Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 12 мая 2011 года
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 9647/10 по делу N А56-43806/2009 "Исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения, финансируемого из средств федерального бюджета, не может быть возвращен без исполнения по причине отсутствия у должника лицевого счета в конкретном органе федерального Казначейства"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 12 МАЯ 2011 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 01.03.2011 N 9647/10
ПО ДЕЛУ N А56-43806/2009 "ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ С ДОЛЖНИКА - БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ФИНАНСИРУЕМОГО
ИЗ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВОЗВРАЩЕН БЕЗ
ИСПОЛНЕНИЯ ПО ПРИЧИНЕ ОТСУТСТВИЯ У ДОЛЖНИКА ЛИЦЕВОГО СЧЕТА
В КОНКРЕТНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА"
Суть спора
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта о взыскании с воинской части денежных средств в пользу ООО "Арсенал-Инвест" были выданы исполнительные листы от 29.04.2008 N 009633 и N 009634. Эти документы взыскатель направил для исполнения в Управление Федерального казначейства (далее - Казначейство).
Письмом от 26.06.2009 N 11-07/4070 Казначейство возвратило исполнительные листы без исполнения. Оно сослалось на отсутствие в органах Федерального казначейства открытых лицевых счетов должника, а также указало, что недопустима выдача двух исполнительных листов по одному судебному акту.
ООО "Арсенал-Инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным решение Казначейства и обязать принять указанные исполнительные листы к исполнению.
При рассмотрении данного дела перед судами возник вопрос, правомерен ли отказ Казначейства.
Отказ органа Федерального казначейства в исполнении
исполнительного листа по причине отсутствия у должника -
бюджетного учреждения лицевого счета в органах
Федерального казначейства
Данный вопрос урегулирован в п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Минфина РФ от 22.09.2008 N 99н (далее - Административный регламент).
В соответствии с данным пунктом (в первоначальной редакции) орган Федерального казначейства при отсутствии в нем лицевых счетов должника отказывал в приеме и рассмотрении документов. В течение пяти рабочих дней он заказным письмом направлял взыскателю исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом, в котором указывал на отсутствие лицевого счета должника в данном органе Федерального казначейства.
Решением Верховного Суда РФ от 28.12.2009 N ГКПИ09-1543 указанный пункт был признан недействующим в той мере, в какой он позволяет отказывать в приеме и рассмотрении заявления и направлять взыскателю исполнительный документ без указания в сопроводительном письме на то, в каком органе Федерального казначейства открыт лицевой счет этому должнику, либо на то, что лицевые счета в органах Федерального казначейства у должника отсутствуют.
В результате п. 14 Административного регламента был изменен и дополнен Приказом Минфина РФ от 10.11.2010 N 145н. В силу новой редакции упомянутого пункта в соответствующем письме теперь указывается не только на отсутствие лицевого счета должника в данном органе Федерального казначейства. Также там сообщается наименование и адрес органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должнику, или указывается, что у должника нет лицевого счета ни в одном из этих органов.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Приказом Казначейства РФ от 06.07.2010 N 169 информация об открытых в органе Федерального казначейства лицевых счетах бюджетных учреждений как получателей средств федерального бюджета размещается на официальном интернет-сайте Федерального казначейства (www.roskazna.ru). С ней можно ознакомиться в подразделе "Информация для взыскателей" раздела "Федеральное казначейство" Справочника лицевых счетов участников бюджетного процесса всех уровней бюджетной системы РФ.
Однако и эта редакция п. 14 Административного регламента позволяет сделать вывод, что отсутствие у должника - бюджетного учреждения лицевого счета в органах Федерального казначейства является достаточным основанием для отказа в исполнении исполнительного листа.
Отметим, что рассматриваемая ситуация возникла еще при действии первоначальной редакции данного пункта.
Впервые проблема отказа органа Федерального казначейства в исполнении исполнительного листа по причине отсутствия у должника - бюджетного учреждения лицевого счета в органах Федерального казначейства была разрешена на уровне Президиума ВАС РФ (Постановление от 21.10.2008 N 6758/08).
В данном Постановлении была сформулирована следующая правовая позиция: исполнительный лист о взыскании денежных средств с такого должника не может быть возвращен без исполнения по причине отсутствия у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства. Соответственно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, который получил исполнительный лист арбитражного суда и выявил отсутствие у себя лицевых счетов должника, должен сам установить, в каком органе Федерального казначейства открыт лицевой счет должника, и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
Может выясниться, что у должника нет лицевых (расчетных) счетов ни в органах Федерального казначейства, ни в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях. Тогда исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Арбитражные суды восприняли данную правовую позицию и единообразно ее применяют (Определения ВАС РФ от 29.03.2011 N ВАС-3182/11, от 09.12.2010 N ВАС-16601/10, от 08.12.2010 N ВАС-9647/10, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.11.2009 по делу N А39-1755/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2010 по делу N А78-2391/2010, ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2011 N Ф03-989/2011, ФАС Московского округа от 31.08.2010 N КА-А40/8702-10, ФАС Поволжского округа от 07.04.2011 по делу N А72-5981/2010).
Решения судов разных инстанций
Суд первой инстанции удовлетворил требование ООО "Арсенал-Инвест", что поддержал и суд апелляционной инстанции. Однако суд кассационной инстанции отменил вынесенные ими судебные акты.
ВАС РФ в Определении от 08.12.2010 N ВАС-9647/10 пришел к выводу, что постановление суда кассационной инстанции необходимо пересмотреть в порядке надзора.
Судебная коллегия ВАС РФ обратила внимание на некоторое несоответствие между правовой позицией Президиума ВАС РФ (Постановление от 21.10.2008 N 6758/08) и правовой позицией ВС РФ (Решение ВС РФ от 28.12.2009 N ГКПИ09-1543). Исходя из выводов, к которым пришел ВС РФ, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получив исполнительный лист суда и выявив отсутствие у себя лицевых счетов должника, не обязан самостоятельно направлять исполнительный лист в надлежащий орган Федерального казначейства. Президиум ВАС РФ придерживается противоположного подхода.
Кроме того, из Решения ВС РФ от 28.12.2009 N ГКПИ09-1543 не ясно, какие меры должен предпринять орган Федерального казначейства, если у должника нет лицевого счета ни в органах Федерального казначейства, ни в ЦБ РФ, ни в кредитной организации.
Перечисленные обстоятельства послужили основанием для передачи рассматриваемого дела в Президиум ВАС РФ.
Обращаем внимание, что Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.
Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
Президиум ВАС РФ отменил постановление суда кассационной инстанции и оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. При этом он сформулировал следующую правовую позицию.
Исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по причине отсутствия у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства. Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получив исполнительный лист арбитражного суда и выявив отсутствие у себя лицевых счетов должника, должен сам установить, в каком органе казначейства открыт лицевой счет должника, и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
Если у должника нет лицевых (расчетных) счетов ни в органах Федерального казначейства, ни в учреждениях ЦБ РФ, ни в кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Таким образом, Президиум ВАС РФ поддержал правовую позицию, изложенную в Постановлении от 21.10.2008 N 6758/08, и подтвердил сложившуюся судебную практику.
Президиум ВАС РФ указал, что толкование правовых норм, содержащееся в рассматриваемом Постановлении, является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Сообщаем, что изложенные в рассматриваемом Постановлении правовые позиции в соответствии с пп. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 379-ФЗ могут являться новыми обстоятельствами и быть основанием для пересмотра дел по новым обстоятельствам. Это подтверждается практикой ВАС РФ (см., например, Определения ВАС РФ от 04.04.2011 N ВАС-2340/11, от 01.04.2011 N ВАС-725/11, от 01.04.2011 N ВАС-688/11, от 01.04.2011 N ВАС-473/11).
Правовая позиция, изложенная в рассматриваемом Постановлении, уже воспринята судебной практикой (Определение ВАС РФ от 20.04.2011 N ВАС-4195/11).
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"