от 1 декабря 2016 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Члены семьи государственного (муниципального) служащего имеют право представлять любые необходимые доказательства законности происхождения доходов, направленных на приобретение имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения подпункта 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в той мере, в какой, допуская обращение в порядке гражданского судопроизводства в доход Российской Федерации принадлежащих лицу, замещающему должность государственной (муниципальной) службы, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых таким лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, а также денежных средств, полученных от продажи такого имущества, эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:

предполагают необходимость учета при определении оснований применения данной меры государственного принуждения всего объема законных доходов, которые были получены указанными лицами и могли быть использованы для приобретения соответствующего имущества, в том числе законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах, и позволяют указанным лицам представлять доказательства законности происхождения своих доходов;

не препятствуют суду принимать любые допустимые ГПК РФ доказательства, представленные как государственным (муниципальным) служащим, так и его супругой (супругом) и - с особенностями, установленными данным Кодексом, - несовершеннолетними детьми в подтверждение законного происхождения средств, позволивших приобрести соответствующее имущество, которые подлежат оценке судом по его внутреннему убеждению с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении;

не препятствуют суду при выявлении незначительного расхождения размера доходов, законность происхождения которых подтверждена, и размера расходов на приобретение соответствующего имущества с учетом фактических обстоятельств конкретного дела определить ту его часть, которая приобретена на доходы, законность происхождения которых не доказана, и потому подлежит обращению в доход Российской Федерации (либо денежные средства, полученные от реализации такого имущества), а также определить порядок исполнения своего решения с учетом особенностей этого имущества.

Выдача сертификатов Системы сертификации ГОСТ Р в рамках добровольной сертификации не противоречит законодательству, а ранее выданные сертификаты соответствия действительны до окончания срока их действия

Применение знака соответствия осуществляется на основании разрешения на право применения знака соответствия Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России, полученного в соответствии с Положением о знаке соответствия Системы добровольной сертификации продукции, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 04.11.2000 N 76.

Приведен перечень документов, которыми следует руководствоваться при проведении процедур добровольной сертификации продукции и работ (услуг) в Системе ГОСТ Р.

Кроме того, сообщается, что правовыми последствиями принятия Приказа Минпромторга России от 22.09.2016 N 3358 является отмена права использования бланков Системы сертификации ГОСТ Р для целей обязательной сертификации. Принятие данного приказа не изменяет правовое регулирование деятельности в области добровольной сертификации.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Изменения, предлагаемые к внесению в части первую и вторую Гражданского кодекса РФ, подготовлены к рассмотрению во втором чтении

Поправки вносятся в положения, регулирующие, в частности, вопросы займа и кредита, вопросы уступки денежного требования, банковские вклады и банковские счета, оборот сберегательных и депозитных сертификатов, аккредитивов, порядок исполнения платежных поручений. Вводится новая глава 47.1 "Условное депонирование (эскроу)".

Кроме того, в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "О несостоятельности (банкротстве)", "Об исполнительном производстве" предлагаются изменения в части совершения банковских операций и иных сделок с драгоценными металлами, а также обращения взыскания на имущество и денежные средства должника.

Проектом в числе прочего предусматривается, что:

положения ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня его вступления в силу, если не предусмотрено иное;

выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сберегательные (депозитные) сертификаты сохраняют свое действие на тех условиях, на которых они были выданы;

банки, имеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензию Банка России, предоставляющую право привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы, вправе осуществлять банковские операции с драгоценными металлами, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции настоящего Федерального закона), без получения дополнительной лицензии Банка России, а также без соблюдения требований к сроку деятельности кредитной организации;

опекуны малолетних или недееспособных граждан обязаны в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального закона перевести с согласия органов опеки и попечительства суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, размещенные на банковских счетах подопечных, открытых на имя подопечных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в указанном органом опеки и попечительства размере на отдельные номинальные счета (пункт 1 статьи 37 ГК РФ).

Предполагается, что соответствующий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2017 года.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по автоматизации информационно-аналитической деятельности в сфере безопасности

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является повышение эффективности поддержки процессов принятия решений в государственных органах, обеспечивающих национальную безопасность, за счет создания и применения информационно-аналитических систем в защищенном исполнении (ИАС).

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- применение ИАС в защищенном исполнении в процессах АИАД;

- проектирование ИАС в защищенном исполнении;

- эксплуатация ИАС в защищенном исполнении;

- организационное управление в ИАС в защищенном исполнении;

- проведение исследований в области эффективных технологий АИАД.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является обеспечение эффективных информационно-коммуникационных взаимодействий субъектов экономики, служащих реализации социокультурных, экономических и коммерческих интересов их организаторов и участников и выполняющих роль маркетингового инструмента развития рыночной экономики страны.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- операционная деятельность по организации торгово-промышленных выставок;

- управление проектом торгово-промышленной выставки;

- управление процессом подготовки к участию в торгово-промышленной выставке организации-экспонента;

- стратегическое управление выставочной деятельностью организации - профессионального организатора торгово-промышленных выставок.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по операциям на межбанковском рынке

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является привлечение и размещение денежных ресурсов на межбанковском кредитном рынке в целях поддержания банком ликвидности и получения дохода.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- обеспечение межбанковского взаимодействия;

- проведение операций на межбанковском рынке;

- организация операций на межбанковском рынке.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по операциям с драгоценными металлами

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является совершение банками операций с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов в интересах клиентов и банка.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение операций с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов;

- осуществление операций с драгоценными металлами в физической форме;

- осуществление операций с драгоценными металлами в безналичной форме.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по платежным услугам

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является предоставление сервиса платежных услуг физическим и юридическим лицам.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- выполнение расчетных операций;

- организация взаимодействия с подразделениями банка по внедрению платежных услуг.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по потребительскому кредитованию

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является предоставление банковских услуг физическим лицам на основании договора потребительского кредита.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- проведение комплекса мероприятий для определения целесообразности предоставления потенциальному заемщику потребительского кредита;

- контроль исполнения обязательств по договорам потребительского кредита и мониторинг качества потребительских кредитов;

- организация эффективной деятельности подразделения, осуществляющего потребительское кредитование.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Заявление о распоряжении средствами материнского капитала теперь можно подать в форме электронного документа через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФ РФ

Установлено, что заявление о распоряжении средствами МСК может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 553, в том числе посредством информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".

Предусмотрены порядок регистрации заявления, направления заявителю уведомления о получении заявления с указанием даты представления и перечня необходимых документов, а также последствия непредставления необходимых документов.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

В 2017 году предельная величина дохода физлица, с которого уплачиваются страховые взносы на социальное и пенсионное страхование, установлена в размере 755 000 рублей и 876 000 рублей соответственно

Правительством РФ утверждено постановление об индексации с 1 января 2017 года предусмотренной законодательством базы для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ:

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в 1,051 раза (предельная величина базы - 755 000 рублей нарастающим итогом с начала года);

- на обязательное пенсионное страхование - в 1,9 раза (876 000 рублей нарастающим итогом с начала года).

Вводятся в действие форма и формат уведомления о необходимости представления налоговой декларации по НДС иностранной организацией, оказывающей IT-услуги

С 1 января 2017 года Налоговый кодекс РФ дополняется новой статьей 174.2, устанавливающей особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме (это, в том числе, предоставление прав на использование программ (включая компьютерные игры), оказание рекламных услуг в сети "Интернет", предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга и т.д.).

При непредставлении налоговой декларации по НДС иностранной организацией, оказывающей такие услуги, в установленный срок налоговый орган обязан направить данной организации уведомление о необходимости представления налоговой декларации.

В целях реализации налоговыми органами соответствующих полномочий утверждена форма такого уведомления и формат его направления в электронной форме.

Разъяснен порядок отражения в бюджетном учете и отчетности операций, связанных с упразднением Росфиннадзора

Согласно разъяснениям, приведенным в письме Минфина России, в целях отражения в бюджетном учете операций по передаче правопреемникам (Федеральному казначейству, ФТС России, ФНС России) активов, обязательств, бюджетных данных в рамках мероприятий по упразднению Службы возможно применить положения ГК РФ по реорганизации.

Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня установлен приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н "О Порядке доведения бюджетных ассигнований...".

Сообщается о необходимости передачи показателей не только на дату подписания акта приема-передачи активов, обязательств, показателей финансового результата, бюджетных данных (на дату мероприятий по упразднению), но и осуществить техническую передачу показателей, которые сформировали указанные передаваемые данные.

Приведены бухгалтерские записи, которыми отражаются в бюджетном учете соответствующие операции.

Разъяснены вопросы налогообложения НДФЛ доходов при прощении долга по беспроцентному займу

Речь идет о материальной выгоде от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом, полученным до 1 января 2016 года (уточнение к письму ФНС России от 27.10.2016 N БС-4-11/20459@).

С учетом положений НК РФ сообщается, что материальная выгода возникает, если ставка по рублевому займу меньше 2/3 ставки рефинансирования.

До 1 января 2016 года датой получения такого дохода считался день возврата заемных средств. После этой даты - последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.

Таким образом, в случае, если до 2016 года погашение задолженности по беспроцентному займу не производилось, то дохода в виде материальной выгоды, подлежащего обложению НДФЛ, не возникало.

Указано также, что при прощении долга материальной выгоды за пользование беспроцентными займами за периоды до 2016 года у налогоплательщика также не возникает.

Вместе с тем у должника возникает экономическая выгода в виде суммы прощенной задолженности. Указанный доход подлежит налогообложению НДФЛ в установленном порядке.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Ломбардный список Банка России дополнен новыми ценными бумагами

Такими бумагами, в частности, являются:

биржевые облигации АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АЛЬФА-БАНК", имеющие идентификационный номер выпуска 4B021701326B;

биржевые облигации государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-02-00004-T-001P, 4B02-03-00004-T-001P, 4B02-04-00004-T-001P;

биржевые облигации Общества с ограниченной ответственностью "Фольксваген Банк РУС", имеющие идентификационный номер выпуска 4B020103500B001P;

биржевые облигации Публичного акционерного общества "Акционерная финансовая корпорация "Система", имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-04-01669-A-001P.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, обязаны подать заявку о постановке таких объектов на государственный учет

Росприроднадзором разъяснено, что вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. От исполнения указанной обязанности освобождены лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. При этом присвоение категории объекту осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Постановка объектов на государственный учет производится на основании заявки, подаваемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена административная ответственность. Таким образом, освобождение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории, подтверждаемой выданным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельством о постановке на государственный учет этого объекта.

Кроме того, разъясняется, что при возврате внесенных в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду платежей компенсационные выплаты не предусмотрены.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Актуализированы разъяснения для судов по вопросам применения законодательства, предусматривающего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности

Внесены поправки в следующие постановления Пленума Верховного Суда РФ:

от 27.06.2013 N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности";

от 22.12.2015 N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания";

от 10.02.2009 N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации";

от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами Российской Федерации законодательства об исполнении приговора";

от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних".

В частности:

раскрыты понятия "ущерб" и "заглаживание вреда", используемые в УК РФ;

уточнено ранее данное разъяснение о том, что возмещение ущерба или заглаживание вреда (статьи 75 - 76.2 УК РФ) могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами;

разъяснен порядок определения размера ущерба, подлежащего возмещению, для освобождения от уголовной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 76.1 УК РФ;

дано толкование порядка освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (статья 76.2 УК РФ), разъяснено, в каком случае лицо является уклоняющимся от уплаты штрафа, перечислены уважительные причины неуплаты судебного штрафа;

разъяснено, что в суд направляется постановление следователя, согласованное с руководителем следственного органа, или постановление дознавателя, согласованное с прокурором, о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа вместе со всеми материалами уголовного дела (раскрыты содержание постановления, основания для отказа в его принятии к рассмотрению, содержание описательно-мотивировочной и резолютивной частей постановления судьи об удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, даны рекомендации по рассмотрению ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа);

разъяснено, что при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности на основании статьи 76.2 УК РФ суду необходимо учитывать особенности, предусмотренные нормами главы 14 УК РФ, касающиеся, в частности, исчисления сроков давности уголовного преследования, сроков погашения судимости, размера штрафа, который может быть назначен несовершеннолетнему в качестве наказания, и т.д.

ПРАВОСУДИЕ

Обновлены разъяснения положений уголовно-процессуального законодательства о судебном приговоре

Постановлением Пленума ВС РФ, в частности:

разъяснены общие требования к вводной части приговора, к описательно-мотивировочной части оправдательного и обвинительного приговоров, особенности описательно-мотивировочной и резолютивной частей оправдательного приговора, описательно-мотивировочной части обвинительного приговора, описательно-мотивировочной части обвинительного приговора, постановленного в особом порядке;

указано, что суды обязаны строго выполнять требования статьи 307 УПК РФ о необходимости мотивировать в обвинительном приговоре выводы по вопросам, связанным с назначением уголовного наказания, его вида и размера;

регламентирован порядок разрешения в приговоре вопросов, связанных с гражданским иском;

разъяснено, что приговор должен излагаться в ясных и понятных выражениях (недопустимо использование в приговоре непринятых сокращений и слов, неприемлемых в официальных документах, а также загромождение приговора описанием обстоятельств, не имеющих отношения к существу рассматриваемого дела).

Признано утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 N 1 "О судебном приговоре".

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы