от 31 марта 2017 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Закупка работ, связанных с объектами культурного наследия, путем проведения открытого конкурса не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере госзакупок

Данный вывод содержится в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России. При этом обращается внимание на то, что частью 4 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена обязанность заказчика установить дополнительные требования к участникам закупок, если Правительством РФ такие дополнительные требования установлены. Поскольку такие дополнительные требования установлены приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, закупку работ, связанных с объектами культурного наследия, заказчик вправе проводить путем проведения аукциона с обязательным установлением в документации о закупке дополнительных требований к участникам закупки, указанных в пункте 1 приложения N 1 к Постановлению N 99 (требования предъявляются, в том числе, к опыту исполнения (с учетом правопреемства) контракта, к стоимости ранее исполненного контракта).

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Правительство РФ предлагает расширить право следования автора оригинала произведения изобразительного искусства

В действующей редакции статьи 1293 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") автор соответствующего оригинала произведения обладает правом на получение вознаграждения при каждой перепродаже лишь в том случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступают в качестве посредника.

Таким образом, случаи, когда автор может претендовать на причитающееся ему вознаграждение за право следования, в настоящее время сужены по сравнению с редакцией данной нормы, действовавшей до вступления в силу указанного Закона N 35-ФЗ.

В этой связи законопроектом устанавливается, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Приказ ФСС РФ от 25.01.2017 N 10
"Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении проверок правильности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2017 N 46160.

Утверждены формы документов, используемых при осуществлении проверок правильности произведенных страхователем по обязательному социальному страхованию расходов на выплату страхового обеспечения

Приказом вводятся формы следующих документов:

акта выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

акта камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

решения о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

решения о приостановлении проведения выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

решения о возобновлении проведения выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

решения о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов;

решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

справки о проведенной выездной проверке страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Кроме того, устанавливаются требования к составлению актов выездной и камеральной проверок.

Минтруд России представил расчет максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году

Пособие исчисляется исходя, в частности, из величины среднего дневного заработка, определяемого путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года (по общему правилу - предшествующих году наступления отпуска) на число календарных дней в этом периоде (в связи с тем, что 2016 календарный год был високосным годом, количество календарных дней, приходящихся на период 2015 - 2016 гг., равняется 731).

Средний дневной заработок для исчисления указанных пособий не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России.

Средний заработок застрахованного лица определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку (40% среднего заработка).

Следовательно, по мнению Минтруда России, расчет максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году выглядит следующим образом:

(670000 + 718000) : 731 x 30,4 x 40% = 23089,00 руб.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Нарушение налогоплательщиком сроков представления квартальных (полугодовых) расчетов по налогу на прибыль организаций не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке.

Оспариваемые решения вынесены в соответствии со ст. 76 НК РФ в связи с непредставлением налоговых деклараций (расчета) по налогам на прибыль организаций. Общество представило в инспекцию декларации (расчеты) по части налога на прибыль, составленные по неустановленной форме, налоговый орган отказал в их принятии на основании п. 3 ст. 80 НК РФ и п. 28 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н. После повторного представления деклараций (расчетов) по налогу на прибыль, составленных по установленной форме, налоговый орган отменил решения о приостановлении операций по счетам.

Суды трех инстанций в удовлетворении требований отказали, исходя из того, что, поскольку налогоплательщик представил 20.10.2014 декларации (расчеты) по налогу на прибыль за 1 квартал и полугодие 2014 г., составленные по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, в то время как начиная с 01.01.2014 декларации и расчеты по налогу на прибыль должны представляться по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@, то налоговый орган правомерно отказал в приеме этих деклараций (расчетов).

Общество сослалось на п. п. 17 и 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым налоговый орган не мог принимать решения по ст. 76 НК РФ в связи с непредставлением квартальных (полугодовых) деклараций (расчетов) по налогу на прибыль, так как они по существу представляют собой не налоговые декларации, а расчеты авансовых платежей. В п. 17 данного Постановления разъяснено, что из п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода. Из взаимосвязанного толкования этой нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как назван этот документ в НК РФ. Его правовая природа должна оцениваться с точки зрения того, что в п. 1 ст. 80 НК РФ разграничиваются понятия налоговой декларации и иных документов, представляемых обязанными лицами в налоговые органы (в том числе расчета авансового платежа, расчета сбора, расчета сумм налога на доходы физических лиц и др.).

В силу п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей. Следовательно, в терминологии п. 1 ст. 80 НК РФ налоговой декларацией по налогу на прибыль является только документ, подлежащий представлению налогоплательщиком по истечении налогового периода.

Применительно к п. 23 Постановления Пленума N 57, поскольку п. 3 ст. 76 НК РФ возможность приостановления операций по счетам в банках связывает с несвоевременным представлением закрытого перечня документов, в том числе налоговых деклараций, эта мера не может быть применена к обязанному лицу в случае нарушения им сроков представления иных документов, предусмотренных НК РФ. В связи с тем, что квартальные (полугодовые) расчеты по налогу на прибыль не входят в перечень документов, приведенный в п. 3 ст. 76 НК РФ, нарушение сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке.

С учетом п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Судебная коллегия по экономическим спорам отменила все судебные акты по делу и признала решения о приостановлении операций по счетам в банке недействительными.

Письмо Росприроднадзора от 27.03.2017 N АА-06-02-36/6198
"О формах документов"

Росприроднадзором рекомендованы формы документов, применяемых при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду

Предложены, в частности, формы следующих документов:

требования о доначислении и довнесениии в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду;

требования о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;

заявления о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей;

заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Отмечено, что направленные формы не являются обязательными и носят рекомендательный характер.

Выплаты, производимые председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно положениям части 3 статьи 118 Жилищного кодекса РФ руководство текущей деятельностью ЖСК осуществляется его правлением. Правление ЖСК избирает из своего состава председателя.

Исходя из положений статьи 16 Трудового кодекса РФ в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

Учитывая, что положениями статьи 119 Жилищного кодекса РФ на председателя правления ЖСК возложено выполнение определенных функций по этой выборной должности, то его деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.

Таким образом, выплаты, производимые председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ.

Конституционный Суд РФ признал правомерным взыскание с бенефициара организации ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в связи с уклонением от уплаты налогов

В ходе судебных разбирательств было доказано, что собственник фактически контролировал деятельность предприятия, несмотря на то, что не являлся его директором. Предприятие не смогло заплатить доначисленные налоги, в результате чего налоговые органы подали заявление о его банкротстве. Суд установил вину данного лица и причинно-следственную связь между его действиями и ущербом, причиненным государству в связи с уклонением от уплаты налогов.

В Конституционном суде РФ рассматривался вопрос о возможности принятия жалобы, в которой оспаривалась конституционность абзаца первого пункта 1 статьи 1064 ГК РФ, о возмещении причиненного вреда (Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 396-О).

По мнению заявителя, данное законоположение противоречит Конституции РФ, поскольку допускает взыскание с физических лиц, привлеченных к уголовной ответственности, ущерба, причиненного бюджетной системе, при отсутствии установленного факта получения данными лицами экономической выгоды от уклонения от уплаты налогов.

Конституционный Суд отказал в рассмотрении жалобы гражданина, указав, в частности, что обязанность возместить причиненный вред как мера гражданско-правовой ответственности применяется при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения и причинную связь между ними.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Определен порядок заполнения формы генерального соглашения об общих условиях совершения Банком России и кредитной организацией сделок РЕПО на организованных торгах и не на организованных торгах в РФ

Форма генерального соглашения об общих условиях совершения Банком России и кредитной организацией сделок РЕПО на организованных и не на организованных торгах в РФ в формате PDF, размещенная на сайте Банка России в сети Интернет в разделе "Денежно-кредитная политика" в рубрике "Допуск к операциям РЕПО с Банком России", заполняется, распечатывается кредитными организациями в двух экземплярах (с помощью двухсторонней печати) и подписывается руководителем кредитной организации, уполномоченным лицом или лицом, исполняющим обязанности руководителя.

Оформленные со стороны кредитной организации два экземпляра Генерального соглашения направляются в Операционный департамент Банка России в порядке, установленном Информационным письмом Банка России от 02.11.2016 N ИН-05-19/76.

Прилагаются Правила заполнения кредитными организациями формы уведомления о платежных и иных реквизитах кредитной организации.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения

Перечень процедур включает в себя процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, в том числе:

процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территорий;

процедуры, связанные с предоставлением прав на лесной участок и его использованием для целей строительства;

процедуры, связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства нежилого назначения к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием;

процедуры, связанные с осуществлением строительства, реконструкции объектов капитального строительства нежилого назначения;

процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта капитального строительства нежилого помещения в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.

Во вторую часть перечня включены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В случае подготовки нормативных правовых актов, предусматривающих изменение количества процедур в указанной сфере строительства, соответствующими государственными органами государственной власти в Минстрой России направляются предложения по изменению перечня процедур.

Ведение реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, обеспечивает Минстрой России. Устанавливается перечень сведений, подлежащих включению в реестр описаний процедур. Вводится обязанность высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ представлять в Минстрой России необходимые для ведения реестра процедур сведения и сроки их предоставления.

Реестр описаний процедур подлежит размещению на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Разъяснен порядок возврата денежных средств, излишне уплаченных в компенсационный фонд при переходе ЮЛ или ИП в саморегулируемую организацию по месту регистрации

Сообщается, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года, подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие лица.

В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение 7 рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение.

Если в установленный срок саморегулируемая организация, членство в которой индивидуального предпринимателя, юридического лица было прекращено, не выполнит свои обязательства по перечислению взноса в компенсационный фонд или выполнит их частично, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо могут самостоятельно внести взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и при необходимости компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, в которую осуществляют переход, в соответствии с заявленным уровнем своей ответственности.

При исполнении саморегулируемой организацией, членство в которой индивидуального предпринимателя, юридического лица было прекращено, своей обязанности по перечислению внесенного таким лицом взноса в компенсационный фонд, после установленного срока, самостоятельно внесенные таким индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, в которую осуществлен переход, должны быть возвращены внесшему такие взносы лицу. Возврат самостоятельно внесенных индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом взносов в указанном случае может быть осуществлен как возврат ошибочно перечисленных средств.

Кроме того, самостоятельно внесенный взнос в компенсационный фонд региональной саморегулируемой организации рассматривается судами как убытки такого лица, причиненные саморегулируемой организацией, членство индивидуального предпринимателя, юридического лица в которой было прекращено, вследствие неисполнения своих обязательств.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Межведомственное электронное взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами с 31 декабря 2017 года будет осуществляться только с использованием единого электронного сервиса

Указанным органам власти и фондам необходимо обеспечить организационную и технологическую возможность предоставления информации с использованием единого электронного сервиса в рамках межведомственного электронного взаимодействия с 1 июля 2017 года.

Также региональным и местным органам власти рекомендовано:

- с 1 июля 2017 г. обеспечить организационную и технологическую возможность предоставления информации с использованием единого электронного сервиса в рамках межведомственного электронного взаимодействия;

- с 31 декабря 2017 г. осуществлять межведомственное электронное взаимодействие с использованием единого электронного сервиса.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Правительством РФ определен перечень субстанций и методов, запрещенных для использования в спорте

Перечень включает запрещенные субстанции - анаболические агенты (S1), пептидные гормоны, факторы роста и миметики (S2), гормоны и модуляторы метаболизма (S4), а также запрещенные методы - манипуляции с кровью и ее компонентами (M1), химические и физические манипуляции (M2), генный допинг (M3).

За склонение спортсмена к использованию субстанций и/или методов, запрещенных для использования в спорте, и за использование в отношении спортсмена субстанций и/или методов, запрещенных для использования в спорте, Федеральным законом от 22.11.2016 N 392-ФЗ введена уголовная ответственность (статьи 230.1 и 230.2 УК РФ соответственно).

С 30 марта 2017 года вновь вводится временный запрет розничной продажи отдельных видов спиртосодержащей непищевой продукции

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписано приостановить на срок 90 суток розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами (за исключением стеклоомывающих жидкостей, нежидкой спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей продукции с использованием укупорочных средств, исключающих ее пероральное потребление) с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, осуществляемой ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов за 0,5 литра готовой продукции, установленной Приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н.

Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и на железнодорожном транспорте поручено в том числе усилить контроль за оборотом стеклоомывающих жидкостей и спиртосодержащих пищевых добавок и ароматизаторов.

Постановление вступило в силу с момента его официального опубликования.

ОБОРОНА

Объявлен "весенний" призыв на военную службу

С 1 апреля по 15 июля 2017 года на военную службу будут призваны 142 000 граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву которых истек, с военной службы будут уволены.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Граждане России смогут посещать ЮАР без визы

Согласно договоренности между Россией и ЮАР, граждане РФ, являющиеся владельцами действительных загранпаспортов, освобождаются от требований получения виз для въезда, пребывания, выезда или следования транзитом через территорию ЮАР.

Срок каждого такого пребывания не может превышать 90 дней.

Поездки несовершеннолетних граждан осуществляются по их действительным проездным документам.

Въезд в целях осуществления трудовой деятельности, обучения в учебных заведениях либо проживания осуществляется по визам.

Компетентные органы ЮАР сохраняют за собой право отказать во въезде или сократить срок пребывания граждан, присутствие которых они сочтут нежелательным.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы