Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 13 марта 2012 года
Федеральный закон от 28.02.2012 N 10-ФЗ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 28.02.2012 N 11-ФЗ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 13 МАРТА 2012 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.02.2012 N 10-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И СТАТЬЮ 26.3
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.02.2012 N 11-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ" В ЧАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО
ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ"
1. Бюджетное содействие негосударственным образовательным учреждениям >>>
2. Расходы родителей на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях >>>
3. Содержание детей в образовательных организациях дошкольного образования >>>
4. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии >>
Указанными Федеральными законами (далее - Закон N 10-ФЗ и Закон N 11-ФЗ соответственно) вносятся изменения в Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании).
Закон N 11-ФЗ вступил в силу 11 марта 2012 г., а Закон N 10-ФЗ вступит в силу 1 июля 2012 г. (ст. 3 Закона N 10-ФЗ).
1. Бюджетное содействие негосударственным
образовательным учреждениям
Закон N 10-ФЗ устанавливает обязанность государства оказывать содействие в получении образования гражданами, обучающимися в негосударственных образовательных учреждениях. Как указано в этом Законе, содействие должно оказываться за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы.
Согласно Закону N 10-ФЗ содействие за счет бюджета будет оказано негосударственным образовательным учреждениям дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Финансирование будет предоставляться в размере, соответствующем нормативам финансового обеспечения для государственных образовательных учреждений.
В п. 2 и 3 ст. 1 Закона N 10-ФЗ указывается, что бюджетные средства будут направляться на оплату труда педагогических работников негосударственных общеобразовательных учреждений и на возмещение других расходов, непосредственно связанных с реализацией основных общеобразовательных программ. Под такими расходами понимаются расходы на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, другие расходные материалы. Величина расходов будет определяться в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений (п. 3.1 ст. 5 и пп. 6.5 п. 1 ст. 29 Закона об образовании в новой редакции).
Важно отметить, что бюджетное финансирование будет предоставляться негосударственным образовательным учреждениям, как получившим государственную аккредитацию, так и не получившим ее. В Законе N 10-ФЗ установлено, что для аккредитованных образовательных учреждений финансирование осуществляется из бюджета соответствующего субъекта РФ, а для неаккредитованных дошкольных учреждений - из соответствующего муниципального бюджета.
Напоминаем, что по общему правилу все образовательные учреждения должны пройти процедуру государственной аккредитации, за исключением следующих (п. 1 ст. 33.2 Закона об образовании):
- дошкольных образовательных учреждений;
- образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- негосударственных образовательных учреждений, действующих на территории инновационного центра "Сколково" (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково").
За счет средств муниципальных бюджетов будет осуществляться обеспечение получения детьми образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Следует отметить, что такая позиция уже высказывалась в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы".
В этом Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что "расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов". Таким образом, правовая позиция, изложенная в этом акте, получила закрепление в законодательстве.
За счет средств бюджетов субъектов РФ будет обеспечиваться получение не только дошкольного, но и начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных учебных заведениях.
Соответствующие изменения были внесены в ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Эта статья устанавливает перечень полномочий субъекта РФ по тем предметам совместного ведения субъекта РФ с Российской Федерацией, которые должны выполняться за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Указанная статья была дополнена п. 13.2, согласно которому к полномочиям субъекта РФ относится финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в описанных выше размерах.
2. Расходы родителей на содержание детей
в дошкольных образовательных учреждениях
Также Закон N 10-ФЗ установил ограничение на взимание с родителей части расходов на содержание детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Согласно новой редакции п. 3 ст. 52.1 Закона об образовании перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ним) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время в Законе об образовании определено, что такой перечень составляется Правительством РФ.
При этом в Законе N 10-ФЗ специально уточняется, что недопустимо включение в указанный перечень расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В действующей редакции Закона об образовании нет такой оговорки.
Примечательно, что Закон об образовании в связи с обеспечением части финансирования дошкольных образовательных учреждений упоминает лишь соответствующие государственные и муниципальные организации. Следовательно, содержание ребенка (присмотр и уход за ним) в негосударственном дошкольном образовательном учреждении родители должны оплачивать полностью.
В то же время стоит учитывать, что, как указывалось ранее, муниципальные органы за счет местных бюджетов должны оказывать необходимое содействие в получении детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (пп. 2.1 п. 1 ст. 31 Закона об образовании в новой редакции).
3. Содержание детей в образовательных
организациях дошкольного образования
Следует отметить, что Законом N 10-ФЗ дополнен термин "содержание детей" применительно к получению образования в дошкольных образовательных учреждениях. В новой редакции Закона об образовании будет использоваться словосочетание "содержание детей (присмотр и уход за ребенком)".
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят Государственной Думой РФ в качестве Закона N 10-ФЗ, такое уточнение должно упростить расчет затрат на содержание детей дошкольного возраста. Предполагается, что в число таких расходов должны быть включены затраты, связанные именно с присмотром за детьми и уходом за ними.
Напоминаем, что согласно п. 6 ст. 52 Закона об образовании родители детей, получающих образование в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу, имеют право на компенсацию части расходов, взимаемых за содержание детей в указанных организациях.
4. Электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии
Законом N 11-ФЗ установлен новый формат получения образования - электронное обучение. Также было расширено нормативное регулирование получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий.
Такие технологии могут применяться независимо от форм получения образования. Однако в Законе N 11-ФЗ уточняется, что соответствующие образовательные программы могут реализовываться лишь в порядке, установленном Минобрнауки России.
Под электронным обучением в новой редакции Закона об образовании понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями следует понимать образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Данное определение встречается в Законе об образовании (в том числе в прежней редакции) при перечислении компетенции образовательного учреждения (п. 2 ст. 32 Закона об образовании).
Непосредственно в Законе N 11-ФЗ не определено соотношение указанных форм получения образования. Однако из приведенных определений можно сделать вывод о том, что получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий является более широким понятием, которое может включать в себя электронное обучение.
Важно отметить, что согласно новой редакции п. 25 ст. 33.1 Закона об образовании образовательные учреждения при прохождении процедуры лицензирования могут проходить проверку на соответствие лицензионным требованиям и условиям, предусматривающим возможность применения лицензиатом электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В связи с этим Правительство РФ должно внести соответствующие изменения в лицензионные требования.
В настоящее время такие лицензионные требования и условия Правительством РФ не разработаны.
В Законе N 11-ФЗ предусмотрено, что для реализации образовательных программ в форме электронного обучения или с применением дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы необходимые для этого условия. В том числе должны быть обеспечены возможности для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их мест нахождения образовательных программ в полном объеме.
Представляется, что необходимые лицензионные требования и условия для образовательных учреждений, желающих осуществлять электронное обучение или применять дистанционные образовательные технологии, должны предусматривать, кроме прочего, технические нормативы для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Это могут быть особые требования к наличию определенной аппаратуры, технологий, программ, функционированию сетей связи и коммуникации.
Законом N 11-ФЗ также установлено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся.
Интересно отметить, что соответствующие изменения о возможности использования электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий не были внесены в Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".