Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 10 мая 2011 года
Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 10 МАЯ 2011 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 15.04.2011 N 272
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ"
Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее - новые Правила) было принято в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав). В настоящее время действуют Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" и Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее - Правила 1971 года).
Пунктами 3 и 4 новых Правил установлено, что опасные грузы автомобильным транспортом должны перевозиться в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ), а также согласно новым Правилам. Скоропортящиеся грузы автомобильным транспортом должны перевозиться в соответствии с требованиями, установленными Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 01.09.1970 (СПС), а также согласно новым Правилам.
Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" с 25 апреля 2012 г. прекратит свое действие. Иные положения новых Правил вступят в силу 25 июля 2011 г.
Договор перевозки груза
В соответствии с новыми Правилами договор перевозки грузов может заключаться посредством принятия перевозчиком заказа к исполнению, а при наличии договора об организации перевозки груза перевозчику достаточно принять заявку грузоотправителя (п. 6 Правил). Заключение договора подтверждается созданием транспортной накладной, которую составляет грузоотправитель.
В разд. 1 Правил 1971 года также предусматривалась возможность заключения договора на перевозку груза путем предоставления разового заказа или путем подачи заявок на перевозку в соответствии с годовыми договорами перевозки грузов, ориентированных на регулярные взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя по поставке товаров. В терминологии новых Правил такие договоры называются договорами об организации перевозки грузов, что соответствует ст. 791 ГК РФ.
Заявку (заказ) перевозчик рассматривает в течение трех дней. Отказ в исполнении заявки (заказа) должен быть письменно обоснованным. В §§ 3 - 4 разд. 2 Правил 1971 года предусматривалось, что заявку (заказ) транспортная организация должна рассмотреть в течение 14 часов, если заявка была подана накануне дня начала перевозок грузов в городском или пригородном сообщении, и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении.
До заключения договора перевозки груза перевозчик должен ознакомить грузоотправителя по его просьбе с прейскурантом и порядком определения цены перевозки.
По умолчанию в качестве условий перевозки должны использоваться положения Устава и новых Правил.
Объявленная ценность перевозимого груза не должна превышать его действительную стоимость. Такая же норма предусматривалась в § 20 разд. 2 Правил 1971 года.
Договор фрахтования транспортного средства
Одной из разновидностей договора перевозки груза является договор фрахтования транспортного средства для перевозки груза, который оформляется в соответствии с полученным от грузоотправителя (фрахтователя) заказом-нарядом. В ст. 18 Устава закреплено, что договор фрахтования должен заключаться в двух случаях:
- груз перевозится в сопровождении представителя грузовладельца;
- перевозится груз, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей.
Правилами 1971 года договор фрахтования транспортного средства не регулировался.
В соответствии с п. 14 новых Правил фрахтовщик должен рассмотреть заказ-наряд (также как и заявку (заказ) на перевозку) в течение трех дней. Если заказ-наряд не будет принят, о причинах отказа следует сообщить письменно.
Заказ-наряд должен быть составлен в трех экземплярах, все они являются оригиналами. Их подписывают фрахтователь и фрахтовщик (если они являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, то еще и заверяют документ печатями). Один экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, а два других вручаются фрахтовщику (водителю как его представителю). Один из этих экземпляров заказа-наряда с необходимыми отметками впоследствии необходимо приложить к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направить фрахтователю. Так же как и для транспортной накладной, для заказа-наряда установлено правило, согласно которому количество экземпляров должно соответствовать числу транспортных средств, осуществляющих перевозку (п. 20 новых Правил).
Правила 1971 года не предусматривали перевозку груза без транспортной накладной. Таким образом, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (снег, грунт, мусор, шлак), в соответствии с заказом-нарядом является новеллой транспортного законодательства.
Транспортная накладная
Согласно новым Правилам транспортная накладная может составляться на одну или несколько партий груза. Количество таких накладных должно соответствовать числу транспортных средств, перевозящих груз.
Транспортная накладная должна быть составлена в трех экземплярах, все они считаются оригиналами. Экземпляры предоставляются перевозчику, грузоотправителю и грузополучателю. Следовательно, осуществляющий перевозку водитель транспортного средства должен иметь при себе два экземпляра транспортной накладной - для перевозчика и для грузополучателя.
В §§ 2 и 4 разд. 6 Правил 1971 года установлено, что товарно-транспортная накладная должна составляться в четырех экземплярах. Однако нормы новых Правил должны пользоваться преимуществом, поскольку это более поздняя версия нормативного акта (lex posterior derogat priori).
В п. 9 новых Правил установлены особые требования к форме транспортной накладной. Она должна быть составлена в письменной форме, подписана перевозчиком и грузоотправителем, а также иметь печати указанных лиц.
Отказ от договора перевозки груза (договора фрахтования)
В новых Правилах установлены основания, по которым грузоотправитель (фрахтователь) вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза (договора фрахтования). Среди таких оснований:
- предоставление перевозчиком транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки соответствующего груза;
- подача транспортных средств и контейнеров в пункт погрузки с опозданием;
- непредъявление водителем транспортного средства грузоотправителю (фрахтователю) документа, удостоверяющего личность, и путевого листа в пункте погрузки.
Правила 1971 года не предусматривали возможности грузоотправителя отказаться от исполнения договора перевозки груза. В указанных выше случаях грузоотправитель мог лишь отказаться от погрузки груза в поданное транспортное средство.
В ч. 2 ст. 9 Устава предусматривается, что грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза в двух случаях:
- поданы транспортные средства и (или) контейнеры, непригодные для перевозок соответствующего груза;
- транспортные средства и (или) контейнеры поданы с опозданием.
Более того, в данной норме указано, что грузоотправитель вправе взыскать с перевозчика за невывоз груза штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 34 Устава. Этот штраф составляет 20 процентов платы за перевозку груза, если иной размер не установлен в соглашении. Отдельно взыскивается сумма причиненных убытков.
Предоставление транспортных средств, погрузка и разгрузка
В новых Правилах установлено, что перевозчик в срок, указанный в договоре, обязан предоставить грузоотправителю исправное транспортное средство, пригодное для перевозки соответствующего груза. Пригодность транспортного средства определяется в соответствии с условиями договора перевозки груза (или договора фрахтования транспортного средства), в котором должны быть указаны назначение, тип, грузоподъемность. Транспортное средство должно быть оснащено соответствующим оборудованием.
Подача транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки груза, приравнивается к неподаче транспортного средства (п. 24 новых Правил). Аналогичное положение содержалось в § 6 разд. 2 Правил 1971 года.
Опозданием считается задержка подачи транспортного средства на срок более двух часов от времени, согласованного сторонами договора перевозки (фрахтования), если иное не предусмотрено соглашением.
В свою очередь грузоотправитель в соответствии с новыми Правилами обязан в указанный в договоре срок предоставить перевозчику соответствующий груз.
В соответствии с Приложением N 7 к новым Правилам погрузка грузов должна осуществляться в следующей очередности:
1) подготовка груза и контейнера к перевозке;
2) подготовка транспортного средства к загрузке;
3) загрузка;
4) крепление груза.
При подписании накладной или заказ-наряда водитель при необходимости должен указать свои замечания относительно принятого груза.
В том же Приложении N 7 установлена очередность действий при выгрузке груза:
1) размещение транспортного средства на месте разгрузки;
2) подготовка груза, контейнера и транспортного средства к разгрузке;
3) разгрузка;
4) подготовка разгруженного транспортного средства к движению.
Грузоотправитель (фрахтователь) должен обеспечить предоставление и установку на транспортном средстве приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки и перевозки груза, а грузополучатель (фрахтовщик) обеспечивает их снятие с транспортного средства, если иное не будет установлено соглашением сторон (п. 48 новых Правил). Такие приспособления грузоотправителя перевозчик возвращает ему за его счет, если на это было указано в транспортной накладной. При отсутствии такого указания они выдаются грузополучателю вместе с грузом в пункте назначения.
Новыми Правилами установлено, что погрузку груза осуществляет грузоотправитель, а выгрузку из транспортного средства и контейнера - грузополучатель. Иное распределение обязанностей может быть установлено в договоре перевозки груза (договоре фрахтования).
Погрузка груза должна осуществляться таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки груза и его сохранность, а также не допустить повреждения транспортного средства и контейнера.
Маркировка
В пункте 31 новых Правил установлено, что при перевозке груза в таре или в упаковке грузоотправитель должен маркировать каждое грузовое место. По соглашению сторон такую маркировку может осуществлять и перевозчик.
Как указывается в новых Правилах, маркировка может состоять из основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков.
К основным маркировочным надписям Правилами отнесены:
- полное или сокращенное наименование грузоотправителя и грузополучателя;
- количество грузовых мест в партии груза и их номера;
- адреса пунктов погрузки и выгрузки.
К дополнительным маркировочным надписям отнесены маркировка с использованием символов линейного штрихового кода, двумерных символов, радиочастотных меток, в том числе символы автоматической идентификации и сбора данных о грузе.
К информационным маркировочным надписям относятся:
- масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);
- линейные размеры грузового места, если один из параметров превышает 1 метр.
Под манипуляционными знаками следует понимать условные знаки, наносимые на тару или упаковку для характеристики способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке и способов обращения с помеченным грузовым местом.
Маркировка (маркировочные надписи и манипуляционные знаки) может наноситься на груз, тару и упаковку с помощью маркировочных надписей или наклеивания ярлыков (п. 37 новых Правил).
Требования к маркировке грузов, закрепленные в п. п. 31 - 37 новых Правил, не противоречат аналогичным положениям из разд. 4 Правил 1971 года. При этом в последних есть также множество полезных технических предписаний, касающихся нанесения маркировки на груз и грузовые места. Эти предписания можно будет использовать как нормы рекомендательного характера.
Опломбирование и масса груза
В соответствии с п. 45 новых Правил, отмечая в сопроводительной ведомости фактические дату и время подачи (убытия) транспортного средства под погрузку, грузоотправитель в присутствии водителя должен указать на факт опломбирования контейнера с грузом, если оно осуществлялось. Сведения о виде и форме пломбы указываются в транспортной накладной (п. 57 новых Правил).
По окончании погрузки кузовы крытых транспортных средств и контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза.
В соответствии с п. 57 новых Правил оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер. Пломбы, навешиваемые на кузовы транспортных средств, фургоны, цистерны или контейнеры, их секции и отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу и снятия пломб без нарушения их целостности.
Опломбирование отдельных видов грузов также может осуществляться способом их обандероливания, если это предусмотрено договором перевозки груза (п. 62 новых Правил). При обандероливании каждое место скрепления используемого упаковочного материала маркируется штампом или оттиском печати грузоотправителя. Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целостности используемого упаковочного материала.
Более подробные и наглядные правила пломбирования и обандероливания грузов, установленные в разд. 4 Правил 1971 года, могут быть использованы в качестве рекомендаций.
Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения делает грузоотправитель, если иное не установлено договором перевозки груза. По требованию перевозчика грузоотправитель определяет массу груза в его присутствии, а если пунктом отправления является терминал перевозчика, это делает перевозчик в присутствии грузоотправителя. При перевозке груза в крытом транспортном средстве и контейнере, опломбированных грузоотправителем, массу груза определяет грузоотправитель.
Претензии и акты
В пункте 79 новых Правил установлено, что акт, закрепляющий основания возникновения ответственности перевозчиков (фрахтовщиков), должен составляться в следующих случаях:
- невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки;
- непредставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
- утрата или недостача груза, повреждение (порча) груза;
- непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки;
- отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
- просрочка доставки груза;
- задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
- задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
Заинтересованная сторона составляет акт в день обнаружения указанных обстоятельств, а если это невозможно - в течение следующих суток.
В п. 80 новых Правил установлено, что в случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны. При этом о составлении акта последнюю нужно предварительно уведомить в письменной форме, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
Указанный акт должен содержать:
- дату и место составления акта;
- фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
- в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер, а также результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза;
- подписи участвующих в составлении акта сторон.
Лицо, участвующее в составлении акта, вправе отказаться от его подписания, но при этом в акте указывается причина отказа (п. 84 новых Правил). В § 5 разд. 10 Правил 1971 года было установлено, что никто не вправе отказаться от подписания актов.
Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц (но не менее чем в двух). Исправления в составленном акте не допускаются.
В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, а также размер штрафа (п. 86 новых Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Устава претензионный порядок урегулирования споров по договорам перевозки груза является обязательным.
Претензии в соответствии с п. 87 новых Правил предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, составляющего один год (ст. 42 Устава).
Претензия должна содержать:
- дату и место составления;
- полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
- полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
- обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
- перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
- фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.
Согласно п. 89 новых Правил претензия составляется в двух экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой остается у лица, подавшего претензию.
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"