Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 3 ноября 2010 года
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2438/10 по делу N А70-6379/2009 "Если красные линии были изменены после начала строительства объекта недвижимости и этот объект выходит за пределы измененных красных линий, то такое изменение противоречит действующему законодательству"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 3 НОЯБРЯ 2010 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 15.07.2010 N 2438/10
ПО ДЕЛУ N А70-6379/2009 "ЕСЛИ КРАСНЫЕ ЛИНИИ БЫЛИ ИЗМЕНЕНЫ
ПОСЛЕ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ И ЭТОТ
ОБЪЕКТ ВЫХОДИТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИЗМЕНЕННЫХ КРАСНЫХ ЛИНИЙ,
ТО ТАКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ
ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ"
Суть спора
Индивидуальный предприниматель (далее - Предприниматель) приобрел земельный участок для размещения складских помещений. На этом земельном участке были построены нежилые строения (склады), однако впоследствии суд по другому делу установил, что постройка была осуществлена самовольно.
Предприниматель обратился с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в орган местного самоуправления. В выдаче такого разрешения ему было отказано, поскольку данные строения находятся за чертой красной линии.
В связи с этим Предприниматель обратился в суд с требованием к администрации г. Тюмени (далее - Администрация) признать недействующими следующие постановления главы Администрации:
- от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" в части утверждения Проекта красных линий по улице Аккумуляторная в границах улиц Ямская - Авторемонтная (далее - Постановление от 05.07.1995 N 13);
- от 11.08.2004 N 117 "О внесении изменений в Проект красных линий по улице Аккумуляторная в границах улиц Ямская - Авторемонтная" (далее - Постановление от 11.08.2004 N 117);
- от 30.04.2008 N 13 "О внесении изменений в проект красных линий в районе улиц Клары Цеткин - Брестская - Авторемонтная - Аккумуляторная в городе Тюмени" (далее - Постановление от 30.04.2008 N 13).
В обоснование своих требований Предприниматель указал, что на момент приобретения земельного участка он не имел сведений о расположении красных линий, поскольку оспариваемые им нормативные правовые акты не были официально опубликованы. Это обстоятельство лишило его возможности реализовать право на распоряжение принадлежащим ему имуществом, что противоречит ст. 1 Протокола от 20.03.1952 N 1 к Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод", ст. 15 Конституции РФ.
При рассмотрении данного дела перед судами встали следующие вопросы: правомерно ли изменение красных линий, в результате которого объект строительства пересек указанные линии и (или) оказался за их пределами, если строительство началось до изменения этих линий? Действует ли нормативный правовой акт, изменивший красные линии, если он не был полностью опубликован, в частности не были опубликованы картографические материалы?
Правовой режим "красных линий"
В соответствии с пп. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В свою очередь к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (пп. 12 ст. 1 ГрК РФ).
Красные линии входят в состав документов планировки территории (гл. 5 ГрК РФ), а также отображаются на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (п. 6 ст. 23 ГрК РФ, п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, см. также Постановления ФАС Дальневосточного округа от 25.03.2010 N Ф03-1445/2010, ФАС Поволжского округа от 23.09.2008 по делу N А65-29843/07).
Кроме того, местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий (абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, далее - ЗК РФ).
Таким образом, объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и соответственно не должен пересекать их. В противном случае он окажется на территории общего пользования, а в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать земельный участок, на котором расположено такое здание (строение или сооружение).
Данной позиции придерживается и судебная практика, которая единообразна по этому вопросу (Определения ВАС РФ от 12.05.2010 N ВАС-5414/10, от 30.07.2009 N ВАС-9018/09, от 10.06.2009 N ВАС-6637/09, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.04.2010 по делу N А43-39155/2009, от 05.08.2009 по делу N А43-27178/2008-1-371, ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2010 N Ф03-5326/2010, ФАС Московского округа от 29.09.2010 N КГ-А41/11316-10 по делу N А41-2372/08, ФАС Поволжского округа от 08.10.2009 по делу N А06-957/2009, ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2009 по делу N А56-2196/2008, ФАС Уральского округа от 16.02.2010 N Ф09-412/10-С1).
Кроме того, необходимость нахождения планируемого объекта недвижимости (объекта капитального строительства) в пределах красных линий обусловлена еще и тем, что одним из документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, является схема планировочной организации земельного участка. В этой схеме подтверждается расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам (пп. "в" п. 7 ст. 51 ГрК РФ).
Красные линии определяются не только на основании норм ГрК РФ, но и на основании Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), которая действует в части, не противоречащей ГрК РФ.
В силу п. 3.4 данной Инструкции красные линии обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, участвующих в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Кроме того, соблюдение красных линий обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
В разд. 4 и 5 указанной Инструкции содержится порядок разработки, согласования и утверждения проекта красных линий, а также требования к содержанию и оформлению плана красных линий, согласно которым этот план выполняется на основании документов планировки территории и точных топографических данных (топографической основы).
Суды признают проект красных линий, в котором содержится план данных линий, не основанный на документации по планировке территории или топографической основе, противоречащим нормам ГрК РФ (Постановления ФАС Поволжского округа от 02.09.2010 по делу N А72-17095/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.11.2009 по делу N А32-5313/2008-30/105-13/150-30/376, от 11.04.2007 N Ф08-1460/2007, ФАС Центрального округа от 10.09.2010 по делу N А54-6507/2009-С18).
Как было отмечено выше, красные линии входят в состав документов по планировке территории, в том числе в состав правил землепользования и застройки в части определения территориальных зон, а также в состав генеральных планов, совмещенных с проектами планировки территории. При отсутствии правил землепользования и застройки или генерального плана красные линии утверждаются нормативным правовым актом муниципального образования. Следовательно, этот план должен быть опубликован в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.
В этой связи следует отметить, что на практике имеют место случаи, когда происходит "частичная" публикация подобных нормативных правовых актов: публикуется только текст, а карты и чертежи либо не публикуются вовсе, либо публикуются спустя длительный промежуток времени и (или) не в полном объеме. Судебная практика исходит из того, что опубликование плана красных линий без картографического материала или неполное опубликование такого материала является ненадлежащим опубликованием соответствующего нормативного правового акта, поскольку такое опубликование необоснованно ограничивает широкий круг лиц в возможности свободного ознакомления с местоположением красных линий (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2010 по делу N А70-1301/2010, ФАС Уральского округа от 24.11.2008 N Ф09-8666/08-С1).
Нередко возникает ситуация, подобная имевшей место в рассматриваемом деле, когда красные линии были изменены после начала строительства объекта недвижимости и при вводе объекта в эксплуатацию уполномоченный орган местного самоуправления отказывает в выдаче соответствующего разрешения ввиду расположения объекта за красной линией, хотя объект строительства находится в пределах красных линий, действовавших на момент выдачи разрешения на строительство или же до начала строительства план красных линий не был утвержден.
Решения судов разных инстанций
Суд первой инстанции удовлетворил требования Предпринимателя частично. Постановление от 05.07.1995 N 13 в части утверждения проекта красных линий по улице Аккумуляторная в границах улиц Ямская - Авторемонтная, Постановление от 11.08.2004 N 117 и Постановление от 30.04.2008 N 13 были признаны судом недействующими как не соответствующие ст. 15 Конституции РФ, ст. 1 Протокола от 20.03.1952 N 1 к Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод".
Однако в части требований о признании Постановления от 05.07.1995 N 13 недействующим на том основании, что оно не соответствует п. 1 ст. 33 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в ред. от 22.10.1992), производство по делу прекращено.
Решение суда первой инстанции было оставлено без изменения судом кассационной инстанции.
ВАС РФ в Определении от 23.04.2010 N ВАС-2438/10, принятом по данному делу, пришел к выводу о необходимости пересмотра судебных актов нижестоящих инстанций в порядке надзора.
ВАС РФ указал, что суды нижестоящих инстанций не проверили, имел ли право Предприниматель оспаривать указанные нормативные правовые акты, поскольку решением арбитражного суда, принятым по другому делу и вступившим в законную силу, Предпринимателю было отказано в признании права собственности на самовольно возведенные объекты (нежилые строения). Вследствие этого подлежит применению п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, согласно которому лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Следовательно, Предприниматель не мог оспаривать данные нормативные правовые акты на основании того, что они лишали его возможности реализовать право на распоряжение принадлежащим ему имуществом.
Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
Президиум ВАС РФ оставил судебные акты нижестоящих инстанций без изменения, а заявление Администрации о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения.
Президиум ВАС РФ указал, что суды нижестоящих инстанций правомерно признали недействующим нормативный правовой акт муниципального образования об изменении красных линий, поскольку Администрация не доказала того, что красные линии были изменены до начала строительства складских строений.
Кроме того, Президиум ВАС РФ указал, что судами было установлено, что данный нормативный правовой акт не был опубликован в полном объеме, однако в отношении этого обстоятельства Президиум ВАС РФ не сформировал правовую позицию.
Сообщаем, что исходя из п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" и п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ не является основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку не содержит прямого указания на то, что изложенные в нем правовые позиции имеют обратную силу.
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"