Закупки с участием СМСП по закону № 223-ФЗ

Сегодня мы поговорим о новом порядке осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии сФедеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ).

Новые правила проведения закупок у СМСП

В этот закон были внесены изменения, которые в основном касаются закупок у СМСП. Изменения были внесены Федеральным законом от 22.12.2020 N 452-ФЗ (далее – Закон N 452-ФЗ). Обратите внимание, что эти изменения требуют от заказчика внесения изменений в положение о закупках. Срок для внесения изменений в положение о закупках – это 90 дней с даты вступления этих изменений (п. 3 ст. 2 Закона N 452-ФЗ).

Нужно сказать, что с учетом нормативных новаций к субъектам малого и среднего предпринимательства для целей закупок по ЗаконуN 223-ФЗ приравнены и самозанятые (ч. 15 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Реестр самозанятых лиц ведет ФНС России, так же, как и реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с этим действуют для заказчика определенные правила. Заказчик самостоятельно смотрит наличие сведений о субъекте малого и среднего предпринимательства в этом реестре как участника закупки, или как соисполнителя, или субподрядчика, проверяет наличие в реестре этих лиц, а в отношении самозанятых проверяет наличие сведений о таком самозанятом в реестре, который ведет также ФНС России в реестре о применении налогового режима, который называется налог на профессиональный доход (п. 2(4)Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление Правительства РФ N 1352)). Соответственно, если заказчик устанавливает, что в реестре (в том или другом) отсутствуют сведения об участнике закупки или о лице, с которым он уже заключает контракт, то заказчик либо отклоняет заявку, либо отказывается от заключения контракта с таким участником при отсутствии информации.

Регламент подачи заявок

Сроки для проведения закупок у СМСП остались прежними, и сроки размещения извещений в том числе. Если мы говорим о конкурсе, то извещение о конкурсе заказчик размещает не позднее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная цена договора не превышает 30 миллионов рублей, и 15 дней на подачу заявок, если превышает 30 миллионов рублей (п. 1 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Такие же сроки размещения извещений, подачи заявок для аукциона предусмотрены (п. 2 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). В отношении запроса предложений заказчик размещает извещение не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения запроса предложений. При этом начальная цена договора не может превышать по запросу предложений 15 миллионов рублей (п. 3 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). По запросу котировок цена не может превышать 7 миллионов рублей, и на подачу заявок с момента размещения извещения должно быть не менее 4 рабочих дней (п. 4 ч. 3 ст. 3.4Закона N 223-ФЗ).

Важнейшим новшеством, которое предусмотрено Законом N 223-ФЗ в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства теперь является единый состав заявки на участие. Закон N 223-ФЗ предусматривает довольно большой, но теперь одинаковый для всех перечень документов и сведений, которые участник закупки должен в составе заявки заказчику предоставить. Это изменения, которые были внесены вч. 19.1 и ч. 19.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ.

Сейчас поговорим о ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, которая устанавливает, что в документации заказчик вправе установить строго определенный перечень документов и сведений в качестве обязанности потенциального поставщика, подрядчика или исполнителя, чтобыпредоставить их заказчику.

Значительный блок сведений, которые указывает участник, предоставляются в форме так называемых деклараций, то есть участник никакими документами эту информацию не подтверждает, а лишь декларирует ее (п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Далее в составе заявки участник указывает информацию о своем предложении, то есть о том предмете закупки, который заказчику требуется (п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Предоставляет копии документов, которые подтверждают соответствие товаров, работ или услугтребованиям законодательства Российской Федерации. Не допускается требовать такие документы предоставить в составе заявки, потому что они должны будут быть переданы вместе с поставляемым товаром (п. 11 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Указывается наименование страны происхождения, документ, подтверждающий страну происхождения, с учетом того, что заказчик обеспечивает соблюдение национального режима при проведении закупок, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе обеспечивает соблюдение минимальной доли закупок товаров, работ, услуг, произведенных в Российской Федерации или выполняемых, или оказываемых российскими поставщиками-предпринимателями (п. 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Далее указывается предложение о цене договора или единицы товара, за исключением случая, если проводится аукцион (п. 13 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Как мы знаем, в аукционе ценовое предложение подается на отдельном этапе.

Если мы с вами обратим внимание на обеспечение участия в закупках для СМСП (я уже упоминала, что это могут быть денежные средства на специальном счете или банковская гарантия), способ – денежные средства или банковская гарантия – выбирает собственно сам поставщик,что предоставить заказчику (ч. 12 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Размер обеспечения устанавливается в извещении и не может быть более 2% от начальной максимальной цены договора (п. 23 Постановления Правительства РФ N 1352). Счет специальный может быть открыт только в банке, который включен в специальный перечень, который определен Правительством (ч. 13 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). И в рамках предоставления обеспечения через вот этот специальный счет, открытый в банке, в течение одного часа после окончания срока после подачи заявок оператор обращается в банк за информацией о наличии на специальном банковском счете такого участника денежных средств, необходимых в объеме, который указан в извещении заказчика. Банк в течение часа такую информацию предоставляет и при наличии средств их блокирует на этом специальном счете, информирует оператора, если средств на счете нет или недостаточно или операции по счету, допустим, приостановлены. И,соответственно, оператор электронной площадки, если банк не может заблокировать необходимое количество средств, возвращает такому участнику заявку (ч. 15 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Итак, состав заявки теперь единый, правила обеспечения действуют для всех участников одинаково. Повторюсь, это банковский счет специальный и наличие средств на этом счете либо гарантия банковская, которую предоставляет участник заказчику.

Изменения при проведении процедур

Какие изменения произошли при проведении конкурса? Изменения произошли самые существенные в этапах конкурса, и чуть позже мы с вами поговорим о протоколе, который еще появился в ходе конкурса.

Итак, какие на сегодняшний день этапы конкурса для СМСП предусмотрены. Это, во-первых, проведение заказчиком обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик или потребительских свойств товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнениядоговора для уточнения в извещении и документации и в проекте договора таких характеристик (п. 1 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Следующий этап – это обсуждение заказчиком предложений о функциональных характеристиках или потребительских свойствах, качестве, услугах и иных условий исполнения договора, тех, которые уже содержатся в заявках, опять же, в целях уточнения информации в извещении и документации, в проекте договора этих характеристик (п. 2 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Далее рассмотрение и оценка заказчиком поданных заявок на участие в конкурсе (п. 3 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). И последний этап – сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства о снижении цены договора (п. 5 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Некие правила действуют для применения этапов конкурса. Во-первых, каждый из этих этапов в электронной форме может быть включен в него однократно (п. 1 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Обратите внимание, что из состава этапов конкурса исключен квалификационный отбор (п. 4 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021). Сроки проведения этапов конкурса теперь устанавливаются в документации, а не в извещении, как было раньше (п. 3 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Переторжка проводится только в отношении цены договора, то есть переторжки в отношении характеристик, иных предложений по исполнению договора теперь проведено быть не может (п. 5 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Далее особенности. Обсуждение функциональных характеристик, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора осуществляется исключительно участниками, подавшими заявку на участие в таком конкурсе. Раньше такое обсуждение было возможно с участниками, которые соответствуют требованиям. И новый срок проведения переторжки – это три часа (пп. «б» п. 10 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

При проведении аукциона или запроса предложений изменения, которые появились, это также исключение квалификационного отбора как этапа аукциона (п. 2 ч. 6 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021) или этапа запроса предложения (п. 2 ч. 9 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021). Закон теперь говорит, что запрос предложений проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном для проведения конкурса с учетом особенностей, которые предусмотрены ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, и отличие вот собственно конкурса от запроса предложений в том, что в запросе предложений не проводится подача окончательного предложения, то есть нет переторжки (ч. 7.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Новая ч. 7.1 появилась в ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Она предусматривает формирование протоколов в аукционе и в конкурсе. В конкурсе по итогам подачи дополнительных предложений о цене, в аукционе – по итогам этапа подачи предложения о цене. Итак, в течение одного часа после окончания срока подачи дополнительных предложений в конкурсе, после переторжки оператор электронной площадки составляет и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе протокол подачи дополнительных ценовых предложений. Протокол содержит дату, время начала и окончания подачи таких дополнительных предложений и собственно сами предложения о цене договора, которые поступили в ходе переторжки. В отношении аукциона также в течение часа по окончании этапа подачи предложений о цене оператор электронной площадки составляет и размещает в единой информационной системе и на площадке протокол подачи предложений о цене договора. Протокол также содержит дату, время начала и окончания подачи предложения о цене договора и поступившие минимальные предложения о цене договора каждого участника аукциона, который соответственно такие предложения делал, и время поступления каждого предложения о цене.

Изменения претерпела ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ и в части установления критериев оценки, порядка оценки. Это новая ч. 19.2 ст. 3.4 ЗаконаN 223-ФЗ, которая говорит, что, если документацией о закупке установлено применение критериев и порядка оценки и сопоставления заявок к участникам конкурентной закупки, к предлагаемым ими товарам, работам или услугам или к условиям исполнения договора, то документация должна содержать указание на информацию и документы, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в целяхосуществления такого вот сопоставления и оценки.

Обратите внимание, и заказчики, и поставщики должны об этом помнить, что при отсутствии таких документов и информации в составе заявки заявка не может быть отклонена, это не является основанием для отклонения заявки. Просто по соответствующему критерию или критериям, по которым не будут предоставлены документы и сведения, заказчик поставит 0 баллов. То есть вот отклонить нельзя, нужно оценить, но при отсутствии сведений в общем-то оценить нечего, поэтому заявка по этому критерию получит 0 баллов. И, естественно, предусматривать подобные критерии оценки можно только в случаях, если проводится конкурс или запрос предложений. При проведении запроса котировок или аукциона у нас никакого сопоставления не происходит, победитель определяется только по цене.

Заявка: условия подачи и рассмотрения

Из чего состоит заявка участника на конкурс и запрос предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Это три части (ч. 19.5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Первая часть содержит информацию в отношении предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг, условий исполнения договора в случае, если в документации установлены критерии оценки. Вторая часть заявки содержит информацию и документы в отношении самого участника закупки, подтверждающая соответствие требованиям самого участника закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть первая часть заявки – что предлагается с документами, вторая часть заявки – кто предлагает, то есть сведения об участнике, которые предусмотрены п.п. 1‑911 и 12 ч. 19.1 ст. 3.4 (мы уже их назвали), а также ч. 19.2 ст. 3.4Закона N 223-ФЗ. И назовем третий элемент заявки на участие в конкурсе или запросе предложений. Это предложение участника о цене договора или цене единицы товара, работы или услуги.

Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей (ч. 19.6 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Первая часть заявки – это также документы и сведения о предложении участника, о товаре, работе или услуге. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, предусмотренные, как я уже упоминала, п.п. 1‑911 и 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Обратите внимание, что эта информация и документы должны содержаться в заявке в случае, если эти требования установлены заказчиком в документации о закупке.

Что касается заявки на участие в запросе котировок, она должна содержать информацию и документы, предусмотренные ч. 19.1 ст. 3.4Закона N 223-ФЗ, если заказчик установил обязанность предоставления этих документов и сведений (ч. 19.7 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

И продолжает действовать довольно строгое правило о нарушении правила содержания заявки, если в первой части заявки на участие в конкурсе, в аукционе или запросе предложений в форме сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений будут сведения о таком участнике, заявка должна подлежать отклонению (ч. 21 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). То есть в информации, которую заказчик получает первой, информации о самом участнике быть не должно. Сначала заказчик оценивает только предлагаемые товары, работы или услуги.

По итогам рассмотрения первых частей заявок заказчик формирует протокол (ч. 24 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). В этом протоколе указываются, естественно, дата, количество заявок, которые были поданы, дата регистрации каждой заявки, результаты рассмотрения заявок на участие (если на соответствующем этапе заказчиком предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения заявок с указанием, в том числе,количества заявок, которые поступили), основания отклонения каждой заявки с указанием того, какие положения заявки не соответствуют каким положениям извещения, документации или законам, соответственно результаты оценки на участие с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок (указываются причины, по которым закупка была признана несостоявшейся, если была признана несостоявшейся) и иные сведения, которые указываются в протоколе в соответствии с положением о закупках конкретного заказчика (ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). В течение часа с момента получения такого протокола от заказчика операторы электронной площадки публикуют его в единой информационной системе и на электронной площадке.

Далее в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации заказчику комиссия по осуществлению закупок заказчика на основании результатов оценки заявок присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности тех предложений, которые содержатся в заявках участников. На основании результатов оценки заявок заказчик присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения выгодности для заказчика тех предложений, которые содержатся в заявках участников. Соответственно, заявка на участие, в которой содержатся наиболее приемлемые, наиболее интересные для заказчика, другими словами, лучшие предложения, получает наименьший порядковый номер и такой участник будет призван победителем соответствующей закупки. Если одинаковые предложения содержатся в нескольких заявках, то первый номер будет присвоен заявке, которая поступила раньше, чем другие заявки (ч. 26 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

И заказчик формирует итоговый протокол, в котором указывает количество поданных заявок, дату и время регистрации каждой заявки, порядковые номера заявок или окончательных предложений, если проводился такой этап в ходе, допустим, конкурса (ч. 27 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Заявке или окончательным предложениям, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер, как я уже говорила, если одинаковые предложения содержатся в заявках, первый номер будет присвоен той, которая поступила раньше. Указываются результаты рассмотрения заявок и окончательных предложений с указанием, в том числе, количества заявок и окончательных предложений, которые отклонены, основания отклонения по каждой заявке, далее указываются результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения по каждой заявке и каждому окончательному предложению с учетом тех критериев оценки, которые были указаны заказчиком в документации. Соответственно, если на таком этапе оценка была предусмотрена.

Если закупка была признана несостоявшейся, указываются причины признания ее таковой и иные сведения указываются в протоколе, если предложение о закупках заказчика предусматривает необходимость указания таких сведений. Далее заказчик итоговый протокол размещает на электронной площадке и в единой информационной системе.

Договор с субъектом малого и среднего предпринимательства по итогам такой закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, подписывается электронной подписью (ч. 28 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Договор заключается на основании того проекта, или в форме, буква в букву, проекта договора, который был размещен в документации в качестве проекта договора(ч. 29 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). И соответственно, если было предусмотрено обеспечение исполнения договора, которое не может превышать 5%начальной максимальной цены договора или лота, то договор заключается по итогам закупки с обязательным предоставлением такого обеспечения.

Источник: КонсультантПлюс




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия