от 17 июля 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Минтрудом России обобщены результаты мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Обзор подготовлен по результатам проведения мониторинга мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов в федеральных государственных органах; государственных органах субъектов РФ; органах местного самоуправления; Банке России; государственных внебюджетных фондах; иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов; организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в том числе по результатам анализа деятельности соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В Обзоре приводится, в частности, информация о:

- наиболее распространенных причинах возникновения конфликта интересов;

- конфликтах интересов, связанных с подчиненностью или подконтрольностью лиц, находящихся в отношениях родства или свойства;

- конфликтах интересов, связанных с обращением должностного лица или его родственников (свойственников) в государственный (муниципальный) орган (организацию), в котором должностное лицо осуществляет служебную (трудовую) деятельность;

- конфликтах интересов, связанных с выполнением контрольных (надзорных) функций;

- конфликтах интересов, связанных с выполнением иной оплачиваемой работы;

- конфликтах интересов, связанных с владением должностным лицом приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).

В Обзоре также приведены примеры ошибочной квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов.

ФАС России названы критерии, используемые при рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии

Такими критериями являются:

наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в Федеральном законе "О естественных монополиях";

наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в Федеральном законе "О естественных монополиях".

Кроме этого, в отношении субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней.

Таким образом, факт наличия установленного тарифа (его предельного уровня) является косвенным подтверждением отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии.

Вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии, при наличии информации об осуществлении им деятельности на основании тарифа (его предельного уровня), следует рассматривать во взаимосвязи и в совокупности с критериями отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях".

Территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов)

Сообщается, что в случае если в жалобе на установление или на размеры тарифов не содержится признаков нарушения антимонопольного законодательства или нарушения правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения), рассмотрение такой жалобы находится в исключительной компетенции Центрального аппарата ФАС России и не подведомственно территориальным органам.

Представлен образец жалобы на установление или изменение подлежащих госрегулированию тарифов, которая подлежит направлению в Центральный аппарат Службы.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

В Госдуму внесен депутатский законопроект о введении в гражданское законодательство понятия "географическое указание"

Как поясняется разработчиками законопроекта, в настоящее время выявлена потребность в охране значительного количества существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией, но которые не могут быть зарегистрированы в качестве наименования места происхождения товара в связи с жесткими требованиями к этому объекту. Кроме того, обязательства по охране географического указания возникли у РФ в связи со вступлением в ВТО, как это предусмотрено Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Согласно законопроекту географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. На территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик.

При этом предлагается уточнить существующее в Гражданском кодексе РФ понятие "наименование места происхождения товара".

Устанавливается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации. Оно может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами, юридическими лицами или объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству страны происхождения товара. Исключительное право использования географического указания может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий качеством, репутацией или другими характеристиками, указанными в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований).

Заявитель самостоятельно сможет определить, на охрану какого объекта, географического указания или наименования места происхождения товара он может претендовать, заявляя на государственную регистрацию то или иное обозначение.

Законопроект предусматривает, в том числе:

процедуру государственной регистрации географического указания и порядок его использования, содержание заявки на регистрацию географического указания, порядок проведения экспертиз, порядок отзыва заявки, оспаривания заявителем решений по заявке, восстановления пропущенных сроков, выдачи свидетельства об исключительном праве на географическое указание;

регламентацию знака охраны географического указания;

порядок прекращения правовой охраны географического указания и исключительного права на него;

ответственность за незаконное использование географического указания.

Исключительное право на географическое указание будет действовать в течение десяти лет со дня подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с возможностью продления на тот же срок.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Обновлен профессиональный стандарт для специалистов по техническим средствам подготовки космонавтов

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 01.07.2015 N 419н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт.

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов являются создание, модернизация, испытания и эксплуатация технических средств подготовки космонавтов (ТСПК).

В функции данных специалистов входят:

- создание, испытания и эксплуатация ТСПК;

- координация процессов создания, испытания и эксплуатации ТСПК;

- организация и контроль процессов создания, испытания и эксплуатации ТСПК;

- организация и проведение теоретических и экспериментальных исследований в целях улучшения качества и эффективности подготовки космонавтов на тренажерах пилотируемых космических аппаратов.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Конституционный Суд РФ потребовал определенности в вопросе о возмещении расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения пункта 3 статьи 69 Воздушного кодекса РФ и пунктов 3 и 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, в той мере, в какой ими не обеспечивается определенность условий возмещения юридическим лицам за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги, в случае исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств на возмещение недополученных доходов от предоставления соответствующих услуг и при отказе уполномоченного государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине.

Конституционный Суд РФ отметил, в частности, следующее.

Существующим в настоящее время порядком предоставления субсидий в целях возмещения организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных от платы за них, баланс интересов участников соответствующих правоотношений обеспечивается только в том случае, когда федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период предусмотрено достаточно бюджетных ассигнований на цели предоставления таких субсидий, а до Федерального агентства воздушного транспорта как получателя средств федерального бюджета доведено достаточно лимитов бюджетных обязательств для удовлетворения требований всех субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих названные услуги.

Согласно утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 января 2013 года N 37 Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги (как и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2017 года N 1665), предоставление субсидий осуществляется единовременно в порядке очередности заявок в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Соответственно, не исключены случаи, когда те субъекты предпринимательской деятельности, которые подадут соответствующее заявление до 1 мая года, следующего за годом, за который запрашивается возмещение, т.е. в пределах нормативно установленных сроков, и которые имеют правовые основания для удовлетворения своих требований, могут не получить необходимых денежных средств, если лимиты бюджетных обязательств будут исчерпаны в связи с выплатами тем, кому субсидии уже предоставлены в порядке очередности их заявок.

При этом отсутствует как механизм (порядок) возмещения расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги, так и порядок возмещения организациям недополученных доходов от их предоставления в части, не покрытой посредством соответствующего субсидирования, а возможность решения вопроса об их возмещении в последующих финансовых годах также действующим законодательством не предусмотрена. Тем самым фактически допускается возможность несения организацией этих расходов в ряде случаев полностью или частично за свой счет.

Следовательно, несмотря на наличие правовой регламентации порядка субсидирования возмещения организациям недополученных доходов от предоставления указанных услуг, направленного на поддержание баланса между частными и публичными интересами, отсутствие в действующем правовом регулировании надлежащего механизма возмещения - в случае выявления в конкретном финансовом году недостаточности предусмотренных в федеральном законе о бюджете на эти цели бюджетных ассигнований, исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств и отказа уполномоченного государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине - создает неопределенность в вопросе о возмещении расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги, и свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, который вступает в противоречие с конституционными гарантиями свободы экономической деятельности, права частной собственности, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Конституционный Суд РФ указал, что Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения (дополнения), которые обеспечивали бы надлежащие условия осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности посредством предоставления возможности возмещения расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за эти услуги, с тем чтобы исчерпание лимитов бюджетных обязательств не являлось препятствием для такого возмещения, а субъекты предпринимательской деятельности не ставились в неравное положение в зависимости от времени обращения за таким возмещением в пределах нормативно установленных сроков.

Впредь до внесения указанных изменений в целях обеспечения конституционных принципов справедливости и равенства возмещение расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги, субъектам предпринимательской деятельности, обратившимся за таким возмещением в пределах сроков, установленных действующими правилами предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов от предоставления соответствующих услуг, должно осуществляться посредством планируемого выделения на эти цели необходимых дополнительных бюджетных средств не позднее следующего финансового года; при этом субъекты предпринимательской деятельности в любом случае не вправе приостанавливать оказание соответствующих публично значимых услуг.

До 1 января 2024 года продлено осуществление Внешэкономбанком функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений и государственной управляющей компании средствами выплатного резерва

Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 N 503, в соответствии с которым срок осуществления указанной функции был установлен до 1 января 2019 года.

Пенсионному фонду РФ поручено заключить с Внешэкономбанком соответствующие соглашения о продлении договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, договора доверительного управления средствами выплатного резерва и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, на тех же условиях, которые были предусмотрены указанными договорами.

Казначейством России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся проверки обоснованности возвратов

Речь идет о процедурах проверки обоснованности возвратов администраторами доходов бюджетов излишне или ошибочно уплаченных сумм по платежам, порядок возврата которых не установлен.

Сообщается, что при отсутствии в распоряжении плательщика - физлица Ф.И.О. (или наличии в них ошибки) и при наличии в распоряжении иной информации, позволяющей идентифицировать плательщика, Казначейство России считает возможным принимать в качестве подтверждающего документа копию документа, позволяющего идентифицировать Ф.И.О. физлица, исходя из информации, указанной в распоряжении.

Документы, подтверждающие право плательщика на возврат, должны быть напечатаны на бланке организации, выдавшей документ, и подписаны ее руководителем (уполномоченным им лицом).

Документы, подтверждающие факт уплаты платежа, и документы, подтверждающие право плательщика на возврат, прилагаются к заявке на возврат (код формы по КФД 0531803).

Данные документы могут направляться в ТОФК в электронном виде (скан-копии).

С 20 июля 2018 года заработает специальный сервис ФНС России для представления сведений организациями финансового рынка

С указанной даты российские организации финансового рынка могут направлять в ФНС России сведения о клиентах, их выгодоприобретателях и контролирующих лицах, которые являются иностранными налоговыми резидентами.

Сообщается, что в отчетность за 2017 год необходимо включить сведения в отношении договоров:

с физлицами, стоимость по которым превышает 1 миллион долларов США (или эквивалент этой суммы в другой валюте),

с юрлицами, стоимость по которым больше 250 тысяч долларов США (или эквивалент этой суммы в другой валюте).

Документы нужно направить через специальный сервис ФНС России "Отчет об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР".

Напомним, что порядок информирования организациями финансового рынка налоговых органов о клиентах - налоговых резидентах иностранных государств определен постановлением Правительства РФ от 16.06.2018 N 693 в целях реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий).

Опубликованы данные для расчета коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за июнь 2018 года

Средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья за указанный период составил 73,06 долл. США за баррель; среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода - 62,7143.

Величина коэффициента определена в размере 13,9509.

Ко второму чтению подготовлен депутатский законопроект о корректировке порядка исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости

Законопроектом, в числе прочего, предусматривается:

возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода;

применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

Законопроектом также уточняется статус таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, в целях возможности применения в отношении них налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц.

Применительно к изменениям, направленным на улучшение положения налогоплательщиков, законопроектом предполагается придание им обратной силы с 2017 года - в том числе, в отношении налогообложения "частей жилых домов", "частей квартир".

Налоговым органам могут предоставить право запрашивать у аудиторов информацию о налогоплательщиках

К рассмотрению в третьем чтении подготовлен законопроект, которым вносятся соответствующие дополнения в НК РФ.

Согласно новой статье 93.2 НК РФ налоговые органы будут вправе истребовать документы (информацию), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в следующих случаях:

если документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и не были им представлены в налоговый орган;

при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Законопроектом устанавливаются требования к решению должностного лица об истребовании документов.

Так, например:

в первом случае в решении должно содержаться, в частности, указание на документ о направлении налогоплательщику требования о предоставлении документов (информации), а также сведения о факте непредставления документов в установленный срок проверяемым налогоплательщиком;

во втором случае, в том числе, реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории).

Истребуемые документы (информация) должны быть представлены аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

Предполагается, что Закон вступит в силу с 1 января 2019 года.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сокращены сроки внесения сведений о сертификатах соответствия в единый реестр сертификатов соответствия

Согласно настоящему Постановлению с 3 рабочих дней до 1 рабочего дня со дня принятия решения о выдаче сертификата соответствия сокращается срок для передачи органами по сертификации в Росаккредитацию сведений о сертификатах соответствия, необходимых для ведения единого реестра сертификатов соответствия.

Также с 3 рабочих дней до 1 рабочего дня сокращается срок для внесения Росаккредитацией полученных сведений о сертификатах соответствия в указанный единый реестр.

Кроме того, с 3 рабочих до 1 рабочего дня сокращается срок для передачи органом по сертификации в Росаккредитацию сведений о сертификатах, сведения о которых подлежат включению в реестр выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.

Приказ Росстандарта от 25.06.2018 N 1276
"Об утверждении температурных коэффициентов (коэффициентов приведения к стандартным условиям)"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2018 N 51606.

На 2-е полугодие 2018 года установлены температурные коэффициенты (коэффициенты приведения к стандартным условиям) к показаниям приборов учета газа, не имеющих температурной компенсации и установленных вне помещений

Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549) объем потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям), утверждаемый для таких типов приборов учета газа Росстандартом.

Настоящим Приказом коэффициенты утверждены для 34 субъектов РФ.

Минпромторг России предлагает при продаже размещать молочные и молокосодержащие продукты на разных полках

Согласно проекту с 1 января 2019 года в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных и молочных составных продуктов должно осуществляться отдельно от молокосодержащих и иных пищевых продуктов, произведенных с замещением молочного жира немолочным, в том числе растительным.

По мнению разработчика проекта, предлагаемое изменение позволит покупателям избежать путаницы при выборе молочной продукции, создаст удобство для их ориентирования в ассортименте, поскольку потребитель будет четко понимать, какой вид молочной продукции покупает.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Утверждено положение об удостоверяющем центре Евразийской экономической комиссии

В соответствии с положением основным назначением центра является создание сертификатов ключей проверки электронной цифровой подписи членов Коллегии Комиссии, должностных лиц и сотрудников Комиссии для обеспечения возможности подписания ими электронных документов.

Центром осуществляются, в том числе, следующие функции:

- создание и выдача сертификатов ключей проверки ЭЦП, соответствующих утверждаемым Комиссией требованиям, членам Коллегии Комиссии, должностным лицам и сотрудникам Комиссии;

- обеспечение проверки личности членов Коллегии Комиссии, должностных лиц и сотрудников Комиссии при выдаче сертификатов ключей проверки ЭЦП;

- своевременное предоставление всем субъектам электронного взаимодействия информации о статусе (актуальности) всех выданных сертификатов ключей проверки ЭЦП членов Коллегии Комиссии, должностных лиц и сотрудников Комиссии; такая информация должна быть доступна в любое время, в том числе и после прекращения действия сертификата, и предоставляться автоматизированным способом;

- внесение информации в реестр сертификатов и список отозванных сертификатов; сертификат считается отозванным с момента публикации списка отозванных сертификатов, содержащего информацию о соответствующем статусе (актуальности) такого сертификата и доступного в любое время субъектам электронного взаимодействия;

- документирование и хранение информации о выдаче, получении и изменении статусов (актуальности) сертификатов для представления доказательств при разборе конфликтных ситуаций, связанных с применением выпущенных сертификатов ключей проверки ЭЦП.

- информирование уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС о намерении прекратить деятельность по обеспечению сертификатами ключей ЭЦП членов Коллегии Комиссии, должностных лиц и сотрудников Комиссии или об иных случаях прекращения деятельности.

Утвержден также регламент удостоверяющего центра, определяющий:

- правила применения сертификатов, выпущенных центром, включая обязанности их владельцев;

- порядок работы сервисов центра;

- принятые форматы данных и протоколы взаимодействия;

- основные организационно-технические мероприятия, необходимые для безопасной работы центра.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

ПРАВОСУДИЕ

"Обзор судебной практики допускаемых арбитражными апелляционными судами округа процессуальных нарушений при возвращении апелляционных жалоб" (утвержден президиумом Арбитражного суда Дальневосточного округа 29 июня 2017 года (с изменениями, утвержденными постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2018 N 13))

Президиумом Арбитражного суда Дальневосточного округа обобщены процессуальные нарушения при возвращении апелляционных жалоб

В Обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:

заявителю не может быть отказано в принятии апелляционной жалобы к производству в случае, если она подана лицом, действовавшим от имени стороны спора и на основании выданного последней поручения;

отказ в пересмотре судебного акта арбитражного суда первой инстанции по новым или вновь открывшимся обстоятельствам не является препятствием для принятия к производству апелляционной жалобы на этот судебный акт, если возможность его обжалования допускается нормами АПК РФ;

возвращая апелляционную жалобу, суд должен проверить, какой именно судебный акт и по какому делу обжалуется заявителем;

срок на апелляционное обжалование не пропущен, если апелляционная жалоба подана заявителем в первый рабочий день, следующий за нерабочим днем, на который приходится истечение процессуального срока;

апелляционная жалоба не подлежит возврату, если она сдана на почту в пределах срока на апелляционное обжалование;

если заявителем своевременно приняты надлежащие меры по устранению обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, судом не может быть отказано в принятии такой жалобы к производству.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы