от 28 января 2019 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Определены правила отбора субъектов РФ для предоставления субсидий на развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования

Федеральные субсидии предоставляются на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных программ, мероприятия которых направлены на развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования, в рамках государственной программы РФ "Развитие образования".

Отбор проводится комиссией, созданной Рособрнадзором. Критериями отбора являются:

- потребность в обеспечении необходимого уровня развития системы образования субъекта РФ, обеспечивающего достижение целей предоставления субсидии, с учетом опыта выполнения масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов в сфере образования, а также наличия кадрового потенциала субъекта РФ различного уровня по видам образования;

- ожидаемые результаты проведения мероприятий, скоординированных по срокам, ресурсам и исполнителям и обеспечивающих достижение запланированных результатов программы;

- наличие в региональном бюджете средств на финансирование мероприятий и готовность субъекта РФ обеспечить выполнение обязательств по обеспечению их финансирования.

Объявление о проведении отбора размещается на сайте Рособрнадзора в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о его проведении.

Субъекты РФ - победители отбора должны в срок, указанный в объявлении, представить в системе "Электронный бюджет" проект соглашения о предоставлении субсидии.

ФАС России напомнила территориальным органам о соблюдении сроков рассмотрения жалоб по Закону о закупках юрлиц

Сообщается, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня ее поступления.

В случае переадресации жалобы по подведомственности для рассмотрения по существу в центральный аппарат ФАС России или соответствующий территориальный орган ФАС России сроки исчисляются с момента поступления жалобы в центральный аппарат ФАС России или территориальный орган ФАС России, осуществляющий переадресацию.

В течение трех рабочих дней антимонопольным органом должно быть принято решение о возвращении жалобы заявителю либо о назначении ее к рассмотрению.

Таким образом, учитывая пресекательный срок рассмотрения жалоб, установленный статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", срок переадресации жалоб в центральный аппарат ФАС России или территориальный орган должен составлять не более трех рабочих дней.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по визуализации в анимационном кино

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является получение последовательностей графических файлов посредством визуализации (рендеринга) компьютерных моделей.

В функции данных специалистов входит:

- настройка освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино;

- визуализация трехмерных компьютерных сцен анимационного кино;

- компоновка и финальная постобработка результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Уточнены требования к ведению раздельного учета организациями, выполняющими госзаказ за счет средств федерального бюджета

Установлено, что утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 47 правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности не применяются организациями при использовании полученных ими на основании государственных контрактов средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Установлен новый порядок казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении госконтрактов

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" установлен порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, подлежащих банковскому сопровождению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 и условиями которых предусмотрено казначейское обеспечение обязательств в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств, возникающих при исполнении госконтрактов.

Определены порядок информационного взаимодействия при казначейском обеспечении обязательств, требования к представлению в банк поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по госконтракту сведений о соисполнителях, установлена процедура выдачи казначейского обеспечения обязательств, процедура его перевода в случае, если в рамках исполнения госконтракта заключается контракт с соисполнителем, а также порядок исполнения, отзыва казначейского обеспечения обязательств.

Для освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС вводятся две новых формы уведомления

Утверждены две формы уведомлений - общая, для большинства налогоплательщиков, и отдельная форма для налогоплательщиков, применяющих ЕСХН (это связано с тем, что статья 145 НК РФ предусматривает специальные условия освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС для указанных лиц).

Уведомление представляется не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

ФНС России разъяснила вопросы налогообложения недвижимого имущества, полученного НФО в аренду

В соответствии с требованиями Положения Банка России от 02.03.2018 N 635-П, вступившего в силу с 1 января 2019 года, объекты аренды некредитная финансовая организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг, учитывает в качестве активов в форме права пользования.

В бухгалтерском балансе стоимость активов в форме права пользования отражается за вычетом сумм накопленной амортизации по строке 16 "Инвестиционное имущество" или по строке 18 "Основные средства".

При этом необходимо учитывать, что объект недвижимого имущества, полученный в аренду:

учтенный в качестве инвестиционного имущества, не облагается налогом на имущество;

учтенный в качестве актива в форме права пользования, относящегося к группе основных средств, признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций.

Если объект недвижимого имущества, полученный в аренду, учитывается на балансе арендатора в качестве основного средства, то арендатор признается налогоплательщиком данного налога, а если он учитывается в качестве основного средства на балансе арендодателя, то налогоплательщиком признается арендодатель.

Вместе с тем обращено внимание на положения статьи 378.2 НК РФ, предусматривающей особенности налогообложения в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налог по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

На основании данной статьи, если объект недвижимого имущества, учтенный на балансе арендатора и (или) арендодателя в качестве основного средства, подлежит налогообложению в рамках статьи 378.2 (т.е. включен в перечень субъекта РФ), то налогоплательщиком признается правообладатель - собственник (организация, владеющая таким объектом на праве хозяйственного ведения).

Разъяснено, как организации, претендующей на получение свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, подтвердить действие в отношении нее санкционных мер

Для получения свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, организация в комплекте документов вместе с заявлением представляет сведения, подтверждающие соответствие условиям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 179.7 НК РФ (касающихся действия мер ограничительного характера (санкций)).

Сообщается, что сведениями, подтверждающими выполнение установленного условия, являются нотариально заверенные переводы на русский язык нормативных документов иностранных государств и (или) международных организаций, экономических, политических, военных, иных объединений государств, подтверждающих по состоянию на 1 января 2018 года применение вышеуказанных мер в отношении организации-заявителя и (или) российской организации, которая прямо и (или) косвенно участвует в организации-заявителе и совокупная доля участия которой в организации-заявителе составляла по состоянию на 1 января 2018 года не менее 50 процентов.

ФНС России рекомендована временная форма сведений о доле доходов от туристско-рекреационной деятельности

Организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, вправе применять по налогу на прибыль ставку 0 процентов при соблюдении установленных условий.

Для подтверждения соблюдения таких условий организации необходимо представлять в налоговый орган сведения о доле доходов от осуществления туристско-рекреационной деятельности в общей сумме доходов за соответствующий налоговый период (временная форма Сведений приведена в приложении к настоящему письму).

При этом рекомендуется в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций и в форме Сведений в титульных листах по реквизиту "по месту нахождения (учета) (код)" указывать код "239".

Разъяснен порядок определения расходов на приобретение квартиры, образованной в результате раздела исходного объекта - двухэтажной квартиры

Физическим лицом была приобретена двухэтажная квартира, которая впоследствии разделена на две квартиры поэтажно, на каждую квартиру зарегистрировано право собственности.

Вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Согласно разъяснению определение сумм расходов на приобретение таких квартир возможно путем разделения общей суммы расходов на приобретение первоначального объекта недвижимости (двухэтажной квартиры) пропорционально площади каждого объекта, образованного в результате раздела.

ФНС России разъяснила новый порядок определения налоговых обязательств по НДС при приобретении товаров за счет субсидий

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ, вносящим изменения в НК РФ, сообщается следующее.

Законом установлено, что в отношении товаров (работ, услуг) приобретенных за счет субсидий, полученных по 31 декабря 2018 года включительно, налогоплательщики применяют положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ).

Такая редакция предусматривала обязанность восстановления принятых к вычету сумм НДС только в случае, если субсидия включала компенсацию суммы налога при приобретении товаров либо была получена на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ.

Учитывая изложенное, начиная с 3 августа 2018 года налогоплательщики, поименованные в подпунктах 1 - 4 статьи 4 Федерального закона N 303-ФЗ, вправе уточнить свои обязательства по уплате налога за 1 и 2 кварталы 2018 года в отношении сумм НДС, восстановленных на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, в случае, если к ним не применяются нормы подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ.

По состоянию на 17 декабря 2018 года подготовлен реестр аккредитованных IT-организаций, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Минкомсвязи России по адресу http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/.

Доход от продажи нежилого помещения, ранее используемого бывшим супругом в предпринимательской деятельности, облагается НДФЛ

Нежилое помещение использовалось в деятельности ООО, директором которого был бывший муж заявительницы. После расторжения брака бывшей супруге была выделена доля этого нежилого помещения.

При решении вопроса о налогообложении НДФЛ дохода от продажи указанной доли было разъяснено следующее.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

Освобождение от налогообложения НДФЛ, предусмотренное положениями пункта 2 статьи 217.1 НК РФ, не распространяется на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.

Учитывая данное обстоятельство, сделан вывод о том, что доход, полученный от продажи доли в указанном нежилом помещении, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Оплата доли в квартире со счета другого покупателя не всегда является основанием для отказа в налоговом вычете

Налогоплательщик совместно с другим физическим лицом купили квартиру в общую долевую собственность. При этом часть денег была передана продавцу квартиры по расписке, а часть - перечислена кредитными средствами со счета второго покупателя (оба покупателя являлись солидарными заемщиками).

В связи с отказом инспекции в предоставлении имущественного налогового вычета по расходам на покупку квартиры налогоплательщик подал жалобу в ФНС России.

При рассмотрении жалобы ФНС России установила:

в акте приема-передачи квартиры указано, что денежную сумму уплатили "покупатели", одним из которых является налогоплательщик;

расписка о получении денег продавцом подписана продавцом, налогоплательщиком и вторым покупателем;

анализ кредитного договора и платежных документов показал, что налогоплательщик и второй покупатель получили заем, который был переведен на счет второго покупателя, откуда деньги были перечислены продавцу квартиры;

проверка документов (приходные кассовые ордера и квитанции) подтвердила, что налогоплательщик погасил кредит в своей части, отправив средства на банковский счет второго покупателя.

С учетом изложенного ФНС России пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для отказа в праве на имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение доли в квартире нет.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банк России перераспределил с 30 января 2019 года обязанности между структурными подразделениями по контролю и надзору за субъектами страхового рынка

Установлено, что с указанной даты Департамент страхового рынка Банка России осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований страхового законодательства РФ страховыми организациями и страховыми брокерами, обществами взаимного страхования (за исключением функций инспекционной деятельности в отношении субъектов страхового дела, контроля за порядком составления и представления отчетности субъектов страхового дела, вопросов, относящихся к компетенции Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, Департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций, а также противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

Банк России рекомендует банкам доводить до вкладчиков информацию о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу в договоре банковского вклада

Сообщается, что на рынке банковских услуг участились случаи предложения кредитными организациями размещения денежных средств физическими лицами во вклады (на счета), условия которых предусматривают возможность увеличения процентной ставки в случае соблюдения вкладчиками определенных условий, предусмотренных договором банковского вклада (счета). Такими условиями могут выступать, например, заключение с банком иных договоров и (или) согласие на оказание вкладчику иных услуг за отдельную плату.

По мнению Банка России, такие действия со стороны кредитных организаций могут повлечь риск введения потребителя финансовых услуг в заблуждение в отношении реальной доходности банковских вкладов, а также затруднить выбор условий вкладов, наиболее полно удовлетворяющих потребности вкладчика.

В целях защиты интересов вкладчиков Банк России рекомендует доводить до вкладчиков информацию о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу в договоре банковского вклада.

В Письме приводится формула расчета ставки.

Рассчитанное по договору банковского вклада значение (значения) минимальной гарантированной ставки и наименование показателя рекомендуется размещать в квадратной рамке (не менее 5 процентов площади первой страницы договора банковского вклада) в правом верхнем углу на первой странице договора банковского вклада и наносить соответственно цифрами и прописными буквами черного цвета на белом фоне четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на этой странице размеров шрифта.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Определены организации железнодорожного транспорта, которые вправе проводить валютные операции между резидентами и не зачислять валюту на свои счета в уполномоченных банках

Соответствующий перечень категорий транспортных организаций в сфере железнодорожного транспорта представлен в Банк России Минтрансом России в целях исполнения положений Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", определяющих порядок проведения отдельных валютных операций транспортными организациями.

К ним относятся перевозчик, владелец инфраструктуры, оператор железнодорожного подвижного состава и контейнеров, экспедитор, владелец железнодорожного пути необщего пользования.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расширен перечень объектов и технологий высокой энергетической эффективности

К числу объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристики объектов, отнесены установки для выдувания пылеугольного топлива в доменные печи, компрессорные станции для транспортировки попутного нефтяного газа, комплекс оборудования по сбору, хранению и транспортировке конвертерного газа.

К числу объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности отнесены электрические и неэлектрические установки колпаков печей термообработки проката электротехнических и углеродистых марок стали в водородной и азотно-водородной атмосфере, печи нагревательные термические, обжиговые машины конвейерного типа для обжига сырьевых железорудных орудий.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Обновлена форма квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа

Принятие товаров на временное хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на склад временного хранения таможенного органа, квитанции по установленной форме.

Признается утратившим силу Приказ ФТС России от 13 января 2011 г. N 73 "Об утверждении формы квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа".

Настоящий Приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Обновлены формы решения о приостановлении (об отказе в приостановлении) исполнения обжалуемого решения таможенного органа, а также решения по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа

Признается утратившим силу Приказ ФТС России от 27 декабря 2010 г. N 2613 "Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке".

Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Утвержден порядок списания сумм таможенных платежей, признанных безнадежными к взысканию

Решение о признании сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов безнадежными к взысканию и об их списании принимается таможенным органом, которым учитываются неуплаченные таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, пени, проценты.

Настоящим Приказом утверждены: перечень документов, при наличии которых принимается решение о признании сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов безнадежными к взысканию и об их списании; формы документов, оформляемых таможенными органами при списании; порядок списания признанных безнадежными к взысканию сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов.

Признается утратившим силу Приказ ФТС России от 29 апреля 2011 г. N 886 "Об утверждении Порядка списания признанной безнадежной к взысканию задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов, числящейся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, и перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов, числящейся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, безнадежной к взысканию и о ее списании" с внесенными в него изменениями.

Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Определен порядок предоставления декларантами информации о стоимости активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год

Установлено, в частности, что информация о стоимости активов предоставляется декларантом в ФТС России не позднее 1 апреля каждого года.

Информация предоставляется декларантом по форме бухгалтерского баланса (ОКУД 0710001) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году предоставления такой информации.

Информация направляется с сопроводительным письмом, которое подписывается руководителем декларанта, подпись которого заверяется оттиском печати (при наличии печати) декларанта, либо лицом, им уполномоченным, с представлением документов, подтверждающих соответствующие полномочия.

Сопроводительное письмо, прилагаемая к нему информация о стоимости активов и документы, подтверждающие соответствующие полномочия лиц, направляются с использованием средств почтовой связи (заказным письмом с уведомлением) либо представляются в экспедицию ФТС России (ящик для корреспонденции в Приемной ФТС России).

Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Утверждена форма заявления о представлении отчета об использовании генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде электронного документа

По заявлению лица, предоставившего генеральное обеспечение, таможенный орган, принявший генеральное обеспечение, представляет отчет о его использовании в письменной или электронной форме.

Приказом утвержден перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении о представлении отчета об использовании генерального обеспечения, а также порядок заполнения и представления в таможенный орган заявления о представлении отчета об использовании генерального обеспечения.

Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Информация Росаккредитации от 25.01.2019
"О документах, которые необходимо прилагать к декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов с 15 февраля 2019 года"

Росаккредитация напомнила о документах, которые с 15.02.2019 необходимо прилагать к декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов

Такими документами являются:

копия договора с изготовителем (в том числе с иностранным изготовителем), предусматривающего обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию РФ продукции требованиям технического регламента (технических регламентов) и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям (для уполномоченного изготовителем лица), заверенная печатью (при наличии) и подписью заявителя;

копии доказательственных материалов, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений продукции, подтверждающие соблюдение требований технического регламента (технических регламентов), действие которого на нее распространяется, заверенные печатью (при наличии) и подписью заявителя.

Копии протоколов исследований (испытаний) и измерений прилагаются в случае, если техническим регламентом предусмотрено проведение исследований (испытаний) и измерений декларируемой продукции.

Сообщается, что сервис регистрации деклараций о соответствии начиная с 15.02.2019 будет обновлен, а регистрация деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС и РФ без приложения скан-копий соответствующих документов будет невозможна.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Рослесхоз напоминает об обязанностях субъектов РФ в области ликвидации свалок на лесных участках

Отмечается, что статьей 60.12 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Таким образом, несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах. Случаи же, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

В соответствии со статьей 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов РФ. Согласно статье 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542 (далее - Правила), определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Статьей 13.2 Закона N 89-ФЗ установлены требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - региональная программа). Так, региональная программа должна содержать информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, а перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, должен содержать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов, предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.

Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ наделены всеми необходимыми полномочиями для осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и утилизации отходов, в том числе ТКО.

Рослесхоз обращает внимание на недопустимость использования средств субвенций федерального бюджета на выполнение работ по ликвидации свалок на землях лесного фонда

Отмечается, что хотя Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13.10.2015 N 26-П пришел к выводу, что законодательство РФ не возлагает на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, указанные выводы были сделаны в период действия утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса РФ и утративших силу Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, в силу которых в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществлялись в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, в настоящее время определены в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила). Меры санитарной безопасности в лесах, согласно Лесному кодексу РФ и Правилам, включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Таким образом, в связи с указанными изменениями в законодательстве очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям.

Согласно статье 60.1 Лесного кодекса РФ, предусматривающей общие положения о защите лесов, леса подлежат защите от вредных организмов. Защита лесов в свою очередь включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Общие положения об охране лесов от пожаров и от загрязнения и иного негативного воздействия содержатся в статьях 51 и 60.12 Лесного кодекса РФ.

Статьей 83 Лесного кодекса РФ определены полномочия РФ в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Средства субвенций федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов РФ только на осуществление полномочий, установленных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием РФ в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.

<Информация> Рослесхоза
"Как осуществить получение дополнительного объема древесины за счет недоиспользованных объемов прошлых трех лет?"

Дополнительный объем для заготовки древесины можно получить за счет недоиспользованного объема за предыдущие три года, если установленный на текущий год объем использован полностью

Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного объема по участку за предыдущие три года при полном использовании установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов.

Недоиспользованный объем определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия по договору или проекту и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год. При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать установленную расчетную лесосеку. Ограничение связано с тем, что получение дополнительного объема за счет недоиспользованных объемов за предыдущие годы без сведений о фактическом использовании установленного на текущий год отпуска древесины может привести к возникновению переруба расчетной лесосеки по лесничеству.

Если расчетная лесосека по лесничеству ежегодно используется не в полном объеме, то, по мнению Рослесхоза, уполномоченный орган вправе принять решение о выделении дополнительного объема древесины, исходя из анализа сведений, указанных в лесных декларациях.

Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО

Минприроды России подготовлена информация по наиболее часто встречающимся вопросам, касающимся обращения с твердыми коммунальными отходами.

В частности, сообщается, что:

- в случае ненаправления потребителем заявки на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, такой договор считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации договора на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО;

- плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим);

- на управляющие организации возлагается обязанность убирать контейнерные площадки, а также, в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников, заключить от их имени договоры с региональным оператором по обращению с ТКО;

- заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО должны все организации, у которых образуются ТКО, в том числе, садоводческие товарищества;

- региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок: составить акт о ее обнаружении, сфотографировать, определить координаты и направить соответствующее уведомление собственнику участка; в случае неликвидации свалки собственником - убрать ее самостоятельно и обратиться за взысканием расходов в суд;

- региональный оператор по обращению с ТКО вправе обеспечить вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, но данная услуга не охватывается понятием вывоза ТКО, и ее оплата осуществляется за рамками регулируемых цен на услугу по обращению с ТКО.

Минприроды России напоминает, что 1 марта истекает срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 отчетный год

Кроме того, 10 марта 2019 г. истекает срок подачи декларации о плате.

В связи с этим сообщается, в частности, следующее.

Контроль за правильностью исчисления платы, проверка деклараций о плате осуществляются Росприроднадзором и его территориальными органами. В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату необходимо исчислять и перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; размещение отходов производства и потребления.

Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение составляют организации, осуществляющие деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

Категория объекта, оказывающего негативное воздействие, подтверждается свидетельством о его постановке на государственный учет.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются: юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (за исключением твердых коммунальных отходов); региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

В случае если в субъекте РФ региональный оператор по обращению с ТКО отсутствует, плату вносит оператор по обращению с ТКО (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО), осуществляющий размещение ТКО.

Дополнительные коэффициенты, применяемые при исчислении платы за 2018 отчетный год, установлены пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пунктами 3 и 6 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Отмечается также, что дополнительный коэффициент 1,04, установленный к ставкам платы пунктом 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", не применяется к ставкам платы за отчетный период 2018 г.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

К обучению в качестве водителей, осуществляющих перевозку в международном сообщении, при определенных условиях будут допускаться лица, имеющие иностранные национальные или международные водительские удостоверения

Эта поправка, внесенная в Типовую программу профессионального обучения повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, и в Программу дополнительного обучения водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории РФ, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Аналогичная поправка также предусматривает, что к сдаче экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика будут допускаться кандидаты - граждане указанных государств, представившие иностранное национальное или международное водительское удостоверение соответствующей категории и его копию.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Утверждены правила безопасности аммиачных холодильных систем и установок

Правила устанавливают обязательные требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов и их последствий на аммиачных холодильных установках и системах, на которых используются, хранятся, транспортируются опасные вещества, в том числе токсичные и представляющие опасность для окружающей среды, а также способные образовать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси.

Приказом, помимо прочего, установлены требования к:

- общей безопасности аммиачных холодильных установок и систем;

- аппаратному оформлению;

- размещению оборудования;

- трубопроводам и арматуре;

- зданиям и помещениям;

- инженерному оборудованию зданий и сооружений;

- системам контроля уровня загазованности и оповещения об аварийных утечках аммиака;

- предохранительным устройствам;

- системам контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты;

- оборудованию для систем холодоснабжения;

- монтажным работам;

- проведению испытаний сосудов (аппаратов), трубопроводов;

- заполнению систем аммиаком;

- эксплуатации систем холодоснабжения;

- производству ремонтных работ;

- средствам локализации аварийных ситуаций.

Утвержденные федеральные нормы и правила обязательны для выполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, связанную со стационарными холодильными установками и системами.

Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

Рослесхоз разъяснил особенности обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов

Сообщается, что обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне и на их территории, а также от лесных насаждений вне лесничеств должны противопожарные расстояния.

Планировка и застройка территорий поселений и городских округов должна осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности. Проект планировки территории должен содержать положения о защите территории от чрезвычайных ситуаций природного характера и техногенного характера, о проведении мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности.

Меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (кроме особых зон). В таких лесах для обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются иные меры (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос). Проведение сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков в целях создания противопожарных разрывов допускается только на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации.

Обеспечение пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, осуществляется в соответствии с его паспортом, который ежегодно к началу пожароопасного сезона утверждается органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Перечень реализуемых противопожарных мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода природных пожаров на земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения и иных категорий, определен для органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, иных юридических лиц и граждан, которые владеют, пользуются и (или) распоряжаются территорией, примыкающей к лесу, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 N 807, вступившим в силу с 1 марта 2017 года.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы