от 11 января 2018 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Подготовлен доклад по итогам проведения Россельхознадзором проверок за 2016 год и 9 месяцев 2017 года

Доклад состоит из 6 разделов.

Раздел 1 "Организация государственного контроля (надзора) содержит, в том числе, информацию о задачах контрольно-надзорной деятельности; структуре надзорных органов; их функциях; перечни нормативных актов, регулирующих порядок проведения контрольных мероприятий.

Раздел 2 "Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению" содержит информацию о наиболее часто выявляемых нарушениях установленных обязательных требований, сгруппированную по видам государственного контроля (надзора), осуществляемого Россельхознадзором.

Раздел 3 "Информация о проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях" включает сведения о количестве проведенных проверок по каждому виду контроля (надзора), количестве выявленных нарушений и мерам, принятым по результатам проведения проверок.

Раздел 4 "Информация о принятых Россельхознадзором мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по кварталам)" включает в себя, в том числе, сведения о количестве вынесенных Россельхознадзором постановлений по делам об административных правонарушениях, количестве дел, производство по которым было прекращено, количестве лиц, привлеченных к административной ответственности, и о количестве подконтрольных субъектов, в отношении которых были вынесены решения об административном приостановлении деятельности (по видам надзора).

Раздел 5 "Информация о практике административного оспаривания действий (бездействий) и решений органов государственного контроля (надзора), а также судебной практике оспаривания решений и действий (бездействий) и решений органов государственного контроля (надзора)" содержит анализ типичных ошибок, допускаемых должностными лицами Россельхознадзора, приводящих к отмене постановлений о привлечении к административной ответственности.

Раздел 6 "Информация о работе центрального аппарата Россельхознадзора с письмами и обращениями с гражданами" содержит обзор основных вопросов, с которыми обращаются граждане и организации в центральный аппарат Россельхознадзора.

Россельхознадзором подготовлен доклад по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований, установленных законодательством

В докладе, рассмотрены, в частности, следующие вопросы:

- основания и порядок выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

- порядок проведения проверок с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов);

- порядок принятия решения о проведении внеплановой проверки по результатам мероприятий по контролю, проведенным без взаимодействия с поднадзорным субъектом;

- особенности проведения проверок в рамках отдельных видов контроля (надзора), в частности, государственного ветеринарного надзора, карантинного фитосанитарного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений;

- новые требования законодательных актов РФ в сферах государственного ветеринарного надзора и карантинного фитосанитарного надзора;

- круг проводимых необходимых для реализации новых требований нормативных правовых актов организационных, технических и иных мероприятий;

- сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны;

- предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности.

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований (3 квартал 2017 года)"
(утв. Ространснадзором)

Ространснадзором утверждены доклады с руководством по соблюдению обязательных требований по видам контроля с учетом отраслевой специфики за III квартал 2017 года

В докладах приведены руководства по соблюдению обязательных требований в рамках:

надзора за деятельностью в гражданской авиации;

государственного железнодорожного надзора;

государственного морского и речного надзора;

государственного автомобильного и дорожного надзора;

федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

Даны, в частности, разъяснения неоднозначных или не ясных для подконтрольных лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах, анализ возможных причин возникновения типовых или массовых нарушений обязательных требований, а также рекомендациями по снижению их количества, устранению причин их возникновения.

В частности, в рамках надзора за деятельностью в гражданской авиации разъяснено, что статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016 - 2018 годах предусмотрены "надзорные каникулы", в соответствии с которыми последние не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.

Если юрлицо либо ИП, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган Госавианадзора заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ФНС России представлен четвертый в 2017 году обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП

В обзоре приведены, в частности, следующие правовые позиции судов:

непредставление налоговому органу справок 2-НДФЛ и документов по факту взаимоотношений с контрагентом само по себе не влияет на достоверность сведений, отраженных в ликвидационном балансе, и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации организации;

отказ в государственной регистрации, обусловленный непредставлением документа, подтверждающего факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, является правомерным;

с момента возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) процесс ликвидации юридического лица по правилам статей 61 - 63 Гражданского кодекса РФ не может быть осуществлен, и процедура ликвидации в таком случае должна быть произведена только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве);

при прекращении правоспособности юридического лица возможность проведения в отношении такого юридического лица каких-либо мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утрачивается.

ЖИЛИЩЕ

Минстроем России предложен порядок размещения застройщиками, участвующими в долевом строительстве жилья, сведений о своей деятельности в государственной информационной системе жилищного строительства

Согласно проекту размещению в системе подлежит, в частности, следующая информация:

1) о многоквартирных домах, строительство которых осуществляется застройщиком с привлечением средств участников долевого строительства:

- разрешение на строительство;

- заключение экспертизы проектной документации;

- документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок;

- проектная декларация;

- заключение уполномоченного регионального органа власти о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям;

- сведения об уплате застройщиком обязательных отчислений в компенсационный фонд;

- сведения об условиях привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия;

- проекты договоров участия в долевом строительстве, используемых застройщиком для привлечения денежных средств участников;

- договоры поручительства, заключенные застройщиком;

- фотографии строящихся многоквартирных домов, отражающие текущее состояние их строительства.

2) о разрешениях на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов, в строительстве которых застройщик принимал участие в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации.

Указанная информация размещается в системе через личный кабинет застройщика (с помощью учетной записи в ЕСИА) в форме электронных образов документов - копий бумажных документов, созданных посредством их сканирования в файл формата PDF, или в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения заключения контролирующего органа. Если такое заключение получено до 1 января 2018 года либо договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства был зарегистрирован до 1 января 2017 года, информация подлежит размещению в системе не позднее 1 марта 2018 года.

Кроме того, застройщик размещает в системе следующую информацию о своей деятельности:

- промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

- годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

- аудиторское заключение.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Правительством РФ предложены меры по увеличению результативности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов

Согласно законопроекту:

Правительство РФ будет определять порядок включения субъектов РФ в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

нормативными правовыми актами субъектов РФ может устанавливаться дополнительная финансовая поддержка безработным гражданам и членам их семей, переселяющимся для трудоустройства по направлению органов службы занятости в сельскую местность.

Кроме того, уточняется порядок оказания содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, а также порядок выдачи сертификата, подтверждающего участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта РФ, включенного в перечень, утвержденный Правительством РФ, и дающего ему право на получение финансовой поддержки.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

ФНС России сообщила о недопустимости внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в нем сведений в отношении НКО

В отношении отдельных видов юридических лиц федеральными законами может устанавливаться специальный порядок их регистрации. В отношении НКО такой порядок установлен Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

Предусмотрено, в частности, что внесение в ЕГРЮЛ сведений в отношении некоммерческих организаций (НКО) осуществляется регистрирующим органом на основании принимаемого уполномоченным органом решения.

Исключений из данных правил, в том числе относительно внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в нем сведений, законодательством не установлено.

НКО обязаны информировать уполномоченный орган об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и представлять документы, необходимые для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Соответствующее решение принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

Отмечено при этом, что непредставление НКО в установленный срок предусмотренных законом сведений является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ее ликвидации.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 29.12.2017 N 885
"Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за санитарным состоянием субъекта Российской Федерации"

Росстатом утверждена обновленная статистическая форма N 18, по которой подаются сведения о санитарном состоянии субъекта РФ, действующая с отчета за 2017 год

Форму представляют в Роспотребнадзор:

- ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте РФ и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" - 10 января после отчетного периода;

- Минобороны и МВД России, ФСБ и ФСО России, Росгвардия, ФСИН и ФМБА России, ГУСП и УДП РФ - 1 марта после отчетного периода.

Признан утратившим силу Приказ Росстата от 08.12.2016 N 770, которым была утверждена ранее действовавшая форма.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ Ростехнадзора от 30.11.2017 N 520
"Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49554.

В организациях по добыче угля должны применяться единые принципы обеспечения безопасного ведения работ, контроля соблюдения требований промышленной безопасности и охраны труда

Положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда должно включать следующие разделы:

"Система управления промышленной безопасностью" (СУПБ);

"Производственный контроль";

"Система управления охраной труда".

Подробно раскрыто содержание каждого раздела. В частности, раздел "Система управления промышленной безопасностью" должен включать подразделы:

"Задачи эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности (ПБ)";

"Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации";

"Перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ";

"Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ";

"Порядок проведения консультаций с работниками и их представителями по вопросам обеспечения ПБ" и др.

В приложении приведена схема совмещения обязанностей работников в области промышленной безопасности и охраны труда.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Минсельхозом России утверждены правила осуществления мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию вирусного артериита лошадей

Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации артериита, предотвращению его возникновения и распространения на территории РФ, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

Артериит - контагиозная, остро протекающая болезнь лошадей, характеризующаяся повышением температуры тела, гиперемией слизистых оболочек носа и конъюнктивы, слезотечением, серозными выделениями из носа, затрудненным дыханием, отеками век, конечностей и живота, светобоязнью, мышечной слабостью, абортами у кобыл преимущественно в первой половине жеребости. У жеребцов болезнь вызывает нарушение воспроизводительной функции. Продолжительность болезни составляет 3 - 7 дней. Переболевшие лошади приобретают иммунитет.

Минсельхозом России утверждены правила осуществления мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни норок

Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации АБН, предотвращению ее возникновения и распространения на территории РФ, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

АБН - контагиозная вирусная болезнь норок и хорьков, характеризующаяся острым и хроническим течением и пожизненной виремией. Острое течение АБН длится от 10 до 30 дней, хроническое течение - от 2 месяцев до 2 лет. Смерть наступает от почечной недостаточности, кровотечения и вторичных инфекций. Инкубационный период болезни составляет от 10 дней до 2 лет.

Минсельхозом России утверждены правила осуществления мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов вирусной геморрагической болезни кроликов

Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации ВГБК, предотвращению ее возникновения и распространения на территории РФ, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

ВГБК - остро протекающая высококонтагиозная болезнь кроликов, характеризующаяся явлениями геморрагического диатеза во всех органах, особенно в легких и печени. ВГБК длится от нескольких часов до 5 дней. Клиническими признаками ВГБК являются лихорадка, носовое кровотечение за 1 - 2 часа до гибели. Чаще ВГБК протекает бессимптомно.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

В Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, включены новые позиции

В раздел I перечня включены позиции "Бупренорфин+налоксон (лекарственные препараты)" и "Оксикодон+налоксон (лекарственные препараты)".

Кроме того:

уточнены особенности оформления рецептурных бланков на препараты, содержащие наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов;

в отношении позиции "Модафинил" установлено предельно допустимое количество вещества (на 1 дозу твердой лекарственной формы комбинированного лекарственного препарата, содержащего наркотическое средство, психотропное вещество или их прекурсор в сочетании с фармакологическими активными компонентами) - 50 мг;

уточнено предельно допустимое количество отдельных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт.

Роспотребнадзор напоминает о правилах оказания гражданам платных медицинских услуг

Платные медицинские услуги предоставляются на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Платные медицинские услуги являются дополнением к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам.

Согласно п. 7 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила), медицинские организации вправе предоставлять на платной основе такие виды медицинских услуг, как индивидуальный медицинский пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи; анонимное оказание медицинских услуг. Платно оказываются медицинские услуги иностранным гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме).

Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности.

Согласно п. 11 Правил исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую, в числе прочего:

сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации.

Согласно п. 13 Правил потребитель вправе потребовать для ознакомления копию учредительного документа медицинской организации, копию свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг).

Договор о предоставлении платных медицинских услуг заключается потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, потребителе услуги, информацию о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимости, сроках и порядке их оплаты, условиях и сроках предоставления платных медицинских услуг, ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядке изменения и расторжения договора, иных условиях, определяемых по соглашению сторон.

Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон) потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами этой статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ст. 14 Закона вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.

В случае, если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона и п. п. 4, 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителя.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

МВД России обновлены перечни цифровых кодов, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств

Приказом устанавливается:

- перечень цифровых кодов регионов РФ, применяемых на государственных регистрационных знаках;

- перечень цифровых кодов, применяемых на государственных регистрационных знаках для обозначения транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным (межгосударственным) организациям и их сотрудникам, аккредитованным при МИД России;

- перечень серий, используемых на регистрационных знаках автомобилей, принадлежащих главам дипломатических представительств, дипломатическим представительствам, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений, международным (межправительственным) организациям, аккредитованным при МИД России и имеющим служебные карточки или удостоверения.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы