от 16 февраля 2017 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Правительством РФ определены правила ввоза в Россию почвы в научных целях (кроме почвы, ввозимой из государств ЕАЭС)

Определено, что ввоз почвы в научных целях разрешается научным и образовательным организациям, уставные цели которых предусматривают осуществление научной и (или) научно-технической деятельности. В ввозимой почве допускается наличие карантинных объектов, а также иных вредных организмов.

Ввоз разрешается на основании заявки, подаваемой руководителем организации в Россельхознадзор, по форме, утвержденной Минсельхозом России.

В заявке указываются страна происхождения почвы, объем и количество образцов, вид упаковки, сведения об отсутствии в почве вредных организмов или наличии организмов, не являющихся карантинными объектами или организмами, известными как вредные в РФ, а также место проведения научных исследований почвы.

Договоры управления многоквартирными домами, в которых доля государства в праве общей собственности на общее имущество составляет более 50 процентов, могут быть заключены только по результатам открытого конкурса

ФАС России по результатам проведения анализа законодательства и судебной практики сделаны следующие выводы:

в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем 50 процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Федерального закона "О защите конкуренции";

непроведение открытого конкурса по выбору управляющей организации может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению МКД, что свидетельствует о нарушении законодательства о защите конкуренции;

в случае, если доля физических лиц - собственников жилых помещений в доме составляет менее 50 процентов от общего числа собственников, а доля государства - более 50 процентов, то физические лица лишены возможности принять решение о выборе управляющей компании самостоятельно, без участия публичных образований (при этом порядок участия публичных образований в правоотношениях, связанных с порядком выбора организации по управлению многоквартирным домом, определен статьями 161 - 162 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75).

При проведении проверок соблюдения обязательных требований к продукции, подлежащей контролю, Роспотребнадзор планирует активно применять контрольную закупку

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

В связи с тем, что статьей 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), проектом предлагаются соответствующие дополнения в Закон РФ "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которыми допускается проведение контрольных закупок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Минэкономразвития России разъяснен порядок осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав

Сообщается, что Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен перечень случаев, при которых государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в частности, в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется в том числе по заявлению кадастрового инженера, иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

Земельным кодексом РФ предусмотрена возможность представления в орган регистрации заявления о государственном кадастровом учете иным лицом и кадастровым инженером. Возможность представления в орган регистрации заявления о государственном кадастровом учете иным лицом также предусмотрена Градостроительным кодексом РФ.

ЖИЛИЩЕ

Площадь, занимаемая перегородками, учитывается в площади этажа

Сообщается, в частности, что площадь здания (жилого и нежилого) для целей государственного кадастрового учета определяется с учетом положений пунктов 2, 3, 5, 6, 8, 9 Требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90, согласно которым площадь, занимаемая перегородками, учитывается в площади этажа, а соответственно и в площади здания (жилого и нежилого).

Минстроем России изложено мнение по вопросу о возможности установления объема потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества ниже нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

Сообщается, в частности, что положения Жилищного кодекса РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (МКД), отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД применяются с 1 января 2017 года.

При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения таких расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД.

По мнению Минстроя России, размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

После утверждения органами государственной власти субъектов РФ нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электроэнергии в целях содержания общего имущества в размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества будет определяться размером соответствующего норматива потребления.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены МКД или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями МКД и жилых домов.

Устанавливаемые субъектами РФ нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества будут учитывать результаты проведения энергосберегающих мероприятий в МКД.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Введена детализация кодов целевых статей в отношении некоторых видов расходов, софинансирование которых осуществляется путем предоставления субсидий

Коды целевых статей расходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (местных бюджетов), софинансирование которых осуществляется за счет предоставления субсидий, по соответствующим направлениям расходов, по которым предусмотрены различные уровни софинансирования, устанавливаются с детализацией пятого разряда кодов направлений расходов, содержащих значения R0000 - R9990 и L0000 - L9990, и (или) 8 - 12 разрядов кода расходов бюджетов (программной (непрограммной) части кода целевой статьи расходов бюджета.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Определены коды видов полезных ископаемых в отношении многокомпонентных комплексных руд, добываемых на территории Красноярского края

С 1 января 2017 г. согласно внесенным изменениям, многокомпонентные комплексные руды, добываемые на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, подлежат налогообложению НДПИ по ставкам 730 или 270 рублей за 1 тонну в зависимости от наличия в них меди, никеля и металлов платиновой группы.

До внесения соответствующих изменений в порядок заполнения налоговой декларации по НДПИ при ее заполнении рекомендовано применять следующие коды вида полезного ископаемого:

05100 - многокомпонентная комплексная руда, содержащая медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, облагаемая по ставке НДПИ 730 рублей за 1 тонну руды;

05200 - многокомпонентная комплексная руда, не содержащая медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, облагаемая по ставке НДПИ 270 рублей за 1 тонну руды.

Разъяснен порядок отражения в налоговой декларации по НДПИ значения корректирующего коэффициента Ккм

С 1 января 2017 г. корректирующий коэффициент Ккм устанавливается равным результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп, определяемого в соответствии с пунктами 17 и 18 статьи 342.4 НК РФ. При этом округление полученного значения не установлено.

Для налогоплательщиков НДПИ, поименованных в подпункте 1 пункта 18 статьи 342.4 НК РФ, корректирующий коэффициент Ккм может принимать следующие значения:

3,61734097612555 (6,5 / 1,7969) - на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно;

4,635572671516189 (6,5 / 1,4022) - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно;

4,501073332871685 (6,5 / 1,4441) - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно.

Сообщается, что до внесения соответствующих изменений в налоговую декларацию по НДПИ налогоплательщикам необходимо отражать полученное значение корректирующего коэффициента Ккм с учетом 1 знака после запятой, при этом расчет суммы НДПИ производить исходя из полученного (в результате деления 6,5 на коэффициент Кгп) значения корректирующего коэффициента Ккм без округлений.

ФНС России разъяснила, в каких случаях налог в отношении земельных участков, принадлежащих физлицам, может начисляться с повышающим коэффициентом

Так, на земельные участки, приобретенные физическими лицами в собственность для индивидуального жилищного строительства, земельный налог будет начисляться с коэффициентом 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

На земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами для иных видов жилищного строительства, исчисление налога будет производиться с коэффициентом 2 в течение трех лет, начиная с момента государственной регистрации прав на данные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

15 февраля 2017 года истекает срок подачи уведомления о переходе с этого года на ЕСХН для ЮЛ и ИП, оказывающих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям

В целях поддержания сельскохозяйственной отрасли с 1 января 2017 года расширено понятие "сельскохозяйственный производитель" для целей налогообложения.

К их числу отнесены организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям и имеющие от этого не менее 70% дохода.

Согласно разъяснению речь идет в том числе о работах по подготовке полей к посевам, возделыванию сельхозкультур, обрезке фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживанию риса, рассаживанию свеклы.

В сфере животноводства льготное налогообложение распространяется на услуги по выпасу и перегонке скота, содержанию сельскохозяйственных животных и уходу за ними.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Определена процедура проведения Банком России осмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде

Осмотр предмета залога осуществляется в целях проведения:

оценки качества ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности, полноты формирования резервов на возможные потери по ссудам;

оценки качества активов, включенных в состав активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, а также находящихся в залоге по кредитам Банка России;

экспертизы предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде.

В приложениях к Инструкции приведены образцы необходимых документов, в том числе поручения на осмотр предмета залога или ознакомление с деятельностью заемщика (залогодателя).

Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования.

Кредитным организациям рекомендовано обратить внимание на обоснованность переводов денежных средств нерезидентам по внешнеторговым контрактам, предусматривающим оказание услуг по перевозке (транспортировке) товара

Сообщается, что возрастающие непропорционально объему импорта товаров в Российскую Федерацию масштабы таких операций позволяют предполагать, что действительными их целями могут являться незаконный вывод денежных средств, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

Резиденты - юридические лица, осуществляющие указанные переводы, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками:

размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юридического лица соответствующей организационно-правовой формы;

учредитель (участник) клиента, его руководитель и (или) лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского учета клиента, совпадают в одном лице;

в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа клиента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа клиента - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени клиента без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация ФНС России о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;

постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Для расчетов по таким контрактам клиент кредитной организации использует счета, иные расходные операции по которым, как правило, клиентом не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, при этом размер сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемых с заработной платы работников клиента, может свидетельствовать о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы).

Учитывая изложенное, в отношении таких клиентов рекомендуется:

уделять повышенное внимание всем проводимым ими операциям;

запрашивать у клиента паспорт сделки и ведомость банковского контроля по контракту, связанному с приобретением перевозимого товара (в случае ввоза товара на территорию РФ), а также копии договоров (контрактов) по приобретению (отчуждению) перевозимого товара и документы, подтверждающие его наличие у грузоотправителя или перевозчика (перечень запрашиваемых документов определяется кредитной организацией самостоятельно).

В случае непредставления запрошенных документов либо возникновения сомнений в их достоверности рекомендуется:

отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи;

направлять в уполномоченный орган информацию об операциях клиентов.

Также рекомендуется возобновлять обслуживание (начинать обслуживание) клиента с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) при условии предоставления клиентом запрошенных кредитной организацией документов, на основании которых кредитная организация сможет сделать вывод об отсутствии у нее подозрений в том, что целью совершения операции является незаконный вывод денежных средств из РФ, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

Банком России планируется смягчить критерии в отношении кредитных требований к малым предприятиям в целях применения к ним пониженного коэффициента риска 75% при расчете обязательных нормативов

Проект Указания разработан в качестве дополнительных мер по стимулированию кредитования малых и средних предприятий (изменения коснутся критерия дробности, необходимого для оценки степени риска по каждому конкретному клиенту).

Отменен норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1), ограничивающий кредитный риск банка и определяющий максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), к собственным средствам (капиталу) банка.

Уточнения коснулись также расчета нормативов в части учета операций с ценными бумагами, полученными при внесении активов в имущественный пул, формируемый клиринговой организацией (клиринговые сертификаты участия).

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Утверждена форма отчета об аккредитационной экспертизе образовательных организаций, а также форма заключения экспертов, составленного по результатам аккредитационной экспертизы

По результатам такой экспертизы проводится государственная аккредитация образовательной деятельности, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в образовательной организации федеральным образовательным стандартам. По окончании проведения такой экспертизы члены экспертной группы готовят отчеты об аккредитационной экспертизе в части закрепленных за ними образовательных программ.

Заключение экспертной группы содержит, в частности, сведения о материалах, представленных образовательной организацией при проведении аккредитационной экспертизы, а также характеристику содержания и качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, вывод о соответствии (несоответствии) указанных содержания и качества федеральным образовательным стандартам по каждой программе.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Минздравом России утверждена форма спецификации на биомедицинский клеточный продукт

Согласно закону о биомедицинских клеточных продуктах такая спецификация составляется разработчиком или производителем на каждый разработанный продукт, прошедший доклиническое исследование, и представляет собой документ, содержащий сведения о типе (аутологичный, аллогенный, комбинированный) продукта, его качественном и количественном составе, биологических и иных характеристиках клеточной линии и продукта.

С 1 января 2017 года при измерении физических факторов неионизирующей природы на рабочих местах необходимо руководствоваться СанПиН 2.2.4.3359-16 "Гигиенические требования к физическим факторам на рабочих местах"

Указанный СанПиН объединяет в одном документе гигиенические требования и нормативы по микроклимату, шуму, вибрации, инфразвуку, ультразвуку, освещенности, электромагнитным полям, лазерному излучению на рабочих местах, которые ранее нормировались в более чем 15 нормативных актах.

При этом действие указанных нормативных правовых актов не отменяется, так как в них регламентируются гигиенические нормативы к физическим факторам неионизирующей природы не только на рабочих местах, но также и в жилых помещениях и на селитебной территории. Данные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей СанПиН 2.2.4.3359-16.

ПРАВОСУДИЕ

Верховный Суд РФ предлагает выделить государственную службу в судебной системе в отдельный вид государственной службы

Проектом, в частности:

раскрывается понятие "должности государственной судебной службы", которые представляют собой должности, учреждаемые для создания надлежащих условий для отправления правосудия Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами;

декларируются принципы судебной службы;

устанавливаются права и обязанности служащего судебной службы, требования и запреты, связанные с прохождением судебной службы (например, служащему судебной службы запрещается заниматься предпринимательской, другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы, быть в суде представителем граждан, выполнять функции по осуществлению правосудия, совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса);

вводятся специальные классные чины судебной службы и сохраняются классные чины юстиции для служащих, замещающих должности, квалификационным требованием к которым является юридическое образование;

регламентируются вопросы, связанные с осуществлением судебной службы, в том числе порядок поступления, служебное время и время отдыха, общие принципы оплаты труда, дисциплинарная и материальная ответственность служащего судебной службы, основания и последствия прекращения служебного контракта.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы