроме того, в дополнение к такому преимуществу оно определило минимальную долю закупок российских товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами. Для ее достижения заказчик устанавливает приоритет отечественной продукции над иностранной при проведении конкурса, аукциона и иных процедур, в том числе закупок у едпоставщика.

При этом возможность/запрет объединения квотируемых и неквотируемых товаров нормативно не урегулирована.

Вместе с тем, к вопросу лотирования следует подходить исходя из общих соображений Закона223-ФЗ и Закона135-ФЗ в части требований об отсутствии необоснованных ограничений количества участников закупки. Иными словами, в отдельный лот квотируемые товары необходимо обязательно выделять лишь в тех случаях, когда:

  1. квотируемые и неквотируемые товары традиционно реализуются на разных товарных рынках (мало пересекающимися кругами поставщиков и производителей);
  2. квотируемые товары являются очень редкими, не могут быть поставлены подавляющим большинством поставщиков либо составляют значительную долю лота по стоимости.

В обоих указанных случаях объединение квотируемых и неквотируемых товаров в один лот может снизить эффективность закупки по причине невозможности или нецелесообразности участия в закупке для многих участников закупки, а также повлечь за собой признание в действиях заказчика необоснованного ограничения конкуренции, в связи с чем рекомендуем осуществлять закупку квотируемых товаров отдельными лотами.

Обоснование

Вместе с тем необходимо отметить, что правовая конструкция Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) предусматривает самостоятельность заказчиков в организации и осуществлении закупочной деятельности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положением о закупке.

Отмечается, что порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно.

Таким образом, в целях достижения установленных постановлением N 2013 минимальных долей закупок товаров российского происхождения предоставляется приоритет путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, в том числе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), по отношению к товарам, происходящим из иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в порядке, предусмотренном положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом223-ФЗ.

В этой связи для признания товара российским заказчик в документации о закупке указывает требование о представлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке информации о нахождении товара:

в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, или в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г, N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»;

в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г., N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

{<Письмо> Минпромторга России от 28.05.2021 N 43917/12 <О реализации Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013> {КонсультантПлюс}}

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В реализацию указанного положения принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее — Постановление N 2013), которое вступило в силу с 1 января 2021 г.

Пунктом 1 Постановления N 2013 установлена, согласно приложению, минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году (далее — Приложение).

Таким образом, закупка товаров в целях выполнения минимальной обязательной доли закупок осуществляется в соответствии с Приложением, устанавливающим соответствующие коды ОКПД 2 товаров.

При этом минимальной долей закупок товаров от годового объема закупок по соответствующему коду ОКПД 2 является минимальное допустимое отношение стоимости товаров, поставленных в отчетном году, к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по данному коду ОКПД 2.

Вместе с тем необходимо отметить, что Законом223-ФЗ установлена правовая конструкция, предусматривающая самостоятельность заказчиков в организации и осуществлении закупочной деятельности.

Так, порядок осуществления закупок осуществляется заказчиком в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, учитывая, что Постановлением N 2013 установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения, являющаяся обязательной, заказчики при формировании положения о закупке должны учитывать необходимость ее достижения, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок.

{Вопрос: О выполнении минимальной обязательной доли закупок товаров российского происхождения. (Письмо Минфина России от 15.01.2021 N 24-03-07/1390) {КонсультантПлюс}}

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом223-ФЗ положения о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно, с учетом требований Закона223-ФЗ, устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения.

При этом необходимо отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Также отмечаем, что частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Кроме того, следует отметить, что вопросы, связанные с применением Закона135-ФЗ, относятся к компетенции ФАС России, которая в соответствии с пунктами 1 и 6.3 Положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, уполномочена давать разъяснения, связанные с применением антимонопольного законодательства, в том числе Закона135-ФЗ, в связи с чем по вопросу объединения в один лот различных товаров заявитель вправе обратиться в ФАС России.

{Вопрос: О возможности объединения в один лот различных видов товаров (работ, услуг) при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минфина России от 28.02.2020 N 24-03-08/14846) {КонсультантПлюс}}


#юристу

Как управляющей компании узнать, кто является владельцем квартиры при переходе права собственности?

Посмотреть ответ специалиста

Действующее законодательство не содержит механизма получения УК МКД этих данных.

Федеральным законом от 18.03.2023 N 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в ст. 124, 131 ГПК РФ.

В соответствии с этими изменениями, если взыскателю задолженности по оплате помещения, машино-места в многоквартирном доме, коммунальных услуг, взносов на капремонт, энергоресурсов (либо истцу по соответствующему иску) неизвестны — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения), должника (ответчика), то соответствующий взыскатель (истец) в заявлении о вынесении судебного приказа (в исковом заявлении) вправе указать об этом и такая информация предоставляется суду органами СФР, налоговыми органами, органами внутренних дел, а также организацией, уполномоченной на предоставление сведений из ЕГРН (Федеральный закон от 18.03.2023 N 80-ФЗ).

Обоснование

Статья 124. Форма и содержание заявления о вынесении судебного приказа

В заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны:

сведения о должнике: для гражданина-должника — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения); для организации-должника — наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, а также основной государственный регистрационный номер (если он известен). В случае, если взыскателю неизвестны дата и место рождения должника, один из идентификаторов должника, об этом указывается в заявлении о вынесении судебного приказа и такая информация по запросу суда предоставляется органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел. В случае, если взыскателю задолженности по оплате помещения, машино-места в многоквартирном доме, коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, энергетических ресурсов неизвестны не только вышеуказанные сведения о должнике, но и фамилия, имя, отчество (при наличии) должника, соответствующий взыскатель в заявлении о вынесении судебного приказа вправе указать об этом и такая информация вместе с вышеуказанными сведениями о должнике, неизвестными взыскателю, предоставляется суду указанными в настоящем пункте органами, а также организацией, уполномоченной на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, в порядке, установленном федеральным законом. В указанных случаях срок вынесения судебного приказа, предусмотренный частью первой статьи 126 настоящего Кодекса, исчисляется со дня получения судом такой информации;

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2021 N 417-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ, от 18.03.2023 N 80-ФЗ)


ст. 124, «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023) {КонсультантПлюс}

Статья 131. Форма и содержание искового заявления

В исковом заявлении должны быть указаны:

сведения об ответчике: для гражданина — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения); для организации — наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер. В случае, если истцу неизвестны дата и место рождения ответчика, один из идентификаторов ответчика, об этом указывается в исковом заявлении и такая информация по запросу суда предоставляется органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел. Если истцу по иску о взыскании задолженности по оплате помещения, машино-места в многоквартирном доме, коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, энергетических ресурсов неизвестны не только вышеуказанные сведения об ответчике, но и фамилия, имя, отчество (при наличии) ответчика, соответствующий истец в исковом заявлении вправе указать об этом и такая информация вместе с вышеуказанными сведениями об ответчике, неизвестными истцу, предоставляется суду указанными в настоящем пункте органами, а также организацией, уполномоченной на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, в порядке, установленном федеральным законом. В указанных случаях срок принятия искового заявления к производству суда, предусмотренный частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, исчисляется со дня получения судом такой информации;

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2021 N 417-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ, от 18.03.2023 N 80-ФЗ)


ст. 131, «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023) {КонсультантПлюс}